Практическое занятие Современное учебное занятие
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Старикова Инна Витальевна

Конспект урока "Парная согласная в конце слова, в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnaya_soglasnaya._starikova_iv.docx42.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет, класс: Русский язык, 3

Программа: Школа России

Учебник, автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Учитель: Старикова Инна Витальевна

Тип урока: Урок формирования новых знаний 

Методы и приемы: Методы: проблемно – диалогический, наглядный.

Формы и виды работ: Фронтальная, парная, индивидуальная

Тема: Правописание парных согласных на конце и в корне слова.

Цель: Формирование навыка правописания парных согласных в корне слова

Задачи:

Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.

Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать  познавательный интерес, желание учиться и делать открытия. 

Личностные

- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению родного языка

- осуществлять оценку работ и ответов одноклассников  на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Метапредметные

Познавательные

- активизировать познавательную деятельность

- формулировать проблему, выдвигать гипотезы и их обосновывать

- осуществлять анализ объекта с целью выявления признаков и формулировки характеристики изучаемых объектов

- проводить сравнение, классификацию учебного материала по заданным критериям

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов

- давать характеристики изучаемым  объектам на основе их анализа

- строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи  

-структурировать знания, делать выводы; преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

- оценивать вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные

- воспринимать мнение других людей о языковых явлениях

- понимать задаваемые вопросы

- выражать свою точку зрения

- адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, принимать их позицию

 - обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, осуществлять взаимоконтроль

Предметные:

- продолжить формирование представления об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова;

- формировать умение проверять написание слов с парным согласным на конце и в середине слова.

Ресурсы: индивидуальные карточки с заданиями, демонстрационные листы для алгоритма, учебник русского языка Канакина В.П., Горецкий В.Г.  

                                                                                                Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, дорогие ребята и гости!

Ладошка к ладошке

Мы руки возьмем

И дружной семьей

Работу начнем.

- Именно с добром мы можем преодолеть все трудности.  

- Продолжите предложение: «Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы…………»

- А я сегодня пришла на урок русского языка для того, чтобы помочь вам открыть для себя новые знания.

Итак, за работу!

- Будем продолжать исследовать тайны русского языка.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Разогревают ладошки. Приветствуют друг друга.

Предположения ребят

Открывать новые знания

Мотивационная и эмоциональная готовность  к учебной деятельности.

Личностные

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Загадка. Определите, о каком времени года идет речь

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен, Кто же я … (осень)

                                                           

- О каком времени года идёт речь?  (Осень)                 

- Вам на парты Осень рассыпала листочки.

- А выполнять задания вы будете в паре.  Давайте вспомним, какие качества вам потребуются, чтобы работать в паре и справиться с заданием.

Рассмотрите записи на листочках

-Внимание, задание! 

- Что записала Осень на листочках? (буквы)

- Что объединяет все эти буквы? (согласные)

- Какие это согласные? (парные)

- Разложите листочки по парам.

-Какие буквы разместили на верхней строчке?   На нижней?    (Верхней строчки буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.)

- Остались ли лишние буквы? Почему? (М, Р – у них нет пары)  (СЛАЙД 1)

Пальчиковая физминутка

- Минутка чистописания. (откройте тетради, запишите число, кл работа.)

- Запишите согласные парами.

Ученики слушают и выполняют задания.

Работа в парах.

1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно.

2.Выслушать мнение другого.

3.Найти общее решение.

 

Называют согласные звуки.

Записывают парные согласные. Называют звуки, которые они обозначают.

б   в  д  ж  з  г

п  ф  т  ш  с  к

Регулятивные

Формулировать тему урока и ставить цели урока.

Познавательные

Умение анализировать, сравнивать и синтезировать языковой материал

Личностные

Проявлять интерес к изучению темы.

3. Поиск решения. Открытие нового знания.

в

м

о

р

к

о

в

ь

к

е

х

о

л

о

д

ч

а

к

м

е

д

в

е

д

ь

у

к

ц

й

ч

с

о

ч

т

й

ц

м

о

р

о

з

н

с

а

п

о

г

э

о

г

о

р

о

д

а

и

т

о

б

е

д

ж

э

б

й

м

с

н

е

г

ж

к

у

п

и

р

о

г

э

с

Перед вами ФИЛВОРД. Нужно найти словарные слова, которые спрятались и записать в тетрадь, поставить ударение (СЛАЙД 2)

 Слова: морковь, холод, медведь, мороз, сапог, огород, обед, снег, пирог.

Взаимопроверка по образцу на экране. (СЛАЙД 4)

Поменяйтесь тетрадками и проверьте написание слов

- Что объединяет данные слова? (парная согласная на конце слова)

- Как вы думаете,  эта тема нам известна?

- Какие способы проверки вы вспомнили?

 Парные согласные – самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный иль согласный подставляй!

- Правильно ли мы определили алгоритм давайте проверим по учебнику С 67 Вспомним

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Ответы обучающихся (подбирать проверочные слова и правильно записывать).

Ответы обучающихся (изменить форму слова, подобрать однокоренные слова).

Познавательные

Осмысление понятий связанных с данной темой, поиск решения проблемы.

Коммуникативные

Умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные

Планирование, прогнозирование своих действий.

