Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Калашникова Надежда Алексеевна

 

УМК " Школа России"

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование: Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»;

- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

 

Список используемой литературы:

1.«Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

2. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

5. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_slova_2_klass.docx49.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме                                    "Корень слова. Однокоренные слова"

УМК " Школа России"

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование: Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»;

- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

Список используемой литературы:

1.«Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

2. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

5. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007

Ход урока:

1.Оргмомент

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.                                                                                                           -Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

II. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится! (слайд)

Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

-  У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

III. Актуализация  знаний. 1.Чистописание.

1.На момент чистописания

Я приготовила вам задание

- Отгадайте загадку:  «Весной веселит, летом холодит, 
                                  Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)

Итак, какую букву мы будем писать? Это буква Д

- Какие звуки она обозначает?

Прежде чем повторить их написание, дайте характеристику этим  звукам.

- Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, е, ё, ю, я) Какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

- Запишите строчку слогов, где буква Д будет обозначать мягкий согласный звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук.

2. Орфографическая минутка. Работа над словарными словами. (слайд)

-Запишите слово по лексическому значению.

.  Дерево с дрожащими листочками. ( осина )

.  Дерево с белым стволом. ( берёза )

.  Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( рисунок)

.  Движение воздуха. ( ветер )

.  А как сказать, чтобы он был лёгким? (ветерок )

Приспособление для копки земли. (лопата )

- В каком слове все согласные звонкие? (берёза)

-Какое слово начинается с гласной? (осина)

-В каком слове согласных больше, чем гласных? (рисунок)

-В каком слове ударный первый слог? (ветер)

IV. Физкультминутка

- Сейчас мы немного отдохнём и продолжим нашу работу.

    Утром на лесной опушке

                                Собираются зверушки.

                                Все приучены к порядку:

                                Дружно делают зарядку.        

V. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока.

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

- Какие части растения вы знаете?

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,

 Я у слов и у цветов.

 Я упрятан в темноту

 Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное: (слайд)

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Обозначим проблемные вопросы:

1) Что такое корень

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

5) Признаки однокоренных слов

2. Работа по теме урока. Работа с ИКТ(слайд)

- (На слайде появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)

Сказка садовника:

Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.

Итак,  посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (садовый, посадка, пересадил, рассада, садовник, садик). Как в сказке  называются эти слова? (родственниками) Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – сад-) Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.

Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.

- Прочитайте вывод в учебнике.стр….( Показать обозначение корня)

3. Упражнение на внимание.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите   однокоренные слова к слову СНЕГ.

Проплясали по снегам                                                                                        Снежные метели.                                                                                                   Снегири снеговикам песню просвистели.                                                                             У заснеженной реки,                                                                                          В снежном переулке                                                                                    Звонко носятся снежки,                                                                                            Режут лед снегурки.                                                                                                  А вокруг в снега одет                                                                                   Весь простор безбрежный.                                                                                            Чем не сказка белый свет-                                                                                          Снежный, снежный, снежный.

- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова  являются однокоренными к слову снег.

- Прочитайте только корень –снег.. Вам понятно значение этого слова?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

4. Устная  работа.

- Хотите сами стать  садовниками? Попробуйте «вырастить словесное дерево с корнем -цвет-». Какие слова  могут «вырасти» на этом дереве?

- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова? Вывод.

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельная работа.  Работа с учебником.

а) Упр. 85 с.61. 

- Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть) 

б) Упр. 3  с.80, устно.

 2. Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Работа в парах. (слайд)

                                                       Игра «Засели домики» 

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли  «заселились» родственники  в домики, нет ли среди них «чужих»?  Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.

Проверка.

- Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик?  Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не  является родственным).

- Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова  будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

Пропедевтическая работа: - Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.

VII. Итог урока.

- Что такое корень?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

VIII.  Рефлексия.

-Я узнал…

Я научился…

Мне было легко…

Я доволен собой,…

Оцените свою работу смайликом.(слайд)

-Спасибо за работу. Урок закончен.

IX. Домашнее задание: “Вырастить словесное дерево” из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку проведенного во 2в классе по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»

Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Задачи урока:создать условия для формирования интелл...

Конспект урока по русскому языку 2 класс 8 вид на тему "Упражнения в различении слов отвечающие на вопрос Кто? Что?"

Цель: Формировать у обучающихся  знания о словах-названиях предметов, правильно ставить вопросы кто? что?...

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Тема: Что такое корень? Что такое однокоренные слова? УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование знаний о родственных словах, корне слова и однокоренных словах.Планируемые  результаты:Предметные:- знать понятия «родственные слова», «...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «б» классе по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.  Цель: обощить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне, развивать письменную ...