Методические подходы к изучению звуковой системы русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку

Артюшенко Екатерина Алексеевна

Перед начальной школой стоит задача помочь учащимся овладеть первоначальными фонетическими и фонологическими знаниями и умениями, чтобы дальнейшее обучение не доставляло трудностей. Без фонетики невозможно научить лексике, грамматике, морфемике. Даже младший школьник понимает зависимость не только между звуковым составом слова и его значением, но и между грамматическими значениями конкретных словоформ и звуковым составом морфем, выражающих эти значения. Фонетическая подготовка - основа преемственности в обучении языку между младшими и средними классами. Это определяет актуальность данного исследования, которое заключается в необходимости овладении младшими школьниками звуковым строем русского языка для последующего его успешного изучения и использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методические подходы к изучению звуковой системы русского

языка в начальной школе»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА І. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИ                        ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ        ЗВУКОВОЙ        СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Фонетическая        система    русского    языка. Фонематическое                восприятие   как   функция фонематической системы        5
  2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе        9
  3. Нарушения фонематического восприятия у детей.        11

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО YMK «ШКОЛА РОССИИ» И УМК«ГАРМОНИЯ»

  1. Отражение основных понятий фонетики и фонологии в учебниках.        15
  2. Методическая разработка раздела «Фонетика».        22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.        34

ВВЕДЕНИЕ

В начальной школе необходимо заложить правильные основы знаний об устройстве и закономерностях звуковой стороны языка. Закономерности устной формы языка и речи открываются школьнику в связи с изучением фонетического и орфоэпического материала, письменной речи в связи с графикой и орфографией. Непосредственно со звуками, не обращаясь к буквам, учащиеся имеют дело только в подготовительный период обучения грамоте. В дальнейшем изучением звуковой и буквенной формы слова происходит в начальной школе параллельно. С изучением звуков тесно связано изучение и таких явлений звуковой стороны языка, как ударение, слог и интонация. Фонетические знания и умения необходимы не только для понимания речи, но и для обучения говорению. Это касается, в частности, произносительных норм, соблюдение которых необходимо для того, чтобы коммуникативная деятельность происходила без помех.

Перед начальной школой стоит задача помочь учащимся овладеть первоначальными фонетическими и фонологическими знаниями и умениями, чтобы дальнейшее обучение не доставляло трудностей. Без фонетики невозможно научить лексике, грамматике, морфемике. Даже младший школьник понимает зависимость не только между звуковым составом слова и его значением, но и между грамматическими значениями конкретных словоформ и звуковым составом морфем, выражающих эти значения. Фонетическая подготовка - основа преемственности в обучении языку между младшими и средними классами. Это определяет актуальность данного исследования, которое заключается в необходимости овладении младшими школьниками звуковым строем русского языка для последующего его успешного изучения и использования.

Объект исследования — процесс изучения русского языка в начальной школе.

Предмет исследования — методические подходя к изучению звуковой

системы русского языка в начальных классах.

Цель исследования проанализировать и сопоставить методические подходы к изучению звукового строя русского языка в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. провести анализ лингвистической литературы для выявления сущности основных аспектов фонетики и фонологии;
  2. проанализировать YMK «Школа России» и YMK «Гармония» в аспекте заданной темы;
  3. провести сравнительный анализ основных научных положений фонетики и фонологии и теоретического материала, представленного в начальном курсе русского языка выше названных программ;

Методы исследования — теоретический анализ литературы по проблемам исследования; тестирование, методы статистической обработки данных.

Практическая значимость данной работы состоит в следующем: материалы работы могут быть использованы учителями начальных классов

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К  ]ЗОК tM.

В соответствии с задачами исследования разработана структура курсовой работы. Она состоит из введения, теоретической главы, в которой рассматривается интерпретация основных понятия фонетики и фонологии в педагогической литературе. Во второй главе представлен анализ образовательной программы «Школа России» по русскому языку. Заключение представляет собой основные выводы по теме исследования.

ГЛАВА І. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Фонетическая система русского языка. Фонематическое восприятие как функция фонематической системы

Фонетика изучает звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.

Звук образуется с помощью голосового источника (голосовые связки) и шумового        источника        (препятствия        в        области        рта).        Звук        является минимальной незначительной единицей речевого потока. Речевой поток непрерывная последовательность звуков.

Согласные звуки — в образовании участвует шум (преграда) или шум

И Голос.

Гласные звуки — звуки, в образовании которых участвует только

FOЛOC.

Артикуляторная характеристика звуков.

  1. гласные        звуки        характериз-ся        по        степени        подъема        языка

(вертикаль): высокий, средний, низкий; по ряду (горизонталь): передний , средний, задний; наличию\отсутствию лабилизации (огубления): о, у лабилизованные.

и, ы, э ,a— нелабиализованные

  1. согласные звуки характеризуются по:
  • участию голоса и шума: 1. сонорные: голос+незначительный шум (м,р,л,н,й) 2. шумные: а) звонкие — шум+голос (б,в,г,д,..) б) глухие — шум (п,ф„к,т,щ,ш,ц,..)
  • месту образования: 1. губное а) губно-губные (б,п,м) б) губно- зубные (в,ф) 2. язычное: а) переднеязычные, зубные (т,д,с,з,ц,н,л) б) небно- зубной (ш,щ,ж,ч,р) 3.среднеязычный (средненебн.) - й 4.заднеязычный к,г,х
  • способу образования: 1. взырвной (смычный): б,п,д,т,г,к 2. фрикативные (щелевые): в,ф,з,с, ж, ш, щ, , х 3. аффрикаты ц,ч 4. смычно- проходной: а) носовой (м,н) б) боковой — л 5. дрожащий —р.
  • наличие\отсутствие палатализации: 1. твердый (все, кроме ч,щ)

— п,б,г,к,... 2. мягкий (кроме ч,щ) — п', 6', г',

БЛОГ        ЭТО ЗВ  К ИЛИ HeGKOЛЬKO ЗВ  KOB, П]ЗОИЗНОСИМЫХ ОДНИМ ТОЛЧКОМ

выдыхаемого воздуха, обязательно включает гласн. зв.

Открытые слоги заканчиваются на гласный. Закрытые слоги — на согласный.

