Местоимение. Роль личных местоимений в речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Клочкова Светлана Викторовна

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. Тема урока "Местоимение. Роль личных местоимений в речи."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение. Роль личных местоимений в речи"

Этапы урока, содержание (задания)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня я проведу с вами урок русского языка. Посмотрите как много пришло к нам гостей. повернитесь к гостям улыбнитесь им, повернитесь друг к другу улыбнитесь, пожелайте успехов себе и своему соседу. Давайте сегодня работать дружно, активно

Приветствуют учителя, гостей настраиваются на предстоящую работу.

ЛУУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.

КУУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

РУУД: целеполагание

2. Актуализация знаний.

5 мин

- Давайте вспомним. Какой большой раздел мы начали изучать еще в первом полугодии?

- Сегодня я предлагаю совершить путешествие в город "Части речи" и заглянуть в гости к одной из них. (вывешивает табличку)

-Давайте подумаем какие жители в нем будут жить? (вывешиваются домики с названием ч.р.)

-У какой части речи мы уже побывали в гостях? - Молодцы.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Словарная работа.

-Молодцы! А теперь повторим словарные слова по теме "Имя существительное".

- Возьмите из конвертика карточку розового цвета и не показывайте друг другу. Вы будете работать в парах. Давайте вспомним как нужно работать в паре.

Прочитайте первое задание. (читаю я)

1. Прочитайте слова про себя.

2. Продиктуйте их друг другу.

- Выполняйте.  (предупредить о правилах посадки при письме)

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга и оцените работу.  (смайлик)

- Части речи

- Существительное, прилагательное, глагол, местоимение и др.

Открывают тетради, записывают число, классная работа

Берут карточки и выполняю задание

Вспоминают правила работы в паре

1. Говори тихо и спокойно.

2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4. Делай замечания тактично, не груби.

5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Диктуют друг другу слова

Проверяют и оценивают друг друга

КУУД: оформляют свою мысль в устной речи.

ПУУД: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя и одноклассников, собственного опыта.

Определение темы и задач урока.

7  мин

Определение темы и задач урока

- Договоритесь между собой и выберете одно слово из тех, что вы написали. Составьте и запишите с ним предложение.

Составьте и запишите 2-е предложение про тот же предмет называя его другим словом, но не именем существительным.

Закончили, положили ручки.

Получилось у вас?

-Что за слова вы использовали?  Прочитайте что получилось.

- В место какой части речи заняло в предложениях это слово. Как называются эти слова?

- Значит у какой части речи мы будем гостить?

Хорошо, это первая часть темы урока

-Вы уже были знакомы с местоимением и 2 и 3 классах, кто скажет, что оно обозначает?

- Проверьте свои высказывания на слайде.

Послушайте стихотворение Тима Собакина. Слушайте внимательно от этого будет зависеть окружающая обстановка нашего домика под названием местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

 -Какие местоимения вы услышали? Выходите и распределяйте их вокруг домика. Красиво у нас получилось?

-Что хотел сказать вам автор стихотворения?

- Как называются эти местоимения?

- Запишем вторую часть нашей темы. Роль личных местоимений.

-Какие задачи будем решать по этой теме? Вспомнить, что такое местоимение, каковы признаки личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения.)

Придумывают и записывают предложение с существительным

Составляют и записывают предложение с заменой существительного

Зачитывают предложения

Отвечают на вопросы

Слушают

Отвечают, выходят к доске и распределяют местоимения вокруг домика.

Высказывают мнения по поводу стихотворения

Ставят задачи урока

КУУД: оформляют свою мысль в устной речи.

ПУУД: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя и одноклассников, собственного опыта.

4. Изучение нового материала.

15 мин

- Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными? (Они указывают на лицо или лица.)

Прочитайте выписку из толкового словаря значение слова личный.

Словарь Ожегова

Личный

ЛИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна.

1. Осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью. Личное наблюдение. Личное присутствие. Лично (нареч.) ответствен. Я лично (нареч.) проверял(т. е. я сам).

• Личные местоимения в грамматике: местоимения, указывающие на лицо или предмет (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).

- Совпали ваши мнения?

- А сейчас внимательно послушайте меня, я прочитаю вам небольшой текст.

У меня есть дом. Дом стоит на берегу реки. У дома растет могучий дуб. Дом очень старый и имеет свою историю.

-Понравился вам текст? А чем не понравился? Какими словами мы можем заменить слово дом?

- Так зачем же нам нужны личные местоимения?

Прочитайте правило на с. 52

- Возьмите конвертик и достаньте карточку оранжевого цвета. Постарайтесь заполнить самостоятельно таблицу.

- Откройте учебник на с. 54 и проверьте.

- У кого все правильно. Хорошо

 -Кто допустил ошибки? - Что нужно чтобы в дальнейшем вы не было ошибок?

- Оцените себя.

- Кто сможет рассказать по таблице о признаках личных местоимений?

- Давайте поупражняемся в определении признаков местоимений выполнив упражнение 113.

-Прочитайте задание.

- Вам дан образец. Я думаю вы справитесь самостоятельно, а в помощь вам таблица.

Проверка по эталону (в презентации)

-Поднимите руки кто справился с заданием? Молодцы

- У кого были ошибки? Что нужно сделать, чтобы избежать этих ошибок?

- Оцените свою работу смайликом.

Высказывают мнения

Читают с презентации выписку из толкового словаря

Слушают

Отвечают на вопросы

Работают с учебником

Заполняют таблицу в карточке

Проверяют по эталону в учебнике

Оценивают себя.

Выполняют упражнение в учебнике

Проверяют по эталону с доски

Оценивают сами себя

ПУУД: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.

