Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта

Предмет: Русский язык      

УМК: «Школа России»       

 Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий         

 Класс: 4 Б      

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и  будущем времени.      

 Тип урока: урок открытия нового знания        

 Ф.И.О учителя: Смирнова Татьяна Андреевна

Цель

Деятельностная: формирование связной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Образовательная: ознакомление с глаголами-исключениями; со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме;

Задачи

Образовательные:

 -формировать представление  о глаголах – исключениях;

- формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение;

-совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания;

-способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку

Формируемые УУД

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 -  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты

Предметные:  уметь находить  в тексте глаголы-исключения, уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные : уметь определять и формулировать цель на уроке;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  информацию, полученную на уроке  (Познавательные УУД).

Основные понятия

I спряжение,  II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов, глаголы-исключения.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

 Ресурсы:

 - основные

 

- дополнительные

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», Т.Н. Ситникова,  И.Ф. Яценко

« Поурочные разработки по русскому языку »

 

Учебник с.94-95, упражнения 192, 193, 194, тетрадь, раздаточный материал.

Оборудование

Доска, таблица, учебник, компьютер, карточки, памятка «Безударные личные окончания глаголов»

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

 Цель:  - актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности и создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

 

 

- Ребята, начинаем урок русского языка.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа. 

 - Ребята, прочитайте хором русскую народную пословицу: Грамоте учиться – всегда пригодится.  - А теперь запишем ее в тетрадях, правильно выполняя соединения букв.

Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учится; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

П: осознают учебно- познавательную задачу.

К:  планируют учебное сотрудничество  с учителем и сверстниками.

 

2. Актуализация знаний.  

Цели:

- организовать повторение изученного; -актуализировать знания по теме глагол -активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Организует повторение изученного.

Записывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы, объясняют написание орфограммы. 

 

 

- Прочитайте словосочетания

Смеялись от радост…, подарить бабушк….,сохранить в памят…, подъезжали к столице, на ветк…сирен…,- шёл по тропинк…

Какую орфограмму мы будем повторять? ( Безударные падежные окончания имен существительных.)

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имен сущ., укажите их падеж. ( Фронтальная проверка с объяснением).

                    

- А что вы знаете о глаголе?

- Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.

 

 

 

 

 

 

Я

глагол

часть

речи

обозначаю

действие предмета

отвечаю на вопросы

что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

имею

начальную (неопределенную форму)

в предложении

чаще всего бываю сказуемым

имею грамматические признаки

  1. время
  2. число
  3. лицо
  4. род (в прошедшем времени)
  5. спряжение

 

П : умеют ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы.

 К: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать  и понимать речь других, приобретают навык сотрудничества, работы в паре

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Предлагает карточку

«Я глагол» (раздаточный материал на каждой парте)

 

Обобщают  знания по теме глагол. У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах.

 

 

3. Самоопределение к деятельности

Цель:

 - создание проблемной ситуации, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы .

-создание условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока

 Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока. Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения, делают выводы совместно с учителем.

 

 

- Прочитайте предложения, назовите пропущенные окончания глаголов. 

Звен…(ят) весёлые ручейки. Уже цвет…(ёт) подснежник. Берёза распуска…(ет) свои клейкие листочки.

- Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение?

(Оно безударное, а в безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.)

 

-Сформулируйте задачи урока.

(Научиться  определять  безударные личные окончания глаголов.  Научиться их  писать без ошибок.) 

 

 

П : умеют классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Р: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.                                                      Л:  устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Изучение нового    материала  

Организует изучение нового материала.  

 

 

Читают сведения о языке. Рассказывают сказку про царство «Глагол» Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило.

- А для того, чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями мы с вами изучаем спряжение глагола.

- Откройте учебник на с. 94.

Прочитайте сведения о языке.

- Как определить спряжение у безударных личных окончаний глаголов?

( По неопределенной форме.)

-Как определить спряжение? (по окончанию).

-Оказывается, определить спряжение нам поможет глагольный суффикс.

Выполним упражнение и проведем наблюдение.

Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. Выделите суффиксы неопределенной формы.

Благодарят – благодарИть

Владеет – владЕть

Летаете – летАть

Влияют – влиЯть

Колете – колОть

Выдели значком ^ гласную букву перед –ТЬ. Это глагольный суффикс, который поможет определить спряжение.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед – ТЬ.

- Суффикс –и- указывает на 2 спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) – на 1 спряжение.

Например: делаешь – делать (не и – 1 спр.), косит – косить (и – 2 спр.)

 

- Какие глаголы относятся ко 2 спр.?

- К 1 спр.? 

- Назовите глаголы –исключения.

- Как Вы понимаете выражение глаголы-исключения?

( Это глаголы, которые не подчиняются правилу.)

Послушайте сказку про  страну Глаголов.

Рассказывают заранее подготовленные учащиеся.   Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом.

Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.       Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.  -И после этих слов отпустил царь своих сыновей.       Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.  Слово учителя.  Но у этой сказки есть продолжение.   Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой: « Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.  По твоему указу оказались мы в разных царствах с  нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними».     Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

-Я, царь Глагол, повелеваю: жителей своего царства –  глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении,  а глаголы брить, стелить  -  в 1 спряжении.

П : умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,   высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других.

Л: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают  разные точки зрения; считаются с мнением другого человека

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

5.Физкультминутка

Цель: отдых, снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

 

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке.

Выполняют физкультминутку.

 

 

Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопок над головой, 2 спряжения –  2 хлопка за спиной.

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.

 

 

6. Первичное закрепление.

Цель: закрепление полученных знаний, их применение в практических заданиях.

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

Знакомятся с глаголами- искл., определяют спряжение глаголов по неопределенной форме, распределяют их на группы

 

 

Так и появились глаголы – исключения.

-У нас есть схема – помощница, благодаря которой мы быстро выучим алгоритм. (Учитель раздает карточки-помощницы, см. в приложении). - Как вы думаете, почему она так называется?

 - Посмотрим на схемы и вернемся к нашим глаголам. Воспользуемся нашим алгоритмом и вставим пропущенную гласную. Найдите таблицу на с.93.

мечта.шь – мечтать (I) – е - мечтаешь

помеша.те – помешать (I) - е - помешаете

стро.т – строить (II ) –и- строит

кле.шь – клеить (II ) –и- клеишь

Ну вот мы справились с заданием.

 

   - Сколько глаголов – исключений на – ать? Назовите их.

-Сколько на – еть? Назовите их.

- Сколько на – ить? Назовите их. ( 2 глагола – брить, стелить)

 -Давайте познакомимся с ними ближе.

У вас на партах  лежат рифмованные стихотворения. - Прочитайте.  ( Читает один ученик.)

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть-

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

 

Таким образом,  стихотворение и схема помогут вам  запомнить глаголы-исключения.

 

  Работа по учебнику.Упр. 192 (устно).  

П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;   Р: оценивают правильность выполнения задания; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение;

К :  оформляют свои мысли  в устной форме; слушают и понимают речь других

7. Закрепление изученного материала.

Цели: закрепление навыков правильного правописания безударных личных окончаний глаголов

Организует закрепление изученного материала.

 

Выполняют упр. 193.: выписывают глаголы, определяют спр., образуют форму глаголов 2 л., ед.ч., настоящего времени, упр. 194

Вернемся  к предложению  Берёза распускает свои клейкие листочки.

- распускает – распускать (на ать), значит в окончании глагола ставим безударную е (1 спр.).

 

Работа по учебнику

- Для выполнения следующего упражнения нам снова понадобится таблица на с.93.

 

- Упр. 193. Прочитайте (все глаголы пишем только во 2 лице ед.ч.). Сначала провести словарную работу.

 - Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица ед. ч.? ( ешь, ёшь, ишь)

- Выполните задания самостоятельно.