Звуки могут быть рассмотрен и изучены с трёх сторон — с точки зрения их акустических свойств, их артикуляции и их функции.

Люди говорящие на русском, знают, что слове «о»- один звук, это [о], в слове дом — три [д], [о], [м].Мы без проблем можем произнести эти слова и узнать их в чужой речи. По одному только слову, произнесенному хорошо знакомым человеком, мы узнаем человека даже не видя его. Мы даже можем понять, болен этот человек или здоров, веселый или грустный. А это значит, что в одном и том же слове каждый человек произносит звуки по- своему, и всегда по-разному. Как бы мы не старались, звуки всегда отличаются по высоте тона, длительности и тембру. Возникает вопрос: почему же мы считаем, что одно и то же слово, произнесённое совершенно разными людьми,- это одно и то же слово с одним и тем же составом звуков? Во- первых, некоторое различие между звуками мы не слышим, они настолько тонкие, что мы их даже не воспринимаем. Во-вторых, звуки бесконечно разнообразны в речи, не могут быть бесконечно разнообразными в языке. В нашем языковом сознании каждый звук приставлен не точкой, а зоной и все

звуки находящиеся в пределах этой зоны отождествляются говорящими и воспринимается как один звук. Эти зоны представляют собой фонемы.

Фонема-это мельчайшая единица звуковой системы, которая служит для отождествления значимых единиц, а именно слов и морфем.

Таким образом, понятие фонема и звук не совпадают. Фонема- звуковая единица. Фонема существует в нашем языковом сознании как комплекс звуков, поэтому произнести фонему мы не можем , а можем произнести только конкретную речевую реализацию — звук.

Звуки изменяются и взаимодействуют между собой в речевом потоке, это взаимодействие называется основными фонетическими процессами. Существует две основные причины изменения звуков в речевом потоке. Первая связана с соседними звуками, т.е. звуки могут изменяться под влиянием соседних звуков — комбинаторные изменения. Вторая причина связана с позицией звуков в слове, такие изменения называют позиционными.

Наиболее типичные случая взаимодействия звуков в речевом потоке — это ассимиляция, оглушение согласных на конце слова, редукция, а также фонетические и традиционные чередования.

Ассимиляция и её виды.

  1. Консонантная и вокалическая ассимиляция

Консонантная        ассимиляция        -        уподобление        согласного        согласному, напр. в слове «лодка» звонкий согласный «д» заменяется глухим «т» («лотка»).

Вокалическая ассимиляция        уподобление гласного гласному, напр., вместо «бывает» в просторечии часто говорится «быват».

  1. Прогрессивная и регрессивная ассимиляция

Прогрессивная ассимиляция - предшествующий звук влияет на последующий. В pyc. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр., диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя».

Регрессивная ассимиляция - последующий звук влияет на предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка «лодка [лотка]»

Полная ассимиляция — высший (вышшый)

Чередование—это регулярная мена звуков речи в пределах одной морфемы. Чередования бывают двух видов: фонетические и фонетические. Фонетические чередования обусловлены действующими в русском языке фонетическими законами. Фонетический закон- это регулярно осуществляемое звуковое изменение. К фонетическим чередованиям относятся все процессы. Так, в русском языке все гласные в безударных слогах редуцируются, а все звонкие согласные на конце слова оглушаются. Такие чередования изучаются в описательной фонетике. Фонетические чередования не отражаются на письме и выражаются только в устной речи, в различных ее видах.

При историческом чередовании изменения звучания не зависит от позиции звука в слове. При этом чередуются разные фонемы, благодаря чему одна и та же морфема получает разный фонемный состав, например, свет- свеча-освещение. Оно, как правило, отражается на письме и изучается в исторической фонетике.

Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и собственном проговаривании слов.        Трудности        становления        фонематической        системы        проявляются        в недостаточности слухоречевого ритма и нарушении динамического праксиса. По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков, т.е. ребенок начинает с

акустического различия звуков, затем включается артикуляция.

Развитый фонематический слух — важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. От уровня развития фонематических представлений, звукового анализа и синтеза зависит полноценное овладение ребенком навыками чтения и письма.

Среди дошкольников встречаются дети, которые затрудняются определить, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности находятся звуки в слове, их количество. Это приводит к ошибкам при письме и чтении, к переутомлению и падению учебной мотивации. Причина проблем кроется в слабости фонематического восприятия, т.е. способности к восприятию звуковой стороны речи. Работа по развитию фонематического восприятия в школьном возрасте затруднена, так как сензитивным периодом для развития фонематических функций является возраст до 6 лет. Поэтому не случайно в работе с детьми старшего дошкольного возраста особое место отводится развитию фонематического слуха.

Но не всегда этот процесс протекает успешно. Нередко педагоги не могут достичь положительных результатов, хотя работа по данному направлению идет на каждом занятии. В чем причина? Во—первых, это может быть связано с тем, что занятия по обучению грамоте в детском саду в большей степени напоминают уроки, и дети с меньшим желанием и усердием относятся к предлагаемому материалу. Тогда у каждого педагога, в частности у логопеда, есть выход.

Это использование разнообразных игровых приемов и упражнений, которые позволяют решать коррекционно-развивающие задачи. Занятия с использованием разнообразных игр требуют большой подготовки, которая заключается в подборе и изготовлении наглядно-игровых пособий, в проявлении творчества и фантазии педагога. Во-вторых, это может быть связано с тем, что на ранних этапах не было уделено достаточного внимания развитию неречевого слуха.

Неречевой слух — это умение воспринимать и различать звуки окружающего мира (природы, музыки, предметов).

  1. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии разработаны и успешно применяются разнообразные специальные упражнения. Дети различают звучание музыкальных инструментов, шумы, звуки разных предметов. При этом им предлагается это делать с закрытыми глазами, ориентируясь на слуховой анализатор, без опоры на зрение. Детям предлагается определять направление звука, в игре «Узнай, где звучит?». Важно отнестись к этому этапу серьезно, уделить столько внимания, сколько понадобится детям. Не следует забывать и о тех принципах и правила обучения грамоте, которые разработаны детским психологом Д.Б. Элькониным.

Пути коррекции недостатков фонематического восприятия.

