Роль имён прилагательных в тексте
план-конспект урока по русскому языку

Наталья Анатольевна Гавриленко

Показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

21.02.2020                        Технологическая карта урока русского языка      3 класс

Тема

Роль имён прилагательных в тексте.

Цель

1.Показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи.

2.Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; развивать организационные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность.

3.Воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности.

Личностные результаты

Научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: показать важность употребления имён прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.

Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Методы, приёмы и формы

Фронтальная, коллективная, индивидуальная, игровая деятельность, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение.

Образовательные ресурсы

Презентация , карточки

Ход урока

Этапы урока

Формы и методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

I. Самоопределение к деятельности.

Цель: Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок

Стихотворный настрой

Приветствие учащихся.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Регулятивные УУД: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II. Актуализация знаний.

Цель: Актуализировать знания, навыки и умения; подготовка учащихся к работе на уроке.

Фронтальная работа

Работа в тетради

Работа в парах

Работа со словарём

Фронтальная работа

Коллективная работа

Словарная работа

- Отгадаем загадку.

                       Дышит, растёт,

                       А ходить не может?  (растение)

- А что такое растение?

- Чем оно отличается от других живых организмов?

- Это наше новое словарное слово. Как вы думаете, какую букву надо писать а или о?

- Где мы можем найти такую информацию?          

- Откройте словарь в учебнике, найдите написание данного слова и запишите его себе в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова растение.

Работа по карточке

- У вас на столе карточки с загадкой. Задание: вставьте в текст загадки подходящие по смыслу опорные слова и отгадайте загадку.

                   У …………   солнышка

                   Лучи не горячи,

                   У …………   солнышка

                    …………….   лучи.

                    Что это?                                   (ромашка)

           (опорные слова:  жёлтенького, белые)

- Какое лексическое значение имеет слово ромашка?

- Необходимо дополнить утерянные буквы. Начните с тех, написание которых вы можете объяснить.

- Вторая пропущенная буква а, так как она стоит под ударением.

- Первая пропущенная буква а или о?

-Я смотрю, мнение детей разделилось. У нас возникла проблема. Как же мы можем её разрешить? Где мы можем посмотреть правильное написание слова?

-Откройте  орфографический словарь, найдите слово ромашка и запишите его себе в тетрадь.

- Итак, какую вы букву написали после буквы р? (о)

-Как называются слова, написание которых вы должны запомнить?

- Какие слова помогли вам отгадать эту загадку?

- Сегодня ромашки помогут нам оценивать свои знания.

- Если выполнили задание без ошибок, закрашиваем лепесток синим цветом.

- Если есть 1-2 ошибки, зелёным.

- Если много ошибок – красным цветом.

- Начнём.

Лепесток «Часть речи»

- Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи в нём говорится?

                       У существительных подчас

                       Не жизнь, а просто скука.

                       Ни цвета нет у них без нас.

                       Ни запаха, ни звука!

                       Но если к нам их приложить,

                       Им веселее станет жить.

                       Вот громкий стук,

                       Вот жёлтый шар,

                       Вот сокрушительный удар,

                       Вот звонкий колокольчик,

                       А вот и острый кончик.

- Что же это за часть речи? (имя прилагательное)

Игра «Топай-хлопай»

- Я вам предлагаю сыграть  в игру. Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете, если не согласны – топаете. Готовы?

1. Имя прилагательное относится к служебным частям речи?      (нет)

2. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи?            (да)

3. Имя прилагательное обозначает предмет?                                  (нет)

4. Имя прилагательное обозначает признак предмета?                  (да)

5. Имя прилагательное отвечает на вопросы что делать? что сделать?  (нет)

6. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?  (да)

7.Имя прилагательное в предложении связано по смыслу с именем существительным? (да)

- Молодцы, справились. Вижу, что вы знаете что такое имя прилагательное.

Закрасьте лепесток.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы.

