Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «б» классе по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Нина Александровна Морозова

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.  Цель: обощить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 «б»  классе

по теме:  «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне.

Задачиобразовательные: сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне, подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова

  • развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;
  • воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
  • овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности и достижения товарищей; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;
  • организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов;

Регулятивные УУД:

  • понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
  • планирование своих действий для решения конкретных языковых и речевых задач;
  • действие по намеченному плану;
  • выполнения действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
  • оценивание своих действий и полученного результата.

Коммуникативные УУД:

  • участие в общей беседе, выполнение принятых правил речевого поведения;
  • участие в совместной деятельности;
  • умение работать в парах;
  • высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.

Методы обучения: частично - поисковый, продуктивно - практический, инструктивно - практический, наглядно - иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

фронтальная работа;

работа в парах;

индивидуальная работа.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

дидактические карточки для каждого ученика, компьютер, мультимедиа, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

I. Мобилизующее начало (психологический настрой на работу).

1. Прозвенел звонок, начинается урок русского языка.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Вдохните в себя воздух, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

Сядьте правильно.

2. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

Напишите соединение заглавной буквы Н со строчной. Обратите внимание на наклон буквы. Наклонные прямые должны быть одной высоты. Красота буквы зависит от одинакового наклона у обоих элементов и правильного расстояния между ними.

- Посмотрите на доску, прочитайте написанные на ней слова.

ноябрь Незнайка новый навредит

- Есть ли здесь словарное слово? Назовите его. (ноябрь)

- Почему слово Незнайка написано с большой буквы? (Имя героя мультфильма)

- Подберите к слову новый антоним. (старый)

- Спишите слова и подчеркните слабые места в словах.

2. Словарная работа

- Отгадайте загадку:

 Быстро плавает в пруду,

Ловит целый день еду.
«Кто же ты? Шепни на ушко». 
« Ква!» – ответила 
(лягушка).

Султан подготовил сообщение о лягушках.

- Лягушки - полезнейшие существа, так как поедая насекомых, в том числе — вредных, регулируют их численность, спасая наши огороды от слизняков, жуков, улиток. Они живут и в воде, и на суше.

- Изначально это слово имело вид лягуха, а образовано оно от существительного ляга – «нога». Своему названию это хладнокровное животное обязано длинным задним ногам.

- Запишите еще раз это слово через запятую. Постарайтесь продиктовать себе это слово, напишите по памяти, не глядя на доску.

- Поставьте ударение простым карандашом в слове и подчеркните гласную, которую нужно запомнить. ягушка)

Теперь выполним звукобуквенный разбор этого слова. Ставим ударение, определяем количество звуков и букв, а также количество слогов. 

(7 букв и звуков, 3 слога ля-гу-шка)

- Попробуем составить предложение с этим словом.

В нашем пруду плавает и квакает лягушка.

II. Актуализация знаний.

• Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

– Я хочу вам рассказать историю.
Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
“Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет”.
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима?
– Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом (на доске)

Произношение отличается от написания, поэтому необходимо подбирать проверочное слово.

Ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся.

Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 

Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)

— Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)

— Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)

Упр. 142 (с. 93).

— Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр — один, тигры — много. Отличаются количеством предметов.)

— Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один и тот же предмет, но береза — одна, березы — много.)

— Это формы одного и того же слова.

— Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок — это одно и то же слово? (Нет. Тигр — взрослое животное, тигренок — детеныш тигра. Это однокоренные слова.)

— Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза — дерево, березовый — это то, что из березы.)

— Что записано в первом столбике? (Формы одного слова.)

— Что записано во втором столбике? (Однокоренные слова.) 

Физкультминутка

На болоте две лягушки,

Две зелёные подружки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет -

Всем друзьям физкульт-привет!

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 143 (с. 94).

— Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)

— Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

— Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах? (Валы — вал, волы — вол.)

(Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)

— Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)

— Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)

— Объясните ее смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.)

— Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

Упр. 144 (с. 94).

— Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.)

— Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.)

— Запишите слова так же, как в учебнике. Поставьте ударение.

— Выполните задания по учебнику.

— Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)

Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Прочитайте правило.

— Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.)

— Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.)

VII. Рефлексия

Карточка

Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.

слон — слон         лиса — лисы  

семья — семьи     сосны — сосна    

сады — садик             снега — снег

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.

— Какие слова подчеркнули? Почему?

(Самооценка с помощью “светофора”.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какой гласный звук называется безударным? ( Гласный звук в безударном слоге)

— Как правильно написать безударный звук в корне слова?

(Подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука)

— Что такое проверочное слово? (Это слово в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук)

Оцените всю свою деятельность на уроке.

На доске три «волшебных дерева»: красное, желтое и зеленое. Прикрепите свои листочки

на красное дерево - если у вас все получилось, не было затруднений

на желтое дерево – если чаще все получается, но были ошибки;

на зеленое дерево - остались вопросы, часто затрудняюсь.

Домашнее задание

Выполнить упр. 145 (с. 95).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: « Правописание приставок на-, за-, над-».

На уроке дети приступают к изучению темы:« Правописание приставок  на-, за-, над-» Работают с пословицей, устойчивыми выражениями. Проводится словарно-орфографическая работа, закрепление пройденн...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме:" Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

: Цель этого урока              развивать умение правильно писать безударные окончания существительных в Род., Дат., Пр. падежах....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему:" правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"

Умение распозновать имена прилагательные в тексте и уметь использовать их в речи.Находить общие и отличительные признаки в сравниваемых понятиях. Знать правописание окончании имен прилагательных при и...

Проект урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова"

Урок проект русского языка во 2 классе по теме "Правописание проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова"....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:"Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах"

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Правописание жи-ши, ча-ща,чу-щу в словах" Этот урок был дан на районном объединении директоров школ в декабре 2018 года, который проходил...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме:«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

Открытый урок по русскому языку  во 2 классе по теме:«Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»...