Работу по формированию фонематических функций условно можно разделить на несколько этапов:

  1. Узнавание        и различение        неречевых        звуков, развитие        слухового внимания.
  2. Различение слов, близких по звуковому составу.
  3. Различение звуков, фраз, одинаковых слов по силе, высоте и тембру голоса.
  4. Дифференциация слогов и фонем.
  5. Развитие навыков звукового анализа.
  6. Обучение правильному слогоделению.

Занятия        по        формированию        фонематического        восприятия        должны строиться с учетом дидактических принципов:

Комплексности        —

когда        воздействие

на весь комплекс        речевых

и

неречевых        нарушений

осуществляется

логопедом,        воспитателем

и

родителями;

Максимальной опоры на различные анализаторы — формирование высших психических функций, сложного процесса организации функциональных систем — зрительной, кинестетической, двигательной;

Поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину)

- работа над заданием в определенной последовательности;

Учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) — выполнение задания возможно с дозированной помощью взрослого;

Усложнения материала — включение трудностей в коррекционную работу;

Онтогенетического — обучаем с учетом последовательности формирования фонематических представлений в онтогенезе.

Не следует забывать и о том, что большую часть времени следует отводить на отработку умения переносить навыки в бытовые ситуации. Детям не навязчиво предлагается выполнить задания в разных режимных моментах. Важным условием для занятий по формированию фонематического восприятия и обучения грамоте будут являться использование игровых ситуаций и зрительной опоры. Так как проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать не только педагогические, но коррекционные задачи в естественных для детей условиях игровой деятельности.

Конечно, игра здесь будет выступать как учебно-игровая ситуация, по выражению А.М. Новиковой: «симбиоз игровой и учебной деятельности».

У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление, оно носит наглядно-образный характер, поэтому специально подобранные наглядно-обучающие и игровые средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно, способствуют возрастанию интереса к занятиям, повышению внимания и речевой активности.

  1. Нарушения фонематического восприятия у детей

Фонематическим восприятием принято называть способность воспринимать и различать звуки речи [16].

ll

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. Дети с нарушением фонематического восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости.

При общем недоразвитии речи (OHP) дети имеют нормальный слух и сохранный интеллект, но отмечается специфическое проявление речевого

Ha]З   eHИЯ, П]ЗИ КОТО]ЗОМ НН]Э Ш£tЮТСЯ ИЛИ  ОТСТАЮТ ОТ НО}ЭМЫ В ]ЗНЗВИТИИ И

формировании основные компоненты речевой системы: лексика, грамматика, фонетика. Также типично отмечаются отклонения в двух сторонах речи: смысловой и произносительной. Речь детей дошкольного возраста варьирует между полным отсутствием общеупотребительной речи и наличием развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Из выше сказанного следует, что у детей с OHP также страдает и фонематическое восприятие. Это влияет на качество их звукопроизношения.

Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина выделяют следующие варианты дефектов звукопроизношения:

  1. недифференцированное произнесение пар или групп звуков. В этих случаях для ребёнка один и тот же звук может служить заменителем двух или трёх звуков.
  2. замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более лёгкими, которые характерны для раннего периода речевого развития.
  3. смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребёнок употребляет звук верно, в других - этот же самый звук заменяет другими, близкими артикуляционно или акустически. Причём неустойчивость усиливается в самостоятельной речи детей.

Рассмотрим признаки, характеризующие недостаточный уровень развитня фонематического восприятия:

— затруднения детей в воспроизведении рядов слогов, включающих оппозиционные звуки при их правильном произнесении в изолированной позиции;

  • дети ошибаются в процессе выделения определенных звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;
  • затруднения, возникающие у детей, когда их просят выбрать картинку и придумать слово с определённым звуком;
  • ошибки в выделении ударного звука в слове;
  • узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно.

На основе подобных нарушений детей 5-6 лет отнят к категории детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.

У детей с OHP III уровня фонематическое недоразвитие проявляется в затруднениях дифференцировать звуки, которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными признаками, а также в сложностях различать и более контрастные звуки.

Отмечается задержка в овладении звуковым анализом и синтезом. Выполняя элементарные действия звукового анализа (например, узнавание звука), речь детей с OHP наполнена смешениями заданных звуков, которые сходны и близки по звучанию. А выполняя более сложные формы звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук), уже присутствуют смешения звуков не сходных по произношению.

Таким образом, несовершенства фонематического восприятия негативно влияют на нормальный ход развития устной, а в дальнейшем и письменной речи: страдает звукопроизношение, тормозится формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Вследствие этого нарушаются семантическая структура языка, а также значения и предметная отнесенность слова.

Ранее выявление нарушений фонематического восприятия и своевременная целенаправленная, систематическая работа по развитию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи способствуют формированию прочного и разностороннего механизма компенсации речевого дефекта. В коррекционной работе необходимо постепенно усложнять речевой материал и включать разнообразные виды работ с ним. Это обеспечит коррекцию речевого дефекта и подготовит ребенка к овладению грамотой.

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПО УМА «ШКОЛА РОССИИ» И УМА

«ГАРМОНИЯ»

  1. Отражение основных понятий фонетики и фонологии в учебниках по русскому языку начальной школы УМА «Школа России»

В ходе работы были проанализированы учебники по обучению грамоте и русскому языку в начальной школе по программе «Школа России». Рассмотрим, как происходит изучение основных аспектов фонетики и фонологии в учебниках образовательной системы «Школа России». Для анализа были взяты следующие учебники: «Азбука», авторами которой являются В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов; учебники по русскому языку, автором которых является Т.Г. Рамзаева.

Учебник предусматривает освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Знакомство с элементарными грамматическими понятиями проходит на известных детям литературных произведениях, на сериях сюжетных картинок. Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы GPS РТУ

Большое внимание уделяется осмыслению значений пословиц: «Азбука

к мудрости ступенька», «Ученье — путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами школьники готовят совместно выступления на заданную тему, вспоминают стихотворения, рассказывают о своих наблюдениях, слушают товарищей, задают собственные вопросы. Выбор упражнений соответствует и изучаемым темам. Многообразие упражнений по каждой теме помогает легче и быстрее запомнить изучаемый материал. В букварный (основной) период обучения грамоте в учебнике даны упражнения такие как:

составление предложений по заданным словам, определение значений слов, различие одинаковых по написанию и звучанию, но разных по значению слов, озаглавливание текстов, продолжений рассказов, игры с превращением слов.

