Наблюдение над использованием в речи синонимов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Евсеева Анастасия Владимировна

Технологическая карта урока во 2 классе  по русскому языку "Наблюдение над использованием в речи синонимов" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «В»  классе   (УМК «Школа России»)

Тема

Наблюдение над использованием в речи синонимов

Педагогическая цель

Познакомить с понятием «синонимы»; распознавать среди данных пар слов синонимы;работать со словарями синонимов в учебнике;  находить нужную информацию о слове в этих словарях; анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научатся распознавать среди данных пар слов синонимы; подбирать к слову синонимы; знакомиться с этимологией слов синоним; работать со словарями синонимов в учебнике;  находить нужную информацию о слове в этих словарях; анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Личностные результаты

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:  принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:освоение умения находить синонимы в тексте.

Коммуникативные:  слушать собеседника и понимать речь других; работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Основные понятия и термины

Слово, лексическое значение слов,синонимы.

Методы, формы работы

Словесный, практический, наглядный; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация, учебник русского языка  (В. П. Канакина ) 2 класс 1 часть.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие

Эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте ребята!

- Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анастасия  Владимировна.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

- Проверим готовность к уроку!

- Каждый посмотрит на свое рабочее место и проверит, все ли лежит у него не парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради,

дневник.

- Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Минутка чистописания.

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письмо.

Пальчиковая гимнастика.

Оформление рабочей страницы в тетради.

- А начнём с пальчиковой гимнастики. Повторяйте за мной.

На двери висит замок, (пальцы ритмично соединяются в замок)

Кто его открыть бы смог? (несколько раз)

Потянули, потянули (руки тянутся в разные стороны)

Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами)

Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)

И открыли!  (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, «Классная работа».

-Помним, что в слове «классная» удвоенная буква «с».

Сегодня 8 октября.

Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради

Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь.

Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами

- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку, отгадав загадку, вы узнаете, какие буквы мы будем прописывать.

Сл. 1

В снежном поле,
На дороге,
Мчится конь мой одноногий.
И на много, много лет
Оставляет черный след.
(Карандаш)

- Как вы думаете,написание какой буквы мы сегодня закрепим?(Кк)

-  Обратите внимание на написание заглавной и строчной букв Кк.

- Какое соединение между буквами? (Среднее с секретиком)

- Пропишите сочетание заглавной и строчной букв К,к до конца рабочей строки, соблюдая расстояние и наклон.

- Посмотрите на доску, что вы видите?(Буквосочетание Кл, ок)

- Назовите какое соединение у буквосочетания Кл? (среднее соединение)

- Запишите на новой рабочей строке буквосочетания  Кл, ок, чередуя до конца рабочей строки.

- Назовите какое соединение у буквосочетания ок? (Среднее с секретиком)

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа

(обобщение ранее изученных словарных слов, знакомство с новым словарным словом)

- А сейчас проведем словарную работу. И повторим ране изученные словарные слова.

- С красной строки с большой буквы в тетради запишите слово Словарь:

Сл. 2

- Итак, посмотрите на доску и отгадайте, что изображено на картинке.

Лопата - ударение падает на второй слог, на гласную «а», безударная непроверяемая гласная «о» в первом слоге.

Ягода – ударение падает на первый слог, на гласную «я», безударная непроверяемая гласная «о» в первом слоге и в третьем «а».

Яблоня- ударение падает на первый слог, на гласную «я», безударная непроверяемая гласная «о» во втором слоге.

Яблоко - ударение падает на первый  слог, на гласную «я», безударная непроверяемая гласная «о» во втором и в третьем слоге.

Береза - ударение падает на второй слог, на гласную «ё», безударная непроверяемая гласная «е» в первом слоге.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым словарным словом.

Карточка. 

Осина

- Ребята как вы понимаете значение слова Осина?

 Осина – это вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые.

- Произнесите слово, определите сколько слогов в этом слове? (3 слога)

- На какой слог падает ударение? (На 2-й слог, на гласную «и»)

- Прочитайте это слово орфоэпически?

- Прочитайте слово орфографически? (Осина)

- Объясните, какая разница в произношении и написании? (В первом слоге слышим «а», а пишем «о»)

- В слове осина нужно запомнить безударную непроверяемую гласную «о» в первом слоге.

- Какую букву можно проверить  и почему? («о», потому что слышится «а»,  а пишется «о»).

- Как проверить эту букву? ( Необходимо поставить это слово во множественное число «Осины»)

- Итак, в слове осина  ударение падает на 2-й слог на гласную «и», безударная непроверяемая гласная «о» в первом  слоге.

- Запишите это слово  в тетрадь, поставьте ударение, выделите гласную, которую надо запомнить.

Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически;

Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым словарным словом.

Работа с предложением (синтаксический разбор)

- Составим предложение со словом коньки.

Сл. 3

Ваня  кушал  яблоко.

