Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Степанюк Светлана Васильевна

Рабочая программа по русскому языку 1 класс

2022/2023 учбный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_russkiy_yazyk_2022_g.docx171.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования

(для 1-4 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа по учебному предмету

 «Русский язык» для 1В класса.

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

                            Составитель:

                                                          Степанюк Светлана Васильевна

                                                 учитель начальных классов

                                                                  высшая квалификационная категория

                                                           пгт. Излучинск, 2022

Рабочая программа – документ, созданный на основе примерной программы ФГОС НОО, ФГОС ООО, а также с учетом целей и задач образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета. А также на основе «Примерной рабочей программы начального общего образования по русскому языку» Министерства «Просвещения» РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» российской академии образования, М.: 2021

Согласно программе на изучение программного материала по русскому языку в 1 классе выделяется 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 100 часов и 15 часов из резервов учебного времени (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель) — урокам русского языка. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Русский язык» отведено 5 часов в неделю (165 ч) – 115 часов урокам обучения письму и 50 ч – урокам русского языка.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Результаты обучения

В конце 1 классе обучающиеся должны знать:

  • название букв русского алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие;
  • деление на слоги;
  • правила переноса;
  • правило написания сочетаний – жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Обучающиеся должны иметь представление:

  • о грамматических группах слов;
  • о различии предложений по цели высказывания;
  • о признаках текста и его оформлении;
  • об основных признаках согласных звуков и букв.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;
  • делить слово на слоги;
  • выделять в слове ударный слог;
  • переносить слово по слогам;
  • вычленять слова из предложений;
  • находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
  • четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; 
  • правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
  • писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов; 
  • писать под диктовку тексты объёмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением;
  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
  • употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
  • писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
  • устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему, по сюжетным картинкам, по наблюдениям;
  • составлять предложение из набора форм слов;
  • использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета Русский язык обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:

гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России;

— уважение к своему и другим народам;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания:

— признание индивидуальности каждого человека;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

трудового воспитания:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

ценности научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира;

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета Русский язык у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять языковые единицы по определённому признаку;

— характеризовать существенные признаки языковых единиц, определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, предложений); классифицировать языковые единицы;

— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи, формулировать запрос на дополнительную информацию.

Базовые исследовательские действия:

— формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

— формулировать на основе наблюдения выводы, сравнивать сделанные выводы с формулировками языковых законов, правил;

Работа с информацией:

— распознавать достоверную и недостоверную информацию, обращаясь к словарям, справочникам, учебнику;

— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей) правила информационной безопасности при поиске информации о написании и произношении слова, о значении слова в сети Интернет в условиях контролируемого входа;

— анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде схем; самостоятельно создавать схемы для представления лингвистической информации.

К концу обучения у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Общение:

— соблюдать правила участия в диалоге: слушать собеседника, задавать вопросы, корректно делать замечания, приводить доказательства своей точки зрения с помощью учителя;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; признавать возможность существования разных точек зрения.

Создание устных и письменных текстов:

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— создавать устные и письменные тексты (описание, повествование) в соответствии с речевой ситуацией с помощью учителя;

— готовить небольшие выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования.

Совместная деятельность:

— принимать цель совместной деятельности на уроках Русского языка, коллективно строить план действий по её достижению;

— ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

— планировать действия по решению орфографической задачи, при анализе языковых явлений, языковых единиц;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

— устанавливать причины успеха/неудач при выполнении орфографической задачи;

— корректировать свои учебные действия для преодоления орфографических ошибок;

— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке. (1 ч)

Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и письменная (общее представление). Русский язык- родной язык русского народа. Слова с непроверяемым написанием: русский, язык.

Развитие речи. (10 ч) Изучается во всех разделах курса.

Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление). Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Диалог. Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

Синтаксис. (5 ч)

Предложение как единица языка (ознакомление). Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

*Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

Лексика и морфология. (12 ч)

Слово как единица языка (ознакомление). Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. «Вежливые слова». Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

*Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака, пальто.

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Орфоэпия изучается во всех разделах курса.

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

*Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Фонетика. (4 ч)

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].

Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).

*Слова с непроверяемым написанием: деревня, петух, заяц, корова, молоко.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

Графика. (4 ч)

Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса. Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

* Слова с непроверяемым написанием: заяц, медведь, петух корова, молоко. 

Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

Орфография и пунктуация. (14 ч)

Правила правописания и их применение:

- раздельное написание слов в предложении;

- прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;

- перенос слов (без учёта морфемного членения слова);

- гласные после шипящих жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;

- сочетания чк, чн;

- слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Алгоритм списывания текста. 

Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопрос.

* Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный, ребята, девочка, тетрадь, работа.

Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль». Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Тип урока

Примечание возможность использования по теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

1

Язык и речь

1

Комбинированный

урок

2

Текст  

1

Комбинированный

урок развития речи

3

Предложение

1

Комбинированный

урок

4

Диалог

1

Комбинированный

урок

5

Что такое слово

1

Комбинированный

урок

6

Что могут называть слова

1

Комбинированный

урок

7

Какие слова мы называем вежливыми

1

Комбинированный

урок развития речи

8

Сколько значений может быть у слова

1

Урок обобщения знаний

Электронное приложение к учебнику

9

Слово и слог

1

Комбинированный

урок

10

Слово и слог

1

Комбинированный

урок развития речи

11

Перенос слов  

1

Комбинированный

урок

12

Перенос слов  

1

Комбинированный

урок

13

Ударение

1

Комбинированный

урок

14

Ударение  

1

Комбинированный

урок

15

Ударение

1

Комбинированный

урок

16

Звуки и буквы

1

Комбинированный

урок развития речи

17

Звуки и буквы

1

Комбинированный

урок

18

Русский алфавит, или Азбука

1

Комбинированный

урок

19

Гласные звуки

1

Комбинированный

урок

20

Гласные звуки

1

Комбинированный

урок

21

Гласные звуки

1

Комбинированный

урок

22

Ударные и безударные гласные звуки

1

Контрольный

урок обобщения знаний

Электронное приложение к учебнику

23

Ударные и безударные гласные звуки

1

Комбинированный

урок

24

Ударные и безударные гласные звуки

1

Комбинированный

урок

25

Ударные и безударные гласные звуки

1

Комбинированный

урок

26

Ударные и безударные гласные звуки

1

Комбинированный

урок

27

Согласные звуки

1

Комбинированный

урок

28

Согласные звуки

1

Комбинированный

урок

29

Буквы Й и И

1

Комбинированный

урок

30

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Комбинированный

урок

31

Твёрдые и мягкие согласные звуки  

1

Комбинированный

урок

32

Твёрдые и мягкие согласные звуки  

1

Комбинированный

урок

33

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука

1

Комбинированный

урок развития речи

34

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука  

1

Комбинированный

урок

35

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука  

1

Комбинированный

урок

36

Согласные звонкие и глухие

1

Комбинированный

урок

37

Согласные звонкие и глухие  

1

Комбинированный

урок

38

Согласные звонкие и глухие  

1

Комбинированный

урок развития речи

39

Согласные звонкие и глухие  

1

Комбинированный

урок

40

Согласные звонкие и глухие

1

Комбинированный

урок

41

Шипящие согласные звуки  

1

Комбинированный

урок

42

Буквосочетания чк, чн, чт

1

Комбинированный

урок развития речи

43

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щу

1

Комбинированный

урок

44

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щу

1

Комбинированный

урок развития речи

45

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щу

1

Комбинированный

урок

46

Заглавная буква в словах  

1

Комбинированный

урок развития речи

47

Заглавная буква в словах  

1

Комбинированный

урок

48

Заглавная буква в словах  

1

Комбинированный

урок

49

Повторение

1

Контрольный урок

50

Итоговая контрольная работа за год

1

Урок обобщения знаний и

развития речи

Итого                                                                      

50 ч

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы

1. «Примерная рабочая программа начального общего образования по русскому языку» Министерства «Просвещения» РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» российской академии образования, М.: 2021


Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись лица, внесшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...