В учебнике «русский язык» для 1-го класса, Т.Г. Рамзаевой знакомство с фонетикой происходит при изучении тем: «Звуки и буквы», «Гласные и согласные звуки и буквы», «Слово и слог», «Обозначение мягкости согласных звуков на письме», «Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных согласных звуков на конце слова».

На уроках русского языка в первом классе учащиеся повторяют звуки и буквы. Особенно акцентируется внимание на том, что звуки произносятся, а буквы называются. Учащимся сообщается, что в русском языке шесть основных гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ьі], [э]. Десять букв, которые обозначают эти звуки: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е [3, с. 30]. Для различения гласных и согласных звуков учащиеся ставят в словах красные точки под буквами, которые обозначают гласные звуки. Таким образом, ученики не только различают гласные и согласные звуки, но и определяют количество слогов в слове.

В учебниках русского языка Т.Г. Рамзаевой используются упражнения, развивающие умение сравнивать произношение слова и его написание, подбирать слова с учетом их звукового состава, распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам, определять количество звуков и количество букв в слове. В учебнике для 1-го класса это задания типа: «Назови по порядку звуки в слове — отгадке», «Какие из этих звуков гласные, а какие согласные?». Например, в слове-отгадке осень, ученики по порядку произносят звуки в этом слове: [о'], [с’], [э], [н’]. Далее отвечают на поставленный вопрос: звуки [о'], [э] - гласные, а [с’], [н’] - согласные [23, с. з i]

Далее        следуют        задания        однотипного        плана,        которые        закрепляют

полученные ранее знания: «Назови в каждом слове пропущенную букву.

Какой звук она обозначает?», «Прочитай скороговорку и раздели слова на слоги», «Спиши, диктуя по слогам», «Вставь буквы в кроссворд, обозначающие согласные звуки» и т.д. [3, с. 39].

В первом классе учащимся сообщается, что мягкий знак не обозначает звука, и описываются случаи, когда гласные буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука [3, с. 39]. Таким образом, это помогает учащимся при выполнении дальнейших упражнений понять, почему звуковой и буквенный состав слова могут не совпадать. Учащимся сообщается о том, что мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме. Кроме этого, эту функцию выполняют и такие буквы как е, ё, и, ю, я.

Усвоение первоклассниками правила о том, что на конце слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком, основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом осуществляется в задании, где нужно сравнить слова по смыслу, произношению и написанию. Это проводится путем сопоставления слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: мел - мелъ. Методисты подчеркивают, важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Не менее важным является также выяснение лексического значения слова в зависимости от наличия мягкого знака на конце слова или его отсутствия (вес - весъ, угол - уголъ [12, с. 23]. В учебнике Т.Г. Рамзаевой для l-ro класса идуг упражнения на закрепление умения обозначать мягкость согласных звуков на конце слов мягким знаком. Это такие задания как:

«Измени слова так, чтобы они называли один предмет. Почему на конце слов пишется ъ?». Например: окуни - окунъ, голуби - голубъ, тюлени - тюленъ и т. д. [23, с. 63].

В первом классе младшие школьники изучают шипящие звуки [ж] и [ш]. Учащимся сообщается, что эти звуки всегда твёрдые, но после них не пишется буква ы. Кроме этого, ученикам говорится о том, что согласные шипящие звуки [ч’] и [щ’] всегда мягкие, но после них пишутся буквы а, у [3, с. 66, 69]. Учащимся необходимо запомнить написание таких сочетаний

как жи - ши, ча - ща, чу - щу.

При изучении парных звонких и глухих согласных звуков обращается внимание на то, что первые произносятся с голосом и шумом, а вторые - только с шумом [3, с. 76]. Таким образом, первоклассники знакомятся с такой важной характеристикой согласного звука как звонкость / глухость, а также понимают, почему одни согласные звуки произносятся звонко, а другие - глухо.

Авторы программы «Школа России» обращают внимание на развитие у учащихся внимания к графической форме слова, особенно тех, у которых написание не соответствует произношению, при этом формируя умение проверять написание, изменяя слово (1 класс) или подбирая однокоренное (2 класс) [1, с. 27].

В учебнике Т.Г. Рамзаевой для 1-гo класса уточняются представления учащихся об особенностях произношения звонких и глухих согласных, о парных (по звонкости / глухости) согласных в русском языке. Например, в задании такого типа: «Подбери и напиши слова с парным согласным звуком в начале слова». Например: день - тень, жить - шить, звезда - свет [3, с. 76]. С        проверкой        написания        парных        согласных        на        конце        слова первоклассники знакомятся в процессе рассуждения о том, как узнать букву, обозначающую парный согласный звук на конце слова. Умение применять рассуждение (иначе говоря - обосновывать написание слова) развивается при выполнении постепенно усложняющихся заданий типа: «Спиши, вставляя пропущенные буквы», т. е. заводы - завод, площади - площад ь, грузы - груз, соседи - сосед. Упражнения носят не только орфографическую, но и речевую направленность, в частности, лексическую. (Работа с текстом, разгадывание

кроссворда) [1, с. 27].

Слог составляет отдельную тему. Учащиеся подробно рассматривают структуру слога и подходят к тому, что он состоит из гласной и согласной букв, может состоять только из одной гласной буквы или одной гласной и нескольких согласных букв, но, ни в коем случае он не может состоять из

одной согласной буквы [3, с. 48]. Таким образом, ученики осознают, что именно гласная буква способна образовать слог. Согласно лингвистической теории, в слоге как суперсегментной единице один звук слоговой (или слогообразующий), он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые (неслогообразующие). Такое понимание слога в академической науке исключает слогообразующую роль согласных звуков, примеры осуществления этой роли мы находим в учебнике русского языка под редакцией Л.Л. Касаткина [4, с. 317].

Основные задачи этой темы: уточнение представлений первоклассников о слоге как части слова, включающей гласный звук;

развитие умения различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков, распознавать в слове ударный и безударный слоги; ознакомление с переносом слов по слогам.

В учебнике Т. Г. Рамзаевой для 1-гo класса присутствуют задания типа:

«Составь слова из слогов», т. е. даны различные слоги: со, ре, ва, са, ли, ко, ка, ра и т. д. Дети составляют слова: река, сова, лиса, кора. Задание «Подели слова на слоги и спиши в таком порядке: из одного слога, из двух, из трех...» [3, с. 46]. В задании «Добавь один слог, так чтобы получилось слово»,

«Догадайся, какой слог в слове пропущен», должны развивать у детей умение осознанно делить слово на слоги, опираясь на его звуковой состав. Одновременно учитывать другие условия, предусмотренные заданием (написать слова в определенном порядке, вставить пропущенный слог, ответить на вопрос, выписать из сведений примеры слов). Характер заданий способствует формированию у первоклассников умения работать с учебником над содержанием сведений и приемами их усвоения [10, с. 30].

В первом классе младшие школьники изучают особенности ударения и особенности его реализации в словах. Например, учащимся сообщается, что гласная буква ё пишется только в ударных слогах [3, с. 52]. Кроме этого, младшие школьники учатся выделять голосом ударный слог в словах. Согласно  лингвистической  теории,  русскому  языку  свойственно

динамическое ударение, при котором гласный ударного слога отличается от безударных гласных, прежде всего, значительной напряжённостью произносительного аппарата и поэтому наибольшей чёткостью артикуляции гласного. Таким образом, уже в первом классе учащиеся изучают особенности русского ударения. Кроме этого, ученики знакомятся и с такой особенностью русского ударения как его подвижность. На примере отдельных слов младшие школьники понимают, что ударение в разных формах слова может падать на разный слог. Например: соню - зонтЬІ [3, с. 84].

Усложнение и совершенствование фонетико-графического материала происходит во 2-м классе. Знания о звуках и буквах, полученные в 1-м классе повторяются и углубляются. На уроках дается больше теоретического материала.

В учебнике «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой для 2-гo класса есть задания, развивающие умение сравнивать произношение слова и его написание, подбирать слова с учетом их звукового состава, распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам усложняются. Например, есть такое упражнение: «Представленные слова: август, работа, одежда, звезда, ycnex, месяц, неделя, овощ, памят ь, искра нужно распределить в два столбика: в левый столбик те слова, которые начинаются с гласного звука, в правый - с согласного». В этом задании предоставляется возможность самому ученику придумать пару слов и распределить их по столбикам. [4, с. 20]. Или следующее задание: «Из данных слов: opex, урожай, малина, aиcm, тополъ, осина, вишня, Ирина, урок напишите только те слова, в которых есть слог из одного гласного звука». Соответственно ученики должны выписать следующие слова: opex, урожай, aиcm, осина, Ирина, урок [4, с. 19]. Подобные задания представлены и на распознавание согласного звука в словах. Например, такое упражнение: «Спиши, вставляя пропущенные буквы в следующих словах: тра..ваи, мос.., napy.., кома.., колоде.., цир.., ти..p. Назови буквы, которые ты вставил, какие звуки они

обозначают?» Соответственно дети правильно списывают слова, выделяют вставленную букву и произносят звук, который она обозначает: трамвай [м], мост [т], napyc [с], комар [р], колодец [ц], цирк [к], тигр [р] [4, с. 28].

Большая часть упражнений в учебнике направлена на различение детьми звуков и букв, на знание характеристик звуков. Учащимся предлагается понаблюдать, какими звуками различаются слова. Например: дом - сом, - ком,‘ полка - пилка - вилка, ветка - сетка [4, с. 13]. Кроме этого, младшие школьники сами учатся подбирать такие слова, которые отличаются одним звуком либо по твёрдости / мягкости, либо по глухости / звонкости. Это позволяет прочно закрепить в памяти характеристики согласных звуков русского языка.

Во 2-м классе совершенствуется умение обозначать мягкость согласных на письме с помощью следующих заданий: «Вставь вместо точек нужные по смыслу слова (сходные по написанию). Спиши. Подчеркни слова с мягким знаком». Например: лодка села на ... (мелъ). Для письма на доске нужен ... (мел), после сгорания дров остается ... (уголъ) и т. д. Также задания, где нужно « списать слова, обозначая буквами твердые и мягкие согласные». Например: портфе.. (ль), мебе.. (ль), пена.. (л), снеги.. (ръ), косте..(р), тетра..

{дъ) [4, с. 86].

Во втором классе младшие школьники начинают изучать интонацию и логическое ударение на примере упражнений такого типа: прочитать следующие предложения с ударением на выделенных словах:

Ты ходил сегодня в библиотеку? Ты ходил сегодня в библиотеку? Ты ходил сегодня в библиотеку?

Выполнив подобное упражнение, учащиеся сами составляют предложение, которое можно прочитать с разной интонацией [25, с. 72]. Это упражнение способствует формированию у младших школьников представления о выразительных функциях интонации. Таким образом, вводится понятие интонации.

В третьем классе учащиеся выполняют звукобуквенный разбор слов. Учащиеся определяют звуковой и буквенный состав слова, выявляют причины несоответствия, если оно есть. Звукобуквенный анализ позволяет ученикам соотносить написание слова и его произношение.

В учебнике в третьем классе предлагаются задания, в которых нужно поставить знак ударения, определить количество слогов в слове, сравнить написание и произношение слова. В конце учебника каждого класса есть блок «Произноси слова правилъно». Это позволяет учащимся запоминать частотные случаи ошибок, которые встречаются в речи.

В четвёртом классе систематически проводится звукобуквенный анализ слов в целях формирования навыков безошибочного написания слов и развития орфоэпических умений [7, с. 250]

  1. Методическая разработка раздела «Фонетика»

Представляем методическую разработку раздела «Фонетика» по YMK

«Гармония», под редакцией М.С.Соловейчик.

  1. Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех видов речевой деятельности человека: слушания(аудирования), говорения, чтения и письма.
  2. Фонетические знания и умения необходимы для усвоения произносительных норм, соблюдение которых позволяет без помех осуществить коммуникативную деятельность.
  3. На фонетику мы опираемся и при обучении лексике, грамматике, морфемике.
  4. Хорошая фонетическая подготовка- основа преемственности между младшими и средними классами.

Цель: формирование фонетических умений у младших школьников. Задачи:

1.Учить дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях. 2.Учить выполнять частичный и полный звуковой анализ слова.