РУУД: организация работы на уроке,

КУУД:

излагать свою точку зрения

5. Динамическая пауза

1 мин

- Ребята, а давайте сейчас с вами немного отдохнем, я предлагаю вам всем встать и повторять движения за мной.

 - Молодцы, теперь садитесь на свои места.

Внимательно слушают и выполняют все предложенные учителем упражнения

РУУД: принимают инструкцию педагога и четко ей следуют

6. Закрепление изученного материала

8 мин

- Ребята, сейчас мы посмотрим где могут  употребляться личные местоимения.

- Предлагаю поработать в группах.

- Вспомним правила работы в группах

Вы –команда!

Будьте активны!

Слушайте друг друга!

Спорьте честно, искренне!

Сделайте работу интересной!

Возьмите из конверта карточку желтого цвета. У всех на карточках одни и те же загадки с пропусками.

1группа  Ищет загадки где вместо точек встанет местоимение он

2группа  - оно            3группа  - она

4группа  - они            5 группа  - я

6 группа  - мы

- Назовите признаки данного местоимения.

1. Утром- так заведено-

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. (Солнце)

2. По реке плывет бревно

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…(крокодил)

3. Она везде летает,

Жужжит, надоедает. (Муха.)

4. Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (ива)

5. Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется. (фонарь.)  

6. Там где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко,

Будет ровная площадка. (бульдозер)

7. Есть они у детворы,

Лихо мчат меня с горы!

И Егорку, и Оксанку

По дорожке катят … (Сани)

8. И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

И все же называются

Они морские… (свинки.)

9.Если дождик, мы не тужим —
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять —
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

10. Если мы отпустим руки,
Он удержит наши брюки. (Ремень)

11. Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ... (Свекла)

12. Я и дом украшаю,
Я и пыль собираю.
А меня люди топчут ногами,
Да потом ещё бьют батогами. (Ковер)

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

-А теперь вернемся к учебнику и выполним упражнение 111.

- Прочитайте предложения.

- На кого или на что указывает местоимение?

- Прочитайте следующее предложение.

- К кому обращаются в этом предложении? (товарищ)

- А почему к нему обращаются на вы, а мы знаем, что это местоимение мн.ч.?

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы.

2. Местоимения ты и вы неуместно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд  )

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

- Закончим упражнение.

- Запишите последнее предложение, подчеркните главные члены.

- Какой частью речи выражено подлежащее?

Распределяются на группы и работают по заданию учителя

Главный в группе загадывает загадки другим группам и называет признаки данного местоимения.

Работают по учебнику. Читают предложения и отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетради последнее предложение и разбирают по составу

ПУУД:

осуществлять поиск недостающей информации

РУУД:

принимать и сохранять учебную

задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие.

ЛУУД:

выражать положительное отношение к процессу познания

6. Подведение итогов

1 мин

- Что мы сегодня узнали о местоимении? (личные местоимения)

- Подумайте, чему вы сегодня научились? (определять число, лицо и род у 3-е лица ед.ч.)

- Какую функцию выполняют местоимения в речи? (заменяют существительные)

Внимательно слушают и подводят итоги урока:

- личные местоимения

- определять у личных местоимения, число, лицо и род у 3-е лица ед.ч

КУУД (уметь оформлять мысли в устной форме)

РУУД: (осуществлять итоговый контроль оценивать результаты своей деятельности)

ЛУУД: анализ собственной деятельности на уроке

7.Рефлексия

1 мин

- Выберите для себя начало любого предложения и закончите: (начало фраз вывесить на доску)

«Сегодня на уроке

Мне было интересно……

Я научился…

Мне было легко…

Я теперь знаю…

Мне было неинтересно…

Мне было трудно…

Оценивают свою работу на уроке, заканчивают предложенные фразы

РУУД: умение дать словесную оценку

8. Домашнее задание

1 мин

- А теперь давайте запишем домашнее задание. Вам нужно в учебнике на странице 55 упражнение 117.

- Всем спасибо за отличную работу, урок окончен.

Внимательно слушают и записывают домашнее задание

ЛУУД: умение выполнять домашнее задание

КУУД: умение слушать и слышать других


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по русскому языку в 4 классе «Местоимение. Роль личных местоимений в речи»

Слайд 2

Правила работы в паре. 1. Говори тихо и спокойно. 2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра. 3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца. 4. Делай замечания тактично, не груби. 5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

Слайд 3

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Слайд 4

Словарь Ожегова Личный Л И ЧНЫЙ, ая , ое ; чен , чна . 1. Осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью. Личное наблюдение. Личное присутствие. Лично (нареч.) ответствен. Я лично (нареч.) проверял (т. е. я сам). • Личные местоимения в грамматике: местоимения, указывающие на лицо или предмет ( я, ты, он, она, оно, мы, вы, они ).

Слайд 5

Самопроверка ВЫ (2-е л., мн. ч.) МЫ (1-е л., мн. ч.) ТЫ (2-е л., ед. ч.)

Слайд 6

Свою речь к незнакомым людям начинайте так: «Будьте добры…» «Будьте любезны…» «Скажите, пожалуйста..»

Слайд 7

Домашнее задание С траница 55 упражнение 117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...

Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»

Этот урок был дан на городском семинаре. Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС....

Урок по русскому языку "Личные местоимения. Роль местоимений в речи"

Личные местоимения. Роль местоимений в речи. Урок изучения новых знаний и первичного закрепления....

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Русский язык. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам.

Цели деятельности учителя: Формирование понимания о личных местоимения как часть речи. Формирование умений изменять местоимения по родам.Планируемы результаты:Знать правило о личных местоименияхЗнать ...