4. Первичное закрепление во внешней речи

Игра «Угадай слово», подбери проверочное

А) крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр;      ГОРОД -города

Б) однолетнее растение из семейства тыквенных, шарообразной формы зелёного цвета с чёрными полосами, самая большая в мире ягода;   АРБУЗ-арбузы

В) вещи, предметы, которые берёт с собой пассажир в дорогу;             БАГАЖ-багажа

Г) двухколёсная или трёхколёсная машина для езды по дорогам, приводимая в движение с помощью педалей;        ВЕЛОСИПЕД-велосипеда

Д) холодная зимняя погода, холод;  МОРОЗ-морозы

Е) направление, путь следования, место для проезда или прохода, полоса земли, служащая для езды;       ДОРОЖКА-дорожечка

Ж) приём пищи в середине дня;  ОБЕД-обедать

З) сшитые листы чистой бумаги в клетку или в линейку для письма;      ТЕТРАДЬ-тетради

Обучающиеся отгадывают загадки, подбирают проверочные слова с парными согласными.

Регулятивные

Контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Физкультминутка

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Для этого будем делать зарядку

Чтобы здоровье было в порядке.

Выполняют физические упражнения.

Личностные

Умение применять правила охраны своего здоровья.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Урок наш продолжается,

Согласный будем проверять,

Работу в парах выполнять.

Работа в паре. Соберите пословицы.

- Нужно составить пословицу, записать в тетрадь и подчеркнуть орфограмму в слове с парными согласными, подобрать устно проверочное слово. (кто составит пословицу, объясните ее смысл, выступает один)

Землю красит солнце,        а человека труд.

Труд кормит,                       а лень портит.

Терпенье и труд                – все перетрут.

Будет хлеб,                         будет и обед.

Старый друг                    лучше новых двух.

Береги нос                       в сильный мороз.

Дети работают в паре, собирая пословицы.

Регулятивные

Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Познавательные

Умение анализировать и делать выводы

Коммуникативные

Умение  работать в паре, учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

Умение контролировать действия партнера.

Умение контролировать и оценивать свои  действия.

7. Включение в систему знаний (повторение)

Осень просит вас  помочь.  Один  неграмотный  мальчик  писал  диктант  и  допустил  много  ошибок.  Исправьте  их.

 Работа по тексту.

Ночью  ударил  сильный  морос.  Он  сковал  летком  реки.  Подул  реский  ветер.  Холодно  стало  дупкам  и  берёскам.

Записать первое предложение и разобрать по членам предложения и подписать части речи.

Ночью  ударил  сильный  мороз.

Дети читают текст и находят слова с парными согласными, устно подбирают проверочные слова.

Регулятивные

Умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Познавательные

Умение анализировать и делать выводы

Регулятивные

Умение контролировать и оценивать свои  действия.

Личностные

Умение  организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.

8. Подведение итога урока. Рефлексия деятельности

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какую мы ставили перед собой задачу?

-Удалось ли нам её решить?

Насколько вам удалось справиться на уроке с данной задачей, отразите в листе самооценки.  

 

Выставление оценок.

Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки.

Критически оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные

Умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные

Оценивать результат учебной деятельности.

9. Информация о домашнем задании

Домашнее задание: на выбор

1 вариант - составить десять слов с парными согласными в корне и подобрать проверочные слова;

2 вариант – составить пять словосочетаний с парными согласными в корне.

3 вариант- с 68 упр 124

Записывают домашнее задание в дневниках.

Познавательные

Построение самостоятельного процесса поиска.

Личностные

Смыслообразование, установление связи между учебной деятельностью и ее мотивов.

Приложение 1.

Перед вами ФИЛВОРД. Нужно найти словарные слова, которые спрятались, записать в тетрадь и поставить ударение в словах.

в

м

о

р

к

о

в

ь

к

е

х

о

л

о

д

ч

а

к

м

е

д

в

е

д

ь

у

к

ц

й

ч

с

о

ч

т

й

ц

м

о

р

о

з

н

с

а

п

о

г

э

о

г

о

р

о

д

а

и

т

о

б

е

д

ж

э

б

й

м

с

н

е

г

ж

к

у

п

и

р

о

г

э

с

Приложение 2.

Лист самооценки _________________________________

№ п\п

+    ?   -

1

Я могу объяснить тему урока

2

Правильно нашел и  написал словарные слова

3

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов

4

В паре помогал  собирать пословицу, находил орфограмму проверочные слова

5

Внимательно слушал учителя, одноклассников

6

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

7

В тетради писал красиво

                                              Моя оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели современного учебного занятия.

Цели современного учебного занятия в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения...

Специфика построения современного учебного занятия в условиях личностно-ориентированного обучения

В стаье отражены особенности личностно-ориентированного подхода к уроку, основополагающие направления деятельности учителя, рекомендации к проведению урока...

«Дидактические аспекты проектирования современного учебного занятия по математике в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ДО »

Программа и протокол районного методического объединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

"Школа юного кукловода"-сборник практических материалов к учебным занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Куклы вокруг нас"

Сборник практических материалов  содержит секреты управления  театральной куклой – правила и первоначальные навыки кукловождения,  технику управлени...