3. Учить правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных. 4.Учить обнаруживать и исправлять графические ошибки (пропуски,

перестановку, замены букв).

5.Формировать  орфографическую зоркость.

б.Развивать        мыслительную        деятельность,        восприятие,        навыки орфоэпического самоконтроля.

Специфика восприятия и освоения учебного материала учащимися.

  1. Период обучения грамоте.

Знакомство со звуками, буквами. Практическое освоение фонетики (отработка осознанных способов действий учащихся при определении характера звуков).

  1. Русский язык, 1 класс (23 часа).

Характеристика звуков, элементарная транскрипция. Способы обозначения твёрдости-мягкости согласных, звука (й). Способы нахождения

«опасных мест» в слове. Проверка написанного и способы исправления графических и орфографических ошибок.

  1. Русский язык 2,3,4 классы.

Фонетические знания и умения систематизируются и конкретизируются. Формируются и совершенствуются навыки орфоэпического самоконтроля, навыки правописания, орфографическая зоркость.

Сравнительный анализ

Программа «Школа

Программа «Гармония»

России».

Букварь. Авторы: М.С.

Азбука. Авторы: Горецки

Соловейчик, Н.М. Бетенькова,

й В.Г.,

Н.С. Кузьменко, О.Е. Курлыгина 6

Кирюшкин В.А.,

Виноградская Л.А. и др.

Учебник предусматривает освоение        универсальных учебных                        действий, обеспечивающих овладение                ключевыми компетенциями, составляющими                        основу умения                                учиться.

Знакомство        с

элементарными грамматическими понятиями        проходит        на известных                        детям литературных произведениях, на сериях сюжетных                картинок

.Дети вспоминают сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными  героями,

Букварь        предполагает первоначальное знакомство детей с необходимыми лингвистическими понятиями и формирование на их основе осознанных, а потому контролируемых                различных умений. Центральное место среди этих умений занимают те, которые обеспечивают четыре вида речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание. На основе букваря (на уроках чтения) в употребление вводится понятие речь, выявляются её главные качества (быть понятной и вежливой), разновидности (деловая и «картинная», устная и письменная),                        начинают осваиваться правила общения, в том числе на уроке.

ЗdД£tЮТ        ВОП]ЗОGЫ        Д]З

Принцип построен Ия

другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений        пословиц:

«Азбука                к        мудрости ступенька»,        «Ученье путь к уменью» и т. д. При чтении                 и работе        с текстами                        школьники

готовят                         совместно выступления на заданную тему,                вспоминают стихотворения, рассказывают                                о                                своих наблюдениях,                                         слушают товарищей,                                                                задают собственные                                        вопросы. Выбор         упражнений соответствует                                                                                         и изучаемым                                                                        темам. Многообразие упражнений                по                        каждой теме        помогает                                легче        и быстрее                        запомнить

изучаемый материал. В букварный (основной) период обучения грамоте в учебнике даны упражнения такие как: составление предложений по заданным словам, определение значений слов,        различие одинаковых                по написанию и звучанию, но разных по значению слов, озаглавливание текстов, продолжений рассказов, игры с превращением слов

Последов ательнос

ТЬ

изучения звуков        и букв

Последовательность

изучения        звуков и букв основывается

на принципе частотности употреблен ия звуков(букв) в русском языке:        сначала

ИСПОЛЬЗ  ЮТСЯ

наиболее употребительны е (исключение сделано для гласных Ы и У), затем идут менее употребительные,        и,

HdKOHeЦ,  ВВОДИТGЯ  Г]Э  ППd

малоупотребительных. Это позволяет значитель- но        обогатить                лексику ученика        и                ускорить процесс                становления

техники        чтения. Появляется возможность проводить работу                по

развитию                                речи        и мышления                в                 связи         с чтением        и                                анализом содержания                                                текстов, выполнением специальных упражнений над        словом                (логические

Сочетание        традиционного-

линейного предъявления букв (последовательно, чаще по одной)

G ПОЯВИВШИМСЯ  В

современной методике парным их изучением, помогают открывать детям особенности русской фонетики и графики. Сочетание этих двух способов позволяет сделать так, что большая часть букв

проходит перед первоклассниками дважды. Первыми, как основные ориентиры        при        чтении, осваиваются буквы гласных. Далее изучаются   буквы   непарных

ЗВОНКИХ        COFЛ£tCHЫX        ЗВ  KOB

(сонорных). Третий блок — те буквы   парных   по   глухости-

ЗВОНКОСТИ        GОГЛ tCHЫX,        KOTO]3Ыe

обозначают глухие звуки. Следующий шаг (четвёртый) связан с изучением на уроках чтения и письма всего блока букв, обозначающих        мягкость согласных. Новый этап работы- продолжение   освоения   букв

Пfl]ЭHЫX        ПО        FЛ        ОСТИ-ЗВОНКОGТИ

согласных.   Далее   происходит

упражнения,                обобщения и                классификация, наблюдения                        над омонимией, многозначно стью        слов,        антонимами, словоизменением

и словообразованием),над предложением(составлен ие предложений                                        по вопросам,                        картинкам, схемам,                и         др ),                над связной речью (составле- ние        рассказов                        по серии картинок, по аналогии с прочитанным,                на основе наблюдений,                                пересказ прочитанного                         по        воп- росам и др.) Материалы каждой                                         страницы учебника объединены од- ной                темой,                         что

направлено                 на систематизацию представлений        детей        об окружающей действительности.

освоение тех букв, которыми обозначаются        непарные        по

ГЛ        ОGТИ-ЗВОНКОСТИ        ГЛ        Иe

согласные. Последними изучаются разделительные знаки — ь и ъ.

Характер истика литерату

рНоГо материал а        для

чтения

Знакомство        с

элементарными грамматическими понятиями         проходит         на известных                        детям литературных произведениях, на сериях сюжетных        картинок        по сказкам                «Репка»,

«Колобок»,        «Вини-Пух»,

«Волк и лиса». Дети вспоминают                сказки, составляют предложения, описывают иллюстрации со сказочными героями, задают вопросы друг другу. Большое внимание уделяется осмыслению значений        пословиц:

«Азбука — к мудрости ступенька», «Ученье — путь к уменью» и т. д. При чтении и работе с текстами        («Весна»,

«Лес»,        «Земля»,

«Подарки»        и        др.)

