Занимательный русский язык. Тема:Антонимы.
план-конспект урока по русскому языку

Шабанова Валентина Александровна

Повторить с учащимися отличительные особенности  антонимов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                           Автор: Шабанова Валентина Александровна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категории .

                                                                       

                                                                         

                             

Предмет: Внеурочная деятельность Занимательный русский язык.

Тема Антонимы.

Тип урока:  урок  закрепления знаний.

Цели урока:

- повторить с учащимися отличительные особенности  антонимов;

- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам

- расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование:    1) Мультимедийная установка.

                              2) Словари синонимов и антонимов

                              3) Карточки для работы в парах.

                              4) Папки для работы в группах с заданием.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Слушаем песню: « Игра»

3. Вопросы: Понравилась вам песня?

                   Чему она нас учит? ( знать хорошо русский язык)  

4. Презентация . Слай о русском языке Л.Н.Толстого

        « Русский язык – настоящий, сильный,  серьёзный,  где нужно-страстный, где нужно- бойкий и живой».                                                                                     (слайд 1)

  5 Актуализация знаний. 

Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Лексика.  ( написано на доске.)

- Что изучает наука Лексика?( слово и его значение).

- С какими словами мы уже познакомились ? ( однозначные, многозначные, синонимами и антонимами)

Учитель: - Какие это слова?

Дети: - Это антонимы.

Учитель: - Какие слова называются антонимами?

Дети:- Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Молодцы, вы правильно отвечали. Слово «антоним» в русском языке обозначает «против».

6. Игра:  «Брейн- ринг» (Брейн – означаем мозг, интеллект, умник, а Ринг- игра)

Соревнуются в игре 1,  2,  3 ряд

Вы понаблюдайте : на какие вопросы отвечают пары антонимов?

1 ряд отвечайте на слова  –антонимы отвечающие на вопрос : кто?   Что?

Тишина-шум,  

правда-ложь,

Родина –чужбина.

Девочка-мальчик

- На какой вопрос отвечают эти слова-антонимы? (Кто?Что?)

2 ряд отвечайте на слова  –антонимы отвечающие на вопрос какой? :

Чёрный-белый

Прямой –кривой

Низкий-высокий

- На какой вопрос отвечают эти слова-антонимы? ( какой?)

2 ряд отвечайте на слова  –антонимы отвечающие на вопрос что делает? :

Выпрямить-согнуть

Бужать- стоять

 Кричать- молчать

Вывод:на какие вопросы отвечают пары антонимов?

7.  Этап  закрепления  новых знаний.

Учитель:-Словарный запас человека с возрастом пополняется. Сейчас я хочу предложить вам задание.

-Отгадайте, о каком герое идёт речь

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью "Каланча",

-Кто это?                                                 слайд2 ( иллюстрация дяди стёпы)

-Из какого произведения? Кто автор?

- Чем отличался Дядя Стёпа от других людей? ( Был большой).

Какими кажутся дети по сравнению с дядей Стёпой.

(маленькими)

 - Как ещё можно сказать ( крошечными, небольшими) .

Большой -маленький

Гигантский - крошечный

-Как эти слова называются?  ( антонимы)

8 Из истории происхождения слова.

  • «Анти» - в переводе с греческого- «против»
  • «Онима»- в переводе с греческого означает «имя»
  • Слова антонимы в переводе  означают слово « противоположный имени»

9.Работа в парах.

- Напоминаю, что в диалог в паре должен вестись  вполголоса. О завершении  работы мне сигналят ваши поднятые руки.

Вам предлагаются карточки со словами. Надо составить из них пары антонимов.

Покупать  - продавать

Дело – безделье

Рука

Друг – неприятель

Глиняный

Весёлый – печальный

Вражеский

Проверка.

- У вас остались «карточки». Давайте разбираться.

- Какие пары слов  получились?

                                                                                                                            (слайд.)

-Почему вы не использовали карточку со словом вражеский? вражеский.

 ( антонимы отвечают на один и тот же вопрос).

- А почему осталось слово рука? Наверно, я не положила вам карточку? А глиняный?

( у этих слов нет антонимов)

- Какой вывод напрашивается?

(не все слова имеют антонимы).

-Поблагодарите друг друга за плодотворную работу и отправимся дальше.

10 ФИЗМИНУТКА.

Физминутка ,конечно, с антонимами.

- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

 Встать – сесть

Руки вверх – вниз

Наклон вперёд – наклон назад

Наклон  вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

 Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты  - храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!

11.Работа в сборнике стр.26№5:

12. Определения роли антонимов.

-Вы справились с предыдущим заданием. Молодцы. А я предлагаю вам более трудное.

Прочитайте предложения.

Этот пруд глубокий, а тот чистый.                                                                    слайд

Эта  ягода горькая, а та спелая.

Этот дом просторный, а тот новый.

-Всё ли нравится вам  в этих предложениях?

-В  чём ошибка человека, который составил эти предложения? ( не умеет правильно подбирать антонимы).

- Какой становится от этого речь? ( Его речь смешная, неправильная).

- Исправим предложения. Самостоятельная работа.

Если встретятся  затруднения, куда  обратимся? (Словарь синонимов и антонимов)

-Можно ли сделать  вывод о роли антонимов в нашей речи?

(Антонимы делают нашу речь красивой, правильной, более точной)

13.Работа  у доски в группах.

  Исходя из этого упражнения, подумайте, где мы сталкиваемся с  тем, что нам необходимо правильно подобрать антонимы? ( когда мы сравниваем что-то противоположное)

Например, героев мультфильмов, сказок.

Как в сказке «Морозко» Одоевского?

Марфушеньку и Настеньку

 ( Ленивица и Рукодельница)                 слайд (ленивица и рукодельница).

-Составьте характеристику этих героев,  используя  антонимы.

На выполнение задания даётся 5 минут.

На  листочках даны слова:

 1 группа слов

Умная     добрая   вежливая    трудолюбивая

2 группа  слов

глупая - злая- грубая- ленивая -

На доске вставляют.

Ленивица                                                           Рукодельница

_________________                                ______________________

_________________                                ______________________

_________________                                ______________________

__________________                              ______________________

Проверка работы в группах.

 В конце постановки нашей сказки мы дружно сказали одну фразу, выразив главную мысль.

                                                 слайд. (как аукнется, так и … откликнется.)

-Что это за фраза? ( пословица)

Как аукнется, так и откликнется.

- Что это за слова? (антонимы).

- В каком жанре фольклора часто встречаются антонимы? ( в пословицах, поговорках, загадках).Как вы понимаете пословицу?

- Наше путешествие по стране Лексика подошло к концу. -Что узнали об антонимах?

Какое задание показалось вам наиболее трудным? А интересные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Покупать - продавать Дело – безделье Друг – неприятель Весёлый – печальный Вражеский Рука Глиняный

Слайд 6

Этот пруд глубокий, а тот чистый. Эта ягода горькая, а та спелая. Этот дом просторный, а тот новый.

Слайд 7

Этот пруд глубокий, а тот мелкий. Эта ягода горькая, а та сладкая. Этот дом просторный, а тот тесный.

Слайд 8

Рукодельница Ленивица

Слайд 9

Как аукнется, так и … откликнется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный русский язык

Презентация  подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....

План-конспект урока по русскому языку.Тема Антонимы.

Данный урок знакомит детей с понятием антонимы.Ведется сравнение с другими понятиями:синонимы,омонимы.На наглядной основе чего,детям проще понять и запомнить данный материал....

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...

Урок русского языка в 4 классе Занимательный русский язык

Урок русского языка в 4 классе Занимательный русский язык...