Урок русского языка в 4 классе на тему :": Наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Слово и его значение. Многозначные слова "
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Урок повторения изученного материала
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс :4
Тема урока: Наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Слово и его значение. Многозначные слова
Цели: Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи.
Формируемые УУД:
Познавательные: освоение базовых предметных понятий;
Коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью словарей;
Развивающие: способность к рефлексии собственной деятельности;
Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, презентация, рабочие тетради.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний учащихся.
Откройте тетради и запишите число.
Словарная работа:
— Узнайте слова по их лексическому значению
1) Участок земли со стоячей водой. (Болото.)
2) День, следующий за сегодняшним. (Завтра.)
3) Приветствие при встрече. (Привет.)
4) Совместно, сообща. (Вместе.)
5) В какой-то момент, в этом месте. (Здесь.)
6) Спустя некоторое время. (Потом.)
7) Время еды, обычно в середине дня. (Обед.)
8)Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь).
9)Седьмой день недели (воскресенье).
10)Человек, к которому испытываешь симпатию, поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь (друг)
( проверяем и проговариваем каждую букву)
- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различается. Докажите.
(Здесь –5 б, 4 зв.) (Лагерь-6 б, 5 зв.)
3. Самоопределение к деятельности
-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
- К какой части речи они относятся? (Глагол)
- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Это дятел. Враг - друг)
- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)
- Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)
- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)
- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)
4. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 77 (с.49). (Работа в парах. Коллективная проверка.)
— Какие слова-синонимы вы подобрали? (Алфавит, азбука.)
— Какие слова-антонимы вы нашли? (Большие — маленькие, белый — чёрный.)
— Какие слова-омонимы вы заметили? (Лисички (звери) - лисички (грибы), норка (зверь) — норка (жилище).
— Прочитайте предложения, которые вы составили.
Упр. 78 (с. 49). (Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)
2. Беседа
— Для чего в языке нужны слова, близкие по лексическому значению? (Ответы детей.) Главное достоинство синонимов - способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Например, слово Отчизна звучит более торжественно, чем Родина. А слово друг означает человека, близкого по духу, на которого можно положиться, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.
3. Работа по учебнику
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 50.
- Подберите антонимы к словам зло, злиться, злой. (Добро, успокаиваться, добрый.)
- Ко всем ли словам можно подобрать антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)
- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Мы обратимся к данным словарям на странице 152-154 нашего учебника.
Выпишите из каждого словаря по одному примеру.Проверка.
5. Физминутка
Игра «Топайте - хлопайте»
- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете.
Весёлый - радостный, весёлый - грустный, молодость - старость, нежный - ласковый, тихо - громко, строить - разрушать, друг – товарищ, шалить – баловаться, хвалить – бранить.
6.Упр.80 стр.50
Определите ,в каких предложениях употреблены а)синонимы,б)антонимы,в) омонимы
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Эта пословица учит, что всегда лучше знать истину, даже если она неприятная и болезненная, чем утешать себя приятным обманом. Ложь, какой бы она ни была, в итоге раскроется и может принести больше вреда, а правда позволяет адекватно оценивать ситуацию и принимать верные решения.
- Кому честь, тому и почёт. Смысл этой пословицы в том, что уважение и признание со стороны других людей заслуживает тот, кто ведет себя достойно, честно и благородно. Почёт — это закономерная награда за праведную жизнь и честные поступки.
- Ученье — свет, а неученье — тьма. Эта пословица подчеркивает огромную ценность знаний и образования. Знания («свет») просвещают человека, расширяют его кругозор, дают возможности для развития и помогают ориентироваться в жизни. Невежество («тьма»), наоборот, делает жизнь человека ограниченной, полной ошибок и предрассудков.
- Мир лучше ссоры. Пословица говорит о том, что мирные и дружелюбные отношения всегда предпочтительнее конфликтов и вражды. Ссора разрушительна, она приносит только обиды и негатив, в то время как мир и согласие создают основу для благополучия и созидания.
- Мир не без добрых людей. Эта пословица выражает оптимизм и веру в человечество. Она означает, что в любой ситуации и в любом обществе всегда найдутся отзывчивые, добрые и готовые прийти на помощь люди. Не стоит отчаиваться, сталкиваясь со злом, потому что добра в мире тоже много.
а) синонимы употреблены в предложении 2: честь и почёт.
б) антонимы употреблены в предложениях 1 (горькая – сладкая; правда – ложь), 3 (ученье – неученье; свет – тьма) и 4 (мир – ссора).
в) омонимы употреблены в предложениях 4 и 5: слово мир в значении «согласие, отсутствие вражды» (предложение 4) и мир в значении «свет, вселенная, мир людей» (предложение 5).
Предложения с антонимами:
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Мир лучше ссоры.
4.Рефлексия. Графический диктант
(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова в нём употреблены: с - синонимы, а — антонимы, о — омонимы.)
1) В глаза хвалит, а за глаза бранит. а
2) Жди горя от моря, а беды - от воды. с
3) Где умному горе, там глупому веселье. а
4) Добрый плачет от радости, а злой - от зависти. а
5) Знать не знаю, ведать не ведаю. с
6) Солнце на ели, а мы ещё не ели. о
7) Лодырь и бездельник - им праздник и в понедельник. с
8) Ученье - свет, а неученье - тьма. а
(Коллективная проверка.)
- Поделитесь своими впечатлениями на уроке.
- Что повторили на уроке?
- Достигли мы с вами цели которую ставили в начале урока?
- С какими чувствами уходите с урока?
Домашнее задание: стр. 49-50 упр.81, правило
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"
Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"
урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Разработка урока русского языка 2 класс на тему: "Однозначные и многозначные слова"
Подробная разработка урока урока русского языка для 2 класса на тему: "Однозначные и многозначные слова"...
Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"
Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Роль глагола в предложении, речи."
Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г....

Урок русскогоя зыка в 4 классе на тему :"Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов"
Урок открытия нового знания...