школьники                                готовят совместно        выступления на        заданную                                                тему, вспоминают стихотворения, рассказывают        о                        своих наблюдениях,                слушают товарищей,                                        задают собственные вопросы.

Постепенно осваивая систему условных обозначений,

ребёнок начинает приобретать первый опыт самостоятельной работы с учебной книгой. Со временем ученик поймёт, что в букваре есть не только картинки, которые можно рассматривать, слова, предложения, короткие рассказы, которые следует читать,

— в нём есть ещё и задания, которые нужно выполнять. Работая с материалами букварных страниц, он впервые встретится с короткими сообщениями,        в которых сформулированы                         результаты совместных                наблюдений, орфографические правила, в данном букваре осуществляется целенаправленная                        подготовка учеников к освоению курса русского языка.

Букварь                        рассматривается                        как учебник,                                                                        в                                                                котором интегрированно решаются                задачи как        разностороннего                развития        и воспитания                                ребёнка,                                         так                 и формирования                 у него                не только читательских,                                но                 и                        языковых умений.        Уже                        в                        букваре                ученик подводится к мысли о том, что в разных случаях                        мы говорим         по- разному.                Он                         учится                         создавать изобразительную                                 речь                 (рисовать словами)                                и                                                        научно-деловую (говорить                                        как                                        учёный) соответствующие                                                                        рисунки- подсказки  даются  на  полях букварных страниц

Как решаютс я        задачи развития речи

Очень много  заданий в

«Азбуке» на развитие связной речи. Ведется работа по развитию устной речи учащихся. Такая        работа

наблюдается        в составление предложений на определенную тему: о маме, о школе, о детях и т.п. («Расскажи о своем дне рождении», «Кого ты пригласил?); небольших устных рассказов по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей (по вопросам учителей)

Совершенствование                                умения говорить и слушать, соблюдение правила поведения при общении в различных                ситуациях. Формирование диалогической и монологической речи — как деловой, так и «картинной». Наблюдение за значением слов; расширение словарного запаса детей и обогащение их речи; работа над построением различных видов предложений, а также деловых сообщений (по моделям- опорам) и рассказов по картинкам на основе имеющихся у детей впечатлений,        воспоминаний. Обучение пониманию читаемых текстов, их озаглавливанию после уточнения темы и главной мысли (без терминов), участие в беседе по прочитанному.                        Обучаясь созданию речевых произведений,

ШКОЛЬНИКИ        OGB£tИBf1ЮT        Ж£tН]ЗЫ:

устное        воспоминание,        записка, телеграмма,        поздравление,

пИсЬмо.

На    каждый    урок

отводится        две страницы (разворот

«Азбуки»),        которые содержат текстовой ма- териал: столбики слов, предложения и тексты для чтения. Текстовой материал

Внешнее        и                внутреннее оформление                книги очень привлекательное. Яркие, четкие иллюстрации                                сразу

заинтересовывают        детей, вызывают у них большой интерес к работе. Все изображения на страницах букваря, на протяжении всего периода обучения грамоте, не вызывают у детей сомнений: «А что это? А кто это?» Они удачно подобраны с учетом особенностей

3]ЗИTeЛЬHOГO        ВОGП]ЭИЯТИЯ

первоклассников. Удачно                        выбран шрифт.                                                        Крупные                                                                 буквы привлекают                                                внимание                                                детей, помогают                                сосредоточиться                         во время                чтения.        у.         Он                                учится создавать        изобразительную                                        речь (рисовать                словами)                и                научно- деловую (говорить как учёный) соответствующие                                                рисунки- подсказки                                        даются                 на                                                        полях букварных                        страниц.        Сначала        он будет учиться понимать задания, предъявленные                                                условными значками, а потом, в той или иной мере        научившись                читать,                                станет

«вычерпывать        смысл»                установок авторов        из                заданий-заголовков осмысливать                                                тексты                по прочитанным после них вопросам. Работая с материалами букварных страниц, он впервые встретится с короткими        сообщениями,        в         ко торых                                                сформулированы результаты                                                        совместных наблюдений,                                орфографические правила.

ДОПОЛНЯЛСЯ ИЛЛЮGT]ЗaTИB

ным: предметные        и сюжетные

картинки. Предметные ка

]ЗТИНКИ ИСПОЛЬЗ ЮТСЯ ДЛЯ

Виды ИллЮстра ционного материал

назначен ие ИллЮстра ционного материал а

подбора слова, в процессе звукового анализа которого                выделяется новый звука, а также для проведения        лексических и                логических

упражнений. Сю- жетные картинки

содействуют прояснению смысла прочитанного, позволяют организовать работу        по

составлениюпредложени й        и                рассказов.        Для упражнений        в        связном рассказывании специально                помещены серии        рисунков                на                от- дельных страницах.

Кроме        текстового материала                И

иллюстраций, «Русская азбука»                                                        содержит разнообразные внетексто вые                элементы (схемы слов        и                        предложений, слоговые        таблицы, лента букв),                                                                которые способствуют        выработке техники                                чтения        и

развитию        речи        и

мышления.

В        учебнике        широко представлен разнообразный занимател ьный                материал: ребусы,

«рассыпанные»

слова, «цепочки»        слов,

GКО]ЭОFОВО}ЭКИ        И        Т.Д.

Главное

назначение игрового материала

воспитывать                у        детей любовь        и        интерес        к

]ЗОДНОМ        ЯЗЫК  ,

способствовать развитию их речи имышления.

ВЫВОД

«Азбука» В.Г. Горецкого

предусматривает работу по развитию всех видов речевой деятельности, но не        предполагает системного обучения младших школьников слушанию. Учащиеся должны уметь определять тему и основную мысль текста, составлять план (простой)                исходного

текста,                                        подробно, выборочно                                и                                сжато излагать повествовательные тексты.                Многие                        из представленных                        умений определяют                                                        умение слушать, но развивать их необходимо        в                условиях устной        речи,                                        когда

необходимая информация

Букварь  ориентирован  на  детей,

ТОЛЬКО        Н tЧИНdЮЩИХ        БИТЬСЯ

читать, что проявляется в отборе и расположении материала, в том числе в порядке изучения букв. Одновременно букварь создаёт условия, во-первых, для успешного продвижения учащихся, имеющих разный уровень дошкольной читательской подготовки, а во- вторых, для организации на уроке дифференцированной работы с разными группами учеников.

воспринимается учащимися                                                         на                        слух. Реальная                                же                         практика показывает, что учащиеся обычно                имеют                дело        с текстами учебников, что развивает                                                                                                 умение эффективно читать, но не слушать. . в «Азбуке» нет упражнений по обучению умениям                                                                        восприятия информации                         (как нужно слушать,                                                                                                 приемы слушания).                        В                        учебнике есть                                                упражнения, развивающие                                        некоторые умения                                                        глобального слушания,                                 такие,                как анализ                        предложенных заголовков,                                 определение предметного                                содержания текста        (темы),                        умение

«схватывать»        смысл сказанного, выделять главное                и

второстепенное, оценить услышанное.

Упражнения на развитие других        умений глобального слушания в учебниках                не

представлены.                                                        В учебниках                                         есть небольшое        количество упражнений, направленных                                                на развитие                                умений критического                слушания (выразить                                        свое отношение к воспринятой информации),                        развитие других умений этого вида не найдено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования и анализа лингвистической литературы было выявлено, что в науке существует два взаимосвязанных учения:

  1. фонетика - учение о звуках и других аспектах звуковой стороны языка (слог, ударение, интонация);
  2. фонология - учение о фонеме как о кратчайшей линейно выделяемой языковой единице, представленной всем множеством чередующихся звуков.

Анализ лингвистической литературы показал, что в зависимости от предмета непосредственного исследования, различаются общая фонетика, сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков, а также артикуляционная и акустическая. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых

ЯЗЫКОВ.

Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме. В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика.

Кроме этого, в результате анализа было выявлено, что в фонетике выделяют сегментные единицы (фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук) и суперсегментные единицы (слог, ударение и интонация), которые взаимосвязаны между собой.

Наша речь - это поток звуков, звуковая цепь. А эта цепь членится на речевые единицы. Такими единицами является фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук. Это основные единицы фонетики.

Фонология - это неотделимая часть и ядро фонетики. Фонология занимается изучением звуков и других звуковых явлений с точки зрения их

использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения. Основной единицей фонетики является фонема.

Фонема - это кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом (всем множеством) чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для формирования, различения и отождествления слов и морфем. В настоящее время существует несколько научных направлений, занимающихся вопросами фонологии, - это Московская фонологическая школа (МФШ) и Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (П(Л) ФШ).

В результате анализа теоретического материала по фонетике и фонологии, представленного в программе и учебниках по русскому языку YMK «Школа России» и его соотнесения с основными научными положениями этих разделов языкознания было выявлено, что обучающиеся начальной школы уже в период обучения грамоте изучают основы фонетики в неявном виде. Такие понятия как - звук, слог, ударение и интонация.

Установлено, что набора упражнений в учебниках не достаточно для закрепления фонетических понятий. В дальнейшем младшие школьники глубже изучают фонетические понятия, связанные с характеристикой звуков, структурой слога, особенностями русского ударения и интонации.

Тестирование, проведенное во 2-ом классе, показало невысокие результаты. Фонетика - один из трудно усваиваемых разделов языкознания. Большинство ошибок было допущено в заданиях, где надо было соотнести звуковой и буквенный состав слова и дать характеристику звуков. В дальнейшем это может быть причиной неуспешности младших школьников при изучении орфографических умений и навыков.

Фонетика, фонология, графика и орфография - взаимосвязанные разделы языкознания. Для прочного формирования фонетических умений и орфографической зоркости обучающемуся необходимо иметь хорошую теоретическую базу. С целью преодоления трудностей и предотвращения типичных ошибок в области фонетики был разработан кейс заданий в

помощь учителю начальных классов, который можно применять в работе на уроке и подготовке к нему, а так же для домашнего задания младшим школьникам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева И.Л. Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.   Иркутск: Изд-во

«Папирус», 2018. — 24 с.

  1. Соловейчик М.С., Жедек П.С. И др. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. М.: Просвещение ,1993.
  2. Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
  3. Дудников А.В. Русский язык. Лексика и фразеология. Фонетика. Орфоэпия. Г рафика и орфография. Словообразование и морфология. - М.: Просвещение, 1974. - 320 с.
  4. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика: учеб. пособие для студ. пед. институтов - М.: Просвещение, 2016. - 288 с.
  5. Полякова А.В. Русский язык: учеб. для 4 класса начальной школы: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2013
  6. Тест по русскому языку на тему: тест по теме «Фонетика и орфоэпия» Опубликовано 19.10.2014. [Электронный pecypc]. URL: http.: metodisty.ru (дата обращения: 15.05.2019).
  7. Тест  по  русскому  языку  по  теме:  русский  язык:  тест  по  теме

«Фонетика» Опубликовано 19.11.2013. [Электронный pecypc] URL: http.: nsporta1.ru/ (дата обращения: 15.05.2019).

  1. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М.С. Соловейчик. М., 1993. - С. 136-145.
  2. Современный русский язык / под ред. П.А. Леканта / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков. - М.: Дрофа, 2016. - С. 560.
  3. Тест по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему: тестовые задания на тему «Графика и фонетика» Опубликовано 15.11.2010. [Электронный pecypc]. URL: http.: nsporta1.ru (дата обращения: 15.05.2019).
  4. Программа 1-4 классов YMK «Гармония»-Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к изучению отдельных тем предмета «Русский язык» в начальной школе

Данная  работа  может быть  интересна  педагогам   начальной  школы, работающим  по  любой образовательной  программе  или системе. Материал...

Изучение устаревшей лексики русского языка в начальной школе.

Устаревшие слова представляют собой один из больших пластов современной русской лексики, и их подразделяют на архаизмы и историзмы. Архаизмы (от греч.archaios - древний) - слова, вышедшие из повс...

Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.

Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

Фонетическая система русского языка в начальной школе

В данной презентации представлена фонетическая игра для учащихся начальной школы, которую можно провести на уроках русского языка...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Сообщение "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка в начальной школе"

     Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная  дифференциация, при которой ученики полу...