Что такое корень слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Герфорт Вера Александровна

Данный материал предназначен для введения в тему по русскому языку "Что такое корень слова" в 3 классе по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_koren_slova.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое корень слова?

Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.

Планируемые результаты (предметные): научатся определять в слове корень и распознавать однокоренные слова.

Личностные результаты: проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные учебные действия (метапредметные):  Р: производить анализ, сравнение, обобщение при выполнение заданий;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте слова. Рыбак,щука, рыба, рыбачить. 

Как называются такие слова? (Это однокоренные слова.)

—  Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

—  Как пишутся корни в однокоренных словах?

—  Подберите однокоренные слова с таким же корнем.

—  Сформулируйте тему урока.

III. Работа по теме урока. 1. Беседа

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым —

Был он только словом.

Это слово — слово корень —

Разрастаться стал он вскоре

И плоды нам принесло —

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном. Е. Измайлов

—  О чём идёт речь в этом стихотворении? (О корне слова.)

—  Послушайте небольшую шутку. Родня ли гусеница гусю?

— Вы кто такие?

— Я гусь, это гусыня, это наши гусята.

— А ты кто?

— А я ваша тётка — гусеница.

Есть ли в этом рассказе «родственники»? Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница — не родственное слово. А Петя возразил:

— Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

—  А вы согласны с Петей? Почему?

  1. Работа по учебнику

Упр. 130.  Прочитайте текст.

—  Найдите в тексте однокоренные слона. Докажите, что они однокоренные. (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.)

—  Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.)

—  Как называется общая часть? (Корень.) —  Объясните лексическое значение каждого слова.

—  Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 131  Прочитайте предложения.

—  Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. (Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые.)

—  Чем похожи эти слова? (Имеют общую часть и значение.)

—  Объясните лексическое значение каждого слова.

—  Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов? (Корень.)

—  Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке. —  Что такое корень? —  Приведите примеры однокоренных слов.

—  Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 132

VI. Рефлексия. Игра «Узнай, кто это»

—  Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите в словах корень.

Кто рыбачит на реке с тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит...)

Кто хлопочет с поварёшкой, варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье...)

Кто на ранней зорьке встал, плугом поле распахал? (Тракторист, трактор...) 

Кто пасёт овец и коз там, где луг травой зарос? (Пастух, пастбище...)      В. Викторов

—  Какая часть слова хранит лексическое значение всех однокоренных слов?

—  Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

—  Что такое корень слова? —  Назовите признаки однокоренных слов.

Домашнее задание Упр.133+подготовка к диктанту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ФГОС "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Урок разрабртан с требованиями ФГОС. Урок по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"....

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова....