Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлая азбука" - 1 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс)

Кельзина Вера Валерьевна

Программа содержит: содержание курса,  планируемые результаты, КТП  (темы занятий, ЭОР, формы работы), оценочные результаты, литературу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnd_-_1_kl_-_veselaya_azbuka.docx46.21 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

 имени Героя Советского Союза Русанова М. Г.

Рабочая программа

курса внеурочной  проектной деятельности

творческо – исследовательского  направления

 «Веселая  азбука»

для  1 «В»  класса

начального общего образования

на  2022 – 2023  учебный  год

                                                   

  Разработала:  Кельзина В.В.,

учитель начальных классов  

      Рабочая  программа

                                     Курса ВНД  «Веселая  азбука»  

   

                                              Содержание курса

На реализацию  проекта:  «Веселая  азбука»   в 1  классе начальной школы отводится: 1 час в неделю. 1 класс – 33 ч. (33 учебные недели).  Занятия  проводятся  во второй половине дня, в рамках внеурочной деятельности. Продолжительность занятия – 35 минут.

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

Функции ь:

1) показатель мягкости предшествующего согласного;

2) разделительный.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

• сочетания чк, чн;

• перенос слов;

• непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

• знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). 

Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. 

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.  При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из библиотеки,  рассказы взрослых, беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности,  экскурсии и интернет ресурсы. Экскурсии  в детскую библиотеку. Информация  из  Википедии.

           Этапы реализации проекта:

1. Знакомство с проектом. Формулирование  вопросов, которые будут решаться в проекте.

2. Работа   по поиску материалов к проекту.

3. Выполнение дидактических заданий к проекту.

4. Защита ученических работ, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.

5. Оформление результатов  работы  (создание «продукта»  проекта, на выбор):

создание «буквы» в интересном формате

создание книжки – малышки со стихами «Веселая  азбука»

создание книжки - малышки с рисунками детей «Необычная азбука»

подготовка презентации «Весёлая азбука»

6. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.

7. Подведение итогов, награждение участников.

Организация деятельности:  групповая, индивидуальная.

      Ожидаемые результаты исследования:

1.Изучить тему «Алфавит».

2.Подготовить  дидактический материал для изучения этой темы.

3.Развить  умения:

   -вести дискуссию;

   -оценивать работы своих товарищей.

 4. Развитие творческих способностей учащихся.

Планируемые   результаты

Личностные,  метапредметные,   предметные

Личностные результаты  

Формирование у детей мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

Развитие познавательных навыков учащихся.

Формирование умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном  пространстве.

Развитие критического  и творческого мышления.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные  результаты

     Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Формирование умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска анализа и интерпретации информации. Средства формирования: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

     Познавательные:  умение учиться;  навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации;  умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.  Средства формирования: расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и  несущественных признаков.

    Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей  различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные  результаты

Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений.

Формирование потребности в систематическом чтении.

Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных текстов.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки.

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения.

Ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно - популярного текста, понимать его смысл,  определять главную мысль (при чтении вслух и про себя, при прослушивании).

                                           

 Тематическое  планирование  - 1  класс

Тема

Количество часов

ЭОР

Форма проведения занятия

1.

Вводное занятие. Что такое азбука.  Знакомство с проектом.

1

Игра про веселый алфавит https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/azbuka

Фронтальная

2.

«Как появился современный алфавит?» Удивительные невидимки  звуки.

1

 игра-тренажер

https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/obuchenie_gramote/interaktivnyj_trenazhjor_vesjolyj_alfavit/379-1-0-38360

http://home-edu.ru/

http://www.lang-lit.ru/

Алфавит /azbyka.ru/

Наблюдение

3.

Почему алфавит назвали «алфавитом»?  Весёлые буквы гласные.

1

Игры - учим алфавит https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/uchim-alfavit

Алфавит /azbyka.ru/

Групповая

4.

Гласные поссорились (ударение).

1

http://www.razumniki.ru/

Практикум

5.

Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит? Урок-экскурсия.

1

видео «Учим и поем алфавит»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0

Экскурсия

6-7.

Загадочные  буквы – согласные.

2

На что похожи буквы, рисуем буквы

https://youtu.be/-lha-QHFsdo

Игровая

8.

Занимательные игры с буквами.

1

Алфавит русского языка /home-edu.ru/

Игровая

9.

Занимательные игры со словами.

1

http://www.gramma.ru/

Индивидуальная

10-11.