Записывают слово.

Работают в парах.

Отвечают на вопросы.

Работают со словарём

Отвечают на вопросы

Выполняют движения.

Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний;   определять и формулировать проблему; Коммуникативные УУД:  слушать и понимать речь других;  строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; дополнять, уточнять высказанные мнения;  отвечать на вопросы учителя.  Регулятивные УУД:   выполнять пробные учебные действия;  применять установленные правила в планировании способа действия.

III. Постановка учебной задачи и определение темы урока.

Цель: Настроить учащихся на учебную деятельность.

Фронтальная

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Откройте учебник на стр. 68.

- Назовите тему урока.  (Роль имен прилагательных в тексте)

- Какие учебные задачи будем решать?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, сто уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

IV. Решение учебной задачи.

Цель: Узнать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять.

Фронтальная

Самостоятельная

Групповая работа

Лепесток «Предложение»

- Распространите предложение: Ромашка росла.

(Красивая  ромашка росла на поле за домом.)

- Запишем это предложение.

-Подчеркните грамматическую основу предложения, укажите все изученные части речи.

- Дайте характеристику предложению. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)

Закрасьте лепесток.

Лепесток «Текст»

- На листе с белой бумаги записан текст.

-Ознакомьтесь с ним.

                      …………. солнце на моей ладошке –

                      …………. ромашка на ……….. ножке.

                      С …………… ободочком ……….. сердечки.

                      Сколько на лугу их, сколько их у речки!

                                                                     З. Александрова

-Что вы можете сказать об этом тексте?

-Вы поняли, о чём идёт речь?

- Какая часть речи более точно и красочно поможет нам описать ромашку?

- У нас опять возникла проблема. Давайте попробуем её решить. Что нужно сделать, что бы текст  преобразился?

(Слова для справок: маленькое, зелёной, белая, жёлтые, белым)

-Работаем в группах. Посовещайтесь и запишите - вместо многоточия имена прилагательные, используя слова для справок. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

 -Читаем по предложению и проверяем.

Закрасьте лепесток.

Составляют предложение.

Выполняют задание.

Добавляют слова.

Познавательные

Логические

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки;

-выполнение задания тренирующие отдельные способности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные

Совместно договариваться о выполнении задания

Личностные:

быть толерантным к другому мнению; не бояться собственных ошибок.

Физминутка.

Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе учебной деятельности.

Коллективная работа

Белые звезды упали с небес. (Дети медленно приседают)

Смотрит на них зачарованно лес, (Поднимаются, встают на носочки)

Ветер тихонько над ними кружит, (Кружатся на месте. Руки держат на поясе)

Смотрит на белые звезды во ржи, (Покачивают поднятыми вверх руками)

Нежно качает волну из цветов,

Белых, как звезды, волшебных цветков. (Бегут по кругу, взявшись за руки)

Выполняют движения с ромашками в руках.

Регулятивные УУД:

проводить физическую разгрузку в ходе работы.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичного закрепления учащимися знаний о роли имён прилагательных в тексте.

Работа с учебником

Работа в тетради.

Лепесток «Роль прилагательных»

 - Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119. Прочитайте, как Анатолий Сергеевич Онегов описывает ромашку.

- Какая часть речи описывает предмет более точно?   (имя прилагательное)

- Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный? (без прилагательных) 

- Какую же роль выполняют прилагательные в данном тексте? (украшают, уточняют, дают авторскую оценку)

- Где можно встретить каждый из текстов: художественной, научной или справочной литературе? (Текст Зинаиды Александровой – в художественной литературе, а текст-Анатолия Онегова – в научной или справочной литературе).

- Спишите в тетрадь художественный текст.

- Подчеркните имена прилагательные.

- Прочитайте текст без прилагательных.

- Что заметили?

- Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?

Закрасьте лепесток.

 

Читают текст.

Отвечают на вопросы

Определяют типы текстов

Списывают текст.

Подчёркивают.

Читают текст без имён прилагательных.

Делают вывод.

Оценивают свою работу.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; логические – осуществляют сравнение, находят различие и сходство текстов; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

VI.Включение в систему знаний.

Цель: Повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

Сведения о цветах

Работа с презентацией

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Работа с Красной Книгой.

Лепесток «История»

- Скажите, что вам известно о ромашках?

1.Символ России.

2.Символ любви, семьи и верности.

3.Лекарственное растение.

- Как вы думаете, а почему её так называют?

- Название ромашка происходит от латинского слова «romana», что в переводе означает «римская», в средневековой медицинской литературе ромашку называли «Романовым цветком» . А греческое название ромашки переводится на русский язык как «белый цветок». В Древнем Египте цветок ромашки был посвящен богу солнца Ра.

Закрасьте лепесток.

Страничка для любознательных стр.69

Лепесток «Тайна имени»

- Какое время года наступает?    (весна)

- Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.  Какой цветок первым появляется весной?  (подснежник)

- А почему его так назвали?   (ответы детей)

Дифференцированное задание

1.Запишите слово подснежник в тетрадь и разберите его по составу.

Вывод: родился под снегом цветок, вот его так и назвали.

2. Составьте предложение из данных слов: подснежник, щеки, коснулся, нежный.

Красная книга

- Будучи первым весенним цветком, лесной подснежник

ежегодно страдает от чрезмерного проявления человеческой любви. Истосковавшись по зелёной прелести природы, люди нещадно срывают все до одного попавшихся экземпляры, зачастую не оставляя даже луковицы. Подобное халатное отношение к растительному миру привело к тому, что галантус (это настоящее название цветка) довольно быстро попал в список исчезающих видов. Теперь цветок занесён в Красную Книгу и находится под государственной охраной.

Закрасьте лепесток

Сообщают сведения.

Слушают.

Читают статью

Разбирают слово по составу

Составляют предложения

Выполняют задание

Слушают

Оценивают свою работу.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи,  различение способа и результата действия, оценка правильности выполнения действия.

Познавательные УУД:

структурирование знаний.

VIII. Рефлексия.

Цель: Проверка и информирование учащихся о домашнем задании.

IX. Итог урока.

Цель: Оценить и проанализировать свою работу на уроке.

Фронтальная работа

Самооценка

Лепесток «Домашнее задание»

- Вернёмся к домашнему заданию и проверим правильность его выполнения.

Закрасьте лепесток.

- Запишите домашнее задание.На странице учебника 69 упражнение 120.

- Дома вы спишите текст упражнения вставляя пропущенные буквы.

- Какая была тема урока?

- Какую учебная задача?

- Решили учебную задачу?

- Покажите  свои цветы и оцените свою работу на уроке.

Проверяют правильность выполнения д/з.

Оценивают.

Записывают д/з

Отвечают на вопросы.

Делают высказывания.

Познавательные УУД:

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Регулятивные УУД:

соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

анализировать и осмысливать свои достижения,

осуществлять самоконтроль; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе УМК " Школа России" - "Роль имён прилагательных в тексте"

Данная технологическая карта составлена в соответствии с тербованиями ФГОС НОО по технологии эвристического обучения...

Конспект урока "Роль имён прилагательных в тексте" (3 класс, УМК " Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Роль имен прилагательных в тексте". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России&quo...

Технологическая карта урока, презентация и карточка к уроку русского языка 3 класс Канакина, Горецкий "Роль имён прилагательных в тексте"

Технологическая карта урока, презентация и карточка к уроку русского языка 3 класс Канакина, Горецкий "Роль имён прилагательных в тексте"...

Конспект урока на тему "Какова роль имён прилагательных в тексте?"

Урок изучения новго.Цель: формирование умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.Задачи:1. Находить имена прилагательные в тексте.2. Определять роль имён прилагательных втексте...