Урок русского языка в 4 классе на тему :": Наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Слово и его значение. Многозначные слова "
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Анохина Ольга Ивановна

Урок повторения изученного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogoya_zyka_4_klass.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Класс :4

Тема урока: Наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Слово и его значение. Многозначные слова

Цели: Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи.

Формируемые УУД:

Познавательные: освоение базовых предметных понятий;

Коммуникативные: умение добывать недостающую информацию с помощью словарей;

Развивающие: способность к рефлексии собственной деятельности;

Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, презентация, рабочие тетради.

                                                           Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний учащихся. 

Откройте тетради и запишите число.

Словарная работа:

—  Узнайте слова по их лексическому значению

1) Участок земли со стоячей водой. (Болото.)

2) День, следующий за сегодняшним. (Завтра.)

3) Приветствие при встрече. (Привет.)

4) Совместно, сообща. (Вместе.)

5) В какой-то момент, в этом месте. (Здесь.)

6) Спустя некоторое время. (Потом.)

7) Время еды, обычно в середине дня. (Обед.)

8)Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь).

9)Седьмой день недели (воскресенье).

10)Человек, к которому испытываешь симпатию, поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь (друг)

( проверяем и проговариваем каждую букву)

- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различается. Докажите.

(Здесь –5 б, 4 зв.) (Лагерь-6 б, 5 зв.)

3. Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- К какой части речи они относятся? (Глагол)

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг - друг)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

4. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 77 (с.49). (Работа в парах. Коллективная проверка.)

—  Какие слова-синонимы вы подобрали? (Алфавит, азбука.)

—  Какие слова-антонимы вы нашли? (Большие — маленькие, белый чёрный.)

—  Какие слова-омонимы вы заметили? (Лисички (звери) - лисички (грибы), норка (зверь) норка (жилище).

—  Прочитайте предложения, которые вы составили.

Упр. 78 (с. 49). (Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

2. Беседа

— Для чего в языке нужны слова, близкие по лексическому значению? (Ответы детей.) Главное достоинство синонимов - способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Например, слово Отчизна звучит более торжественно, чем Родина. А слово друг означает человека, близкого по духу, на которого можно положиться, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

  3. Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 50.

- Подберите антонимы к словам зло, злиться, злой. (Добро, успокаиваться, добрый.)

-  Ко всем ли словам можно подобрать антонимы, синонимы. Приведите примеры. (Ответы детей)

- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Мы обратимся к данным словарям на странице 152-154 нашего учебника.

Выпишите из каждого словаря по одному примеру.Проверка.

5. Физминутка

Игра «Топайте - хлопайте»

- Если я называю пару синонимов - вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете.

Весёлый - радостный, весёлый - грустный, молодость - старость, нежный - ласковый, тихо - громко, строить - разрушать, друг – товарищ, шалить – баловаться, хвалить – бранить.

6.Упр.80 стр.50

Определите ,в каких предложениях употреблены а)синонимы,б)антонимы,в) омонимы

  1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Эта пословица учит, что всегда лучше знать истину, даже если она неприятная и болезненная, чем утешать себя приятным обманом. Ложь, какой бы она ни была, в итоге раскроется и может принести больше вреда, а правда позволяет адекватно оценивать ситуацию и принимать верные решения.
  2. Кому честь, тому и почёт. Смысл этой пословицы в том, что уважение и признание со стороны других людей заслуживает тот, кто ведет себя достойно, честно и благородно. Почёт — это закономерная награда за праведную жизнь и честные поступки.
  3. Ученье — свет, а неученье — тьма. Эта пословица подчеркивает огромную ценность знаний и образования. Знания («свет») просвещают человека, расширяют его кругозор, дают возможности для развития и помогают ориентироваться в жизни. Невежество («тьма»), наоборот, делает жизнь человека ограниченной, полной ошибок и предрассудков.
  4. Мир лучше ссоры. Пословица говорит о том, что мирные и дружелюбные отношения всегда предпочтительнее конфликтов и вражды. Ссора разрушительна, она приносит только обиды и негатив, в то время как мир и согласие создают основу для благополучия и созидания.
  5. Мир не без добрых людей. Эта пословица выражает оптимизм и веру в человечество. Она означает, что в любой ситуации и в любом обществе всегда найдутся отзывчивые, добрые и готовые прийти на помощь люди. Не стоит отчаиваться, сталкиваясь со злом, потому что добра в мире тоже много.

а) синонимы употреблены в предложении 2: честь и почёт.

б) антонимы употреблены в предложениях 1 (горькая – сладкаяправда – ложь), 3 (ученье – неученьесвет – тьма) и 4 (мир – ссора).

в) омонимы употреблены в предложениях 4 и 5: слово мир в значении «согласие, отсутствие вражды» (предложение 4) и мир в значении «свет, вселенная, мир людей» (предложение 5).

Предложения с антонимами:

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Мир лучше ссоры.

4.Рефлексия.  Графический диктант

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова в нём употреблены: с - синонимы, а — антонимы, о — омонимы.)

1) В глаза хвалит, а за глаза бранит.  а

2) Жди горя от моря, а беды - от воды.   с

3) Где умному горе, там глупому веселье.   а

4) Добрый плачет от радости, а злой - от зависти.  а

5) Знать не знаю, ведать не ведаю.   с

6) Солнце на ели, а мы ещё не ели.   о

7) Лодырь и бездельник - им праздник и в понедельник.  с

8) Ученье - свет, а неученье - тьма.  а

(Коллективная проверка.)

 - Поделитесь своими впечатлениями на уроке.

- Что повторили на уроке?

- Достигли мы с вами цели которую ставили в начале урока?

- С какими чувствами уходите с урока?

Домашнее задание: стр. 49-50 упр.81, правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...

открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...

Разработка урока русского языка 2 класс на тему: "Однозначные и многозначные слова"

Подробная разработка урока урока русского языка для 2 класса на тему: "Однозначные и многозначные слова"...

Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"

Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Роль глагола в предложении, речи."

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г....