Фокусники:  Ь  и  Ъ знаки.

2

Видео «учим и поем алфавит»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0

Наблюдение

12-13.

Заколдованные  удвоенные  согласные.

2

Видео «учим и поем алфавит»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0

Наблюдение

14-15.

Как поссорились  шипящие.

2

Видео «учим и поем алфавит»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLSx_TM10L6-z_lGsCVqDGobXx2x0nnwX0

Игровая

16.

Слова – друзья.

1

Творческая

17.

 Слова – спорщики.

1

Творческая

18.

Одинаковые слова с разным характером.

1

Творческая

19.

Заколдованные  предложения.

1

Групповая

20.

Разгадываем  загадки, ребусы.

1

Игровая

21.

Занимательные кроссворды.

1

Игровая

22-23.

Распределение заданий по подбору стихов, загадок на изученные буквы, их разучивание.

2

Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html

Творческая

24-25.

Распределение заданий по подбору  пословиц,  скороговорок  на изученные буквы, их разучивание.

2

Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html

Дифференцирование заданий: соотнесение  стихов, загадок, скороговорок  с соответствующими  темами

26– 30.

Практическая работа:

создание  «буквы»  в интересном формате,

создание книжки – малышки со стихами «Веселая  азбука»; создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука».

(на выбор)

5

Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html

Практикум

31.

Защита проекта «Книжка– малышка со стихами «Веселый алфавит»

1

На что похожи буквы, рисуем буквы

https://youtu.be/-lha-QHFsdo

Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html

Практикум,  

контроль (контролировать этапы своей работы, оценивать процесс  и  результат  выполнения задания),

выставка  

32.

Защита проекта « Книжка- малышка с рисунками детей «Необычная азбука».

1

На что похожи буквы, рисуем буквы

https://youtu.be/-lha-QHFsdo

Стихотворения на каждую букву алфавита https://alphabetonline.ru/verse.html

Песни про алфавит https://zvukipro.com/pesni/2954-detskie-pesni-pro-russkij-alfavit.html

Индивидуальная,

 

практикум

33.

Заключительное занятие: подведение итогов, награждение участников.

1

Итоговый  контроль

Итого:  

33 ч.

Система  оценивания

Работа над проектом начинается с оценивания имеющихся у учеников знаний по теме проекта, в ходе беседы, в процессе просмотра стартовой презентации учителя. Проводится анкетирование по вопросам таблицы З–И–У (“Знаю – Интересуюсь – Учусь”).  Оценивание нацелено на интересы учеников, происходит в течение всего проекта и обеспечивает достоверной информацией о качестве и глубине освоенного учениками материала, соответствующего целевым стандартам и задачам учебного курса; направлено на развитие у учеников навыков мышления; обучение стратегиям самообучения, коллективного обучения в малых группах.
Работа над проектом завершается защитой проекта. Главными критериями обобщающего оценивания являются: умение представить полученные в ходе проекта новые знания; аргументировать рациональность способов их получения и выводы; рассказать об организации взаимодействия учеников в группе, показать уровень успешности каждого ученика.
Формы аттестации: проект, доклад, эссе, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, конкурс, открытое занятие, дневник наблюдений, материал анкетирования, материал тестирования, защита проектов и учебно-исследовательских работ.

Во 1-4 классах, применяется  система оценивания и  «зачет/незачет» за курс внеурочной деятельности.

Использованная литература:

1.Волина В. «Праздник букваря» -  М., Просвещение, 1996 г

2.Журналы «Начальная школа»

3. А.Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г.

4. М. Брокгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 1996 г., №3

5. Е. Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник,1983 г.

6. К.Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый английский" (3 класс)

"Весёлый английский" (внеурочная деятельность) 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый этикет". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая мастерская» направление художественно-эстетическое 4 класс.

Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности "Весёлая мастерская". Напрвление программы - художественно-эстетическое. Расчитана на учащихся 4 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлые нотки", "Весёлый карандаш", Краеведение".

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно ка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый художник". 4 класс.

        Рабочая программа курса «Весёлый художник»  для  обучающихся 4 класса общеобразовательного учреждения составлена в соответствии с требованиями ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлая игротека» для 2-4 класса с ОВЗ

Программа  внеурочной деятельности «Весёлая игротека» для  учащихся 1-4 классов с интеллектуальными нарушениями направлена на реализацию ФГОС начального общего образования. Прогр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлые поделки» 1 класс

Первый уровень результатов – занятия  художественным творчеством,  приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей де...