- Запишите это предложение в тетрадь. (С комментированием)

- Подчеркните орфограммы в словах.

- О чем говорится в этом предложении? (В этом предложении говорится о Ване. (Кто?)Ваня - это подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выражено существительным)

- Что говорится о Ване? (Ваня что делал? – кушал) – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено глаголом)

- Мы сейчас что сделали?

-Мы подчеркнули  грамматическую основу предложения.

Определяет учебную задачу и контролирует ее выполнение всеми учениками.

Составляют предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

Сл. 4

- Ребята, посмотрите на доску.

- Что вы видите? (Слова)

- Ребята, вам необходимо найти близкие по смыслу слова.

Отважный – храбрый

Трусливый – боязливый

Воин - солдат

- Можно ли назвать эти слова родственными? (Нет)

- Почему? (Потому что они разные по написанию)

- Что общего у всех этих слов?( это слова близкие по значению)

- Прочитайте еще раз близкие по значению слова.

- Мы с вами подобрали слова близкие по значению, но разные по написанию.  

- Как же называются такие слова? (Ответы учащихся)

- На этот вопрос мы сегодня с вами и ответим.

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию. Задает вопросы.

Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

Определение темы и задач урока

-Ребята, кто же догадался, о каких словах мы сегодня с вами  будем говорить на уроке?(О словах близких по значению и различных по написанию).

- Откройте учебник на стр. 52 –ой и прочитайте тему нашего урока.

-Какие задачи поставим перед собой?

- Узнать, что такое  «синонимы»;

- Научитьсянаходить синонимы в тексте;

- Использовать синонимы в речи.

- Ребята, давайте больше узнаем о синонимах. В этом нам поможет учебник.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала.

Открытие нового знания (Упр. 66 стр. 52)

- Посмотрите в учебник  на стр. 52-ой. Найдите упражнение  66-е.

- Прочитайте задание. Что необходимо сделать? (Прочитать. Найти в предложении слова, близкие по значению ,которые обозначают одно и тоже: источник, текущий и глубины земли. Одинаково или по разному они произносятся? Спишите. Подчеркните слова, которые называют один и тот же предмет.)

- Прочитайте стихотворение.

Скажи «родник» -

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Веселый ключ журчащий.  

                                            А. Барто

- Найти в предложении слова, которые обозначают одно и тоже: источник, текущий и глубины земли. («Родник», «Ключ»)

- Докажите, эти слова обозначают одно и тоже или нет? (Родник – это источник, по другому ключ, криница, естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой.

Ключ – это тоже самое что и родник).

- Как произносятся и пишутсяэти слова, одинаково или по разному? (По разному)

- Спишите текст. Не забывайте, что каждая строчка стихотворного текста пишется с большой буквы с новой строки.

Подчеркните слова, которые называют один и тот же предмет.

Вывод:В русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу  одинаковые или очень близкие. Такие слова называются синонимами.

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала

Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание

Знакомство с правилом (учебник страница 52)

- Ребята, а сейчас мы убедимся в правильности наших выводов, прочитав правило на странице 52-ой.

-Поставьте пальчик на правило. Читаем вместе, громко, чётко.

В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться. Такие слова называются синонимами.

- Какие слова называются синонимами? (Одинаковые по смыслу, но разные по значению)

- Приведите примеры синонимов, смотрите на правило. (Родник, ключ, храбрый, смелый, работать, трудиться)

Вывод: синонимы – это наши большие друзья и помощники. Они близкие по значению, но отличаются оттенками или  сферой употребления. Синонимы делают нашу речь яркой и интересной, но важно знать, чем они  отличаются.

Знакомит с правилом, задает вопросы, делает выводы.

Читают правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

 

Физминутка.

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой,

Верх посмотрим над собой.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их опускаем.

И тихонечко садимся.

Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.

Обучающиеся повторяют движения за учителем.

Упражнение 67 стр. 53

(Под руководством  учителя, коллективно)

- Посмотрите на упражнение 67- е. Прочитайте задание.

- Что вам необходимо выполнить? (Прочитать. Каким научным словом можно назвать слова каждой группы? Какие из данных слов вы часто слышите в речи? Спишите любую группу слов).

- Прочитайте группу слов.

Родина, Отчизна, Отечество.

Мир, спокойствие, дружба, согласие.

Ловкий, проворный, шустрый, юркий.

Разговаривать, беседовать, общаться.

- Как одним словом можно назвать слова каждой группы?(Синонимами)

- Что такое родина? (Родина –это родная страна, место рождения)

- Что такое мир? (Мир – это отсутствие вражды, войны)

- Как вы понимаете, слово - ловкий? (Ловкий – имеющий физическую сноровку)

- Как вы понимаете слово - разговаривать?  (Разговаривать – вести разговор, беседовать)

- Какие из данных слов вы часто слышите в речи?(Ответы учащихся)

- В речи мы часто слышим почти все эти слова.

