Обобщение по теме ,,Имя существительное "
тренажёр по русскому языку (4 класс)
Работа может быть использована как памятка по теме .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 173.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное ( приводим по 3 примера ) ………………………………….
Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.
Имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).
Существительные бывают :
Собственные и нарицательные
СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена , фамилии , отчества , клички животных , географические названия , название книг , газет , журналов .
Приведи примеры : ___________________________________________________________________
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений .
Приведи примеры : ___________________________________________________________________
Одушевленные и неодушевленные
ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных .
Примеры : ___________________________________________________________________________
НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы .
Примеры : ___________________________________________________________________________
Трёх родов
РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются. ПРАВИЛО : чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму : с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).
МУЖСКОЙ — он, мой . ЖЕНСКИЙ — она, моя . СРЕДНИЙ — оно мое .
М.р._________________________________________________________________________________Ж.р._________________________________________________________________________________Ср.р._________________________________________________________________________________
Существительные изменяются :
По числам
ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет . Некоторые существительные употребляются только в единственном числе ( молоко , доброта , Калуга , пение , молодёжь , Франция ).
Примеры : ___________________________________________________________________________
МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов . Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки , сани , именины , ножницы, ворота, Альпы).
Примеры : ___________________________________________________________________________
По падежам
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам .
Падежи и вопросы : ( просклоняй )
Именительный падеж : кто? что? школа лето
Родительный падеж : кого? чего? _____________________ ____________________
Дательный падеж : кому? чему? _____________________ ____________________
Винительный падеж : кого? что? _____________________ ____________________
Творительный падеж : кем? чем? _____________________ ____________________
Предложный падеж : о ком? о чём? _____________________ ____________________
ПРАВИЛО : Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР : Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)
Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).
Определи падеж имён существительных . (надпиши сверху)
Каждый школьник должен соблюдать правила дорожного движения .
Школьники должны серьёзно относиться к учёбе .
Ребята не обижают малышей .
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»
Пишется — в женском роде .
Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.
Примеры : ___________________________________________________________________________
Не пишется — в мужском роде .
Примеры : ___________________________________________________________________________
Морфологический разбор
Назовите слово в той форме , в которой оно употреблено в предложении . Определите :
1. Часть речи . Что обозначает , на какой вопрос отвечает .
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа) .
3. Неизменяемые признаки : одушевлённое или неодушевлённое ; собственное или нарицательное ; род (мужской , женский , средний) .
4. Изменяемые : падеж , число .
5. Роль в предложении .
ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА
Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное . Обозначает предмет , отвечает на вопрос - кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое , нарицательное , женского рода .
4. Употреблено в единственном числе , в винительном падеже .
5. В предложении является второстепенным членом предложения , поясняет сказуемое : увидел (кого?) белку.
ПРИМЕР ПИСЬМЕННОГО РАЗБОРА
Охотник – сущ. , ( кто ?) , н.ф. – охотник , одуш. , нариц. , м.р. , ед.ч. , И.п. , гл.чл. – подлеж .
Разбери как часть речи имена существительные в предложении :
Маленький скворец выпал из гнезда .
скворец - ___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
из гнезда – __________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока татарского языка обобщение по теме "Имя существительное"
План-конспект урока татарского языка в 4 классе "Обобщение по теме имя существительное". Так как урок обобщения знаний, на уроке используется различные задания развивающего характера....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-201950-1360746369.png)
Обобщение по теме «Имя существительное» 4 класс Урок креативного типа, на основе сюжетно - ролевой игры.
Цель:Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное». Создание учащимися собственного образовательного продукта (алгоритма морфологического разбора имени существительного)Планируемый...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-315471-1383739517.jpg)
Обобщение по теме "Имя существительное"
Предложена дидактическая игра по теме "имя существительное.Задачи, которые решаются на уроке:"Ø Обобщить знания детей по теме «Имя существительное»Ø Учить применять знания о природе в разных ситуациях...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-243899-1394557530.jpg)
Тема урока: Обобщение по теме «Имена существительные второго склонения».
Интегрированный урок по русскому языку. 4 класс. ( системе Л.В. Занкова)....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-455458-1618498819.jpg)
Обобщение по теме : " Имя существительное " 4 класс
Обобщение по теме «Имя существительное» Аннотация к работе1. Автор:Рогожина О. В..2. Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.3. Те...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-558413-1420292102.jpg)
Урок - путешествие " Обобщение по теме имя существительное"
Урок - путешествие по произведению Волкова " Волшебник Изумрудного города" с повторением основных вопросов по теме : " Имя существительное" по УМК " ГАРМОНИЯ"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме "Имя существительное"
Цель урока Содержательная цель:Обобщить и систематизировать изученное по теме “Имя существительное”Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по ст...