Новые виды упражнений для формирования грамотного письма
опыты и эксперименты по русскому языку (3 класс)

НОВЫЕ  ВИДЫ  УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.

Упражнения для формирования грамотного письма должны быть построены таким образом, чтобы учащийся при выполнении заданий мог бы сразу проверять правильность решения орфографической задачи, в процессе выполнения упражнения.

Такие упражнения с ответами даются в виде  таблиц, и отмечены значком

Это  означает, что упражнения данного вида предназначены для самостоятельной работы.

 

При работе с такими таблицами учащийся сначала закрывает ответ листом бумаги и открывает его постепенно, слово за словом, по мере простановки пропущенных букв. Таким образом, рядом с учащимся как бы присутствует невидимый помощник, подтверждающий правильность выполнения задания. Добросовестный ученик может очень эффективно работать с такой таблицей. Если упражнение вызвало у ученика  затруднения, он может после разбора ошибок выполнить упражнение повторно.

Обычно в учебниках и сборниках упражнений по русскому языку предлагается выполнять упражнения, в которых ответы не даны. Такие упражнения, несомненно, нужны, но лишь для контроля за уже сформированными умениями. Упражнения для формирования и закрепления знаний и умений должны быть построены  иначе – так, чтобы учащийся, выполняя задание, мог сразу убедиться в правильности его выполнения или разобраться в причине ошибки.

Другой отличительной особенностью  заданий тренинга по орфографии является наличие в нём заданий, предназначенных для работы в парах. Такие упражнения с ответами даются в виде  таблиц, и отмечены значками

Это  означает, что упражнения данного вида предназначены для работы в парах. При выполнении этих упражнений один учащийся диктует и одновременно контролирует выполнение задания. Ошибка, допущенная в ходе выполнения упражнения, выявляется и исправляется сразу, а не закрепляется, как при выполнении  традиционных упражнений.

При работе в парах  необходимо выполнять следующие требования:

  1. Один ученик читает предложение или словосочетание орфоэпически, т.е. так, как обычно произносится.
  2. Другой ученик проговаривает его орфографически, т.е. четко проговаривает слова так, как их надо писать.
  3. Если ученик допустил ошибку в проговаривании, то диктующий его должен поправить .
  4. Контролируемый ученик должен еще раз проговорить слово, но уже правильно, и записать его, соответственно тоже правильно.

После выполнения одной части упражнения учащиеся меняются ролями.

Еще одна отличительная особенность предлагаемых упражнений состоит в том, что даются игровые упражнения в парах «Кто первый найдет ошибку». Подобные упражнения нравятся ученикам, они активизируют их внимательность и тренируют умение находить ошибки в рукописном тексте. В некоторых сборниках по орфографии подобный вид работ тоже предлагается, но там слова набраны печатным шрифтом и «ошибки», специально допущенные в упражнении, могут быть непроизвольно запечатлены в памяти учащегося, привыкшего доверять правописанию печатного текста. Именно поэтому в упражнениях «кто первый найдёт ошибку» применяется рукописный шрифт.

 

Все слова, в которых ученик допустил ошибки,  рекомендуется  записывать в специальную тетрадь для работ над ошибками. Работу над ошибками должна проводиться в парах: один ученик читает слово из тетради проверяемого ученика, а тот записывает это слово или чётко проговаривает его по буквам. Если ошибки не было, ставится «+», если ошибка была допущена, около слова ставится   «– ». это значит, что надо вспомнить правило, согласно которому пишется это слово, и написать его несколько раз. После  пяти «+» поставленных подряд, слово  можно будет вычеркнуть из списка слов. Значит, ученик хорошо закрепил правильное написание.

Выполнение предложенных  упражнений поможет ученику научиться писать грамотно и приобрести уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг612.35 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ  ВИДЫ  УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.

Упражнения для тренинга должны быть построены таким образом, чтобы учащийся при выполнении заданий мог бы сразу проверять правильность решения орфографической задачи, в процессе выполнения упражнения.

Такие упражнения с ответами даются в виде  таблиц, и отмечены значком

Это  означает, что упражнения данного вида предназначены для самостоятельной работы.

Проверочное слово

Ответ

Задание

ярость

т

ярос…ный

ужас

-

ужас…ный

капус…ный

прелес…ный

звёз…ный

поз…но

ненас…ная

мес…ный

грус…ный

чес…ный

При работе с такими таблицами учащийся сначала закрывает ответ листом бумаги и открывает его постепенно, слово за словом, по мере простановки пропущенных букв. Таким образом, рядом с учащимся как бы присутствует невидимый помощник, подтверждающий правильность выполнения задания. Добросовестный ученик может очень эффективно работать с такой таблицей. Если упражнение вызвало у ученика  затруднения, он может после разбора ошибок выполнить упражнение повторно.

Обычно в учебниках и сборниках упражнений по русскому языку предлагается выполнять упражнения, в которых ответы не даны. Такие упражнения, несомненно, нужны, но лишь для контроля за уже сформированными умениями. Упражнения для формирования и закрепления знаний и умений должны быть построены  иначе – так, чтобы учащийся, выполняя задание, мог сразу убедиться в правильности его выполнения или разобраться в причине ошибки.

Другой отличительной особенностью  заданий тренинга по орфографии является наличие в нём заданий, предназначенных для работы в парах. Такие упражнения с ответами даются в виде  таблиц, и отмечены значками

Это  означает, что упражнения данного вида предназначены для работы в парах. При выполнении этих упражнений один учащийся диктует и одновременно контролирует выполнение задания. Ошибка, допущенная в ходе выполнения упражнения, выявляется и исправляется сразу, а не закрепляется, как при выполнении  традиционных упражнений.

При работе в парах  необходимо выполнять следующие требования:

  1. Один ученик читает предложение или словосочетание орфоэпически, т.е. так, как обычно произносится.
  2. Другой ученик проговаривает его орфографически, т.е. четко проговаривает слова так, как их надо писать.
  3. Если ученик допустил ошибку в проговаривании, то диктующий его должен поправить .
  4. Контролируемый ученик должен еще раз проговорить слово, но уже правильно, и записать его, соответственно тоже правильно.

После выполнения одной части упражнения учащиеся меняются ролями.

Еще одна отличительная особенность предлагаемых упражнений состоит в том, что даются игровые упражнения в парах «Кто первый найдет ошибку». Подобные упражнения нравятся ученикам, они активизируют их внимательность и тренируют умение находить ошибки в рукописном тексте. В некоторых сборниках по орфографии подобный вид работ тоже предлагается, но там слова набраны печатным шрифтом и «ошибки», специально допущенные в упражнении, могут быть непроизвольно запечатлены в памяти учащегося, привыкшего доверять правописанию печатного текста. Именно поэтому в упражнениях «кто первый найдёт ошибку» применяется рукописный шрифт.

Все слова, в которых ученик допустил ошибки,  рекомендуется  записывать в специальную тетрадь для работ над ошибками. Работу над ошибками должна проводиться в парах: один ученик читает слово из тетради проверяемого ученика, а тот записывает это слово или чётко проговаривает его по буквам. Если ошибки не было, ставится «+», если ошибка была допущена, около слова ставится   «– ». это значит, что надо вспомнить правило, согласно которому пишется это слово, и написать его несколько раз. После  пяти «+» поставленных подряд, слово  можно будет вычеркнуть из списка слов. Значит, ученик хорошо закрепил правильное написание.

Выполнение предложенных  упражнений поможет ученику научиться писать грамотно и приобрести уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

В этой работе даются рекомендации по приёмам работы над безударной гласной....

Презентация "Формирование грамотного письма младших школьников"

В данной работе  рассказывается об  эффективных  способах  формирования орфографической зоркости  и описывается  система орфографических упражнений для её выработки. Пред...

Формирование грамотного письма младших школьников на этапе обучения грамоте.

Заниматься этой проблемой меня заставляет в современный период развития общеобразовательной школы языковое образование младшего школьника и его речевое развитие всё более основательно, и обоснованно с...

Описание результатов работы над темой самообразования:«Орфографическое чтение на уроках русского языка, как основа формирования грамотного письма слов с непроверяемым написанием в классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (VII вид)»

В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Тема «Непроверяемые гласные и согласные в корн...

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ ПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА

СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ ПРОВЕРЯЕМЫХ  БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА...

Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов

Статья "Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов"...