- Спишите любую группу слов.(С комментированием).

ВЫВОД:в русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, такие слова называются синонимами

Формулирует учебную задачу, объясняет алгоритм выполнения упражнения, следит за выполнением упражнения.

Воспринимают учебную задачу, выполняют упражнение под руководством учителя.

Упражнение 68 стр.53

(Под руководством учителя, коллективно)

.- Найдите упражнение 68- е. Прочитайте задание.

- Что вам необходимо сделать? (Прочитать. Доказать, что слова каждой пары являются синонимами. Составить предложения со словами любой пары синонимов. Записать одно из них)

- Прочтите эти пары слов.

Рисунок – узор

Бежать – мчаться

Красный – алый

- Докажите, что слова каждой пары являются синонимами.

- Рисунок– это изображение на плоскости.

- Узор – это рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней.

- Бежать – усиленно скоростным движение, быстро перебирая ногами.

- Мчаться – очень быстро перемещаться.

- Красный – цвет

- Алый – ярко-красный цвет.

- Почему слова каждой пары являются синонимами? (Потому что имеют близкие лексические значения).

- Составьте предложение со словами любой пары синонимов. (Сильный мороз за ночь нарисовал белоснежные узоры на окнах. На стене висит рисунок Саши.)

ВЫВОД:в русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, такие слова называются синонимами.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

Игра «Найди пару слов».

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди пару слов».

- Я буду называть пару родственных слов, вы хлопаете в ладошки.  Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы не хлопаете в ладоши. Будьте внимательны.

Лес – лесник

Стена – потолок

Кот- котик

Сад – садовый

Обед – стол

Гриб – грибник

Парта – ручка

Помидор – томат

Учебник – пенал

Ребенок – малыш

Влажный – сухой

Гигантский - большой

- Молодцы ребята, вы хорошо справились  с заданием.

Вывод: в русском языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, такие слова называются синонимами.

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Воспринимают задачу, выполняют задание в соответствии с инструкцией, повторяют материал предыдущих уроков.

Самостоятельная работа

(работа с тестом)

- А теперь определим,  насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы.

- У вас на столах лежат карточки, возьмите их. Подпишите в правом верхнем углу свою фамилию и имя.

- Вам необходимо прочитать задание и отметить галочкой синоним подходящий к  предложенным словам. Понятно задание? Приступайте к работе. Кто выполнит работу поставьте руку на локоток.

1. Отметить галочкой синоним к слову красный

  • Алый
  • Красавец
  • Красота

2. Отметить галочкой синоним к слову бежать

  • Сидеть
  • Мчаться
  • Лежать

3. Отметить галочкой синоним к слову друг

  • Ученик
  • Дети
  • Приятель

4.Отметить галочкой синоним к слову огонь

  • Мороз
  • Темно
  • Пламя

5. Отметить галочкой синоним к слову  мокрый

  • Красивый
  • Влажный
  • Бегать

Проверка и вывод: Проведем проверку. Я называю задание, а вы поднимаете руку и называете правильный ответ. У кого правильно, то ставит рядом «+», у кого не правильно, ставит рядом «-».

Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала.

Выполняют учебные действия под руководством учителя, закрепляют изученное.

VI. Итог урока.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

Обобщающая беседа,

- Ребята, скажите, что такое синонимы?(Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие)

- Приведите примеры синонимов. (Родник – ключ; воин- солдат; храбрый - смелый)

- Какие задачи ставили в начале урока?(Познакомиться с  понятием «синонимы»; Научиться находить синонимы в тексте;Использовать синонимы в речи).

Задает вопросы учащимся с целью актуализации, систематизации и закрепления изученного материала.

Отвечают на вопросы учителя; систематизируют и закрепляют изученный материал.

Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнюю работу.

Стр. 69 стр. 53

Комментирует домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник домашнее задание.

Рефлексия

- Ребята, если вы узнали что-то новое для себя и вам на уроке было интересно и весело и вы поняли нашу тему урока, то поднимите, пожалуйста ладошку. Если у вас остались вопросы и было трудно на уроке. Поднимите, пожалуйста кулачок. Оцените свою деятельность.

Ставит перед учащимися учебную задачу выбрать квадратики соответствующие их деятельности на уроке.

Анализируют свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы"

Презентация по русскому языку "Части речи.Синонимы и антонимы" может использоваться на уроках для изучения и закрепления учебного материала....

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

Материал для урока русского языка в 3 классе "Лексика. Употребление в речи синонимов""

Урок в 3 классе " Лексика. Употребление в речи синонимов" с технологической картой, раздаточным материолом для групповой работы и презентацикй....

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи" УМК "Школа 21 века"

Данный урок является вторым по изучению темы "Фразеологизмы" во 2 классе по УМК "Школа 21 века"...