Корень слова, однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)

     Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово корень. Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьезных ошибках—это в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке. Смотри в корень! или Зри в корень! - значит: выдели самое главное.У слов тоже есть самое важное, самое главное—корень. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными.

Цель:

-Коррекция и профилактика нарушений письменной речи – дизорфографии.

-Развитие связной речи.

Задачи:

-Уточнить значение  термина и понятия «корень».

-Вспомнить обозначение корня.

-Уточнение термина однокоренные (родственные) слова.

-Уточнение и обогащение словарного запаса однокоренными словами.

- Уточнение и активизация словаря по теме «осень».

-Совершенствование грамматического строя (уметь согласовывать существительные с

другими частями речи, развитие функции словообразования, согласование существительных с числительными ).

-Тренировка чтения.

-Развитие слухового, зрительного внимания, памяти.

-Формировать  навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативы.

Ход занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._koren_slova_odnokorennye_slova.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Тема урока:  Корень слова, однокоренные слова.

Лексическая тема: Осень.

Цель:

-Коррекция и профилактика нарушений письменной речи – дизорфографии.

-Развитие связной речи.

Задачи:

-Уточнить значение  термина и понятия «корень».

-Вспомнить обозначение корня.

-Уточнение термина однокоренные (родственные) слова.

-Уточнение и обогащение словарного запаса однокоренными словами.

- Уточнение и активизация словаря по теме «осень».

-Совершенствование грамматического строя (уметь согласовывать существительные с

другими частями речи, развитие функции словообразования, согласование существительных с числительными ).

-Тренировка чтения.

-Развитие слухового, зрительного внимания, памяти.

-Формировать  навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативы.

Ход занятия.

Учитель: Люди живут семьями. А бывают ли семьи у слов? Бывают ли у слов «родственники»? Не

торопитесь с ответом! Понаблюдаем за словами, подумаем, а потом решим.

Определите, какое слово мы должны написать. Для этого надо отгадать загадку.

«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна».  (Что это?)

Учащиеся: это соль.    Учитель: Давайте запишем слово «соль».

Учитель: А где мы храним соль, в какой посуде? (солонка). Когда мы готовим, чтобы еда была вкусной ее надо ( что сделать?) «посолить». Давайте запишем это слово.

А как говорят, если соли насыпали слишком много? Если соли насыпали слишком много, то говорят «пересолили». Запишем это слово.

А как называются огурцы, заготовленные на зиму с солью? (соленые). Запишем это слово.

Учитель: Вот у нас и собралась группа слов. Прочитаем их. Как вы думаете, можно ли сказать, что это семья слов, что все они родственники?

Действительно, слово соль как бы присутствует в каждом из этих слов, ведь все их можно объяснить с помощью слова соль. Давайте попробуем это сделать?

Посолить - значит «посыпать солью». Пересолить -значить «насыпать слишком много соли». Соленый- значит «заготовленный с помощью соли, содержащий соль».

В каждом из этих слов можно услышать и увидеть одинаковую часть [сол] или [сол’].  Давайте прочитаем эту часть и отметим ее вот так (отмечается корень).

-Учащиеся находят корень сол- и отмечают соответствующим значком.

Учитель: Общая часть родственных слов называется корнем. А как мы можем назвать слова, у которых одинаковый корень? (однокоренные).

Вы, наверное, замечали, что в банку к соленым огурцам кладут чеснок, укроп, перец. Значит слова тоже родственные?  Нет, их нельзя объяснить с помощью одного и того же слова.

 ( это доказательство).

Развитие связной речи, работа с картинками,  редактирование текста.

-Давайте посмотрим картинки и попытаемся определить, какое время года в них зашифровано?

(«Осень»). Послушайте, правильно ли написано про это время года, если нет, то нам необходимо исправить так, чтобы в тексте говорилось об осени.

-Предложить кому-нибудь из детей  по ряду картинок рассказать об осени.

-Игра «Разведчик». Развитие функции словоизменения, уметь согласовывать существительные с числительными.

-Результат деятельности и рефлексия .

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает  работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...