-– Оцените свою работу и работу соседа (взаимопроверка)

 

- Следующее Упр.194 (выполняем по рядам). Выберите один глагол и напишите его в 3л. ед. и мн. числа, обозначьте окончание –

3л. ед.ч. –

3л. мн.ч. –

Какие окончания у первого ряда? У второго - ? У третьего - ?

 

К:  оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других  обобщают знания;

Л:  самостоятельно выполняют учебные задания.

П:  преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют ответы на вопросы.

 Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий.

 

8. Итог урока.

 Цель: обобщение полученных знаний

Организует подведение итога урока.

Анализируют полученную информацию, делают выводы. Подводят итог урока

-  Какая задача стояла перед нами в начале урока? ( Научиться  без ошибок писать безударные окончания глаголов.)

 - Решили мы эту задачу? ( Решили)

 - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

(Надо поставить глагол в неопределённую форму, определить спряжение, не забывать о глаголах - исключениях.)

П: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

 Р: оценивают собственную деятельность на уроке.

Л: проявляют интерес к предмету.

К: строят небольшие монологические высказывания

9. Домашнее задание.

 

 

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Упр. 194 (с. 95), выучить правило  (стр. 94).

- Как вы считаете, какое задание вам необходимо выполнить дома ?  (  Надо такое задание,  которое помогло бы без ошибок писать безударные окончания. Дома  нужно потренироваться).

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения

10. Оценка работы обучающихся на уроке.

Оценивает работу обучающихся

 

 

 

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цель -  организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.

Учащиеся выполняют графический диктант. Делают самопроверку своей деятельности.

 

Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ.

Педагог проводит графический диктант.

– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–».

1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.

2. В слове листа..шь безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Во  множественном  числе глаголы  2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

8. Все данные глаголы I спряжения: мечтает, учит, стирает.

9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Ключ:

№ п/п

Ответы

№ п/п

Ответы

1

6

+

2

7

3

8

4

+

9

+

5

10

+

IV Проверка.

- Поставьте себе отметку за тест.

- У кого все ответы верные?

- Вы подтвердили свои знания по нашей теме выполненным тестом.

- Поднимите руки, у кого есть ошибки.

-В каком месте вы совершили ошибку?

- Что вам необходимо еще раз повторить, чтобы впредь их не совершать?

 

 

Л: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Р: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;   

П: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Учебная таблица-карточка (раздаточный материал)

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._smirnova_t.a.docx120.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: Русский язык      

УМК: «Школа России»        

 Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий          

 Класс: 4 Б      

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и  будущем времени.       

 Тип урока: урок открытия нового знания        

 Ф.И.О учителя: Смирнова Татьяна Андреевна

Цель

Деятельностная: формирование связной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Образовательная: ознакомление с глаголами-исключениями; со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме;

Задачи

Образовательные:

 -формировать представление  о глаголах – исключениях;

- формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение;

-совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания;

-способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку

Формируемые УУД

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 -  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты

Предметные:  уметь находить  в тексте глаголы-исключения, уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные : уметь определять и формулировать цель на уроке;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  информацию, полученную на уроке  (Познавательные УУД).

Основные понятия

I спряжение,  II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов, глаголы-исключения.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

 Ресурсы:

 - основные

 

- дополнительные

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», Т.Н. Ситникова,  И.Ф. Яценко

« Поурочные разработки по русскому языку »

Учебник с.94-95, упражнения 192, 193, 194, тетрадь, раздаточный материал.

Оборудование

Доска, таблица, учебник, компьютер, карточки, памятка «Безударные личные окончания глаголов»

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

 Цель:  - актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности и создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

 

- Ребята, начинаем урок русского языка.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.  

 - Ребята, прочитайте хором русскую народную пословицу: Грамоте учиться – всегда пригодится.  - А теперь запишем ее в тетрадях, правильно выполняя соединения букв.

Л: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учится; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

П: осознают учебно- познавательную задачу.

К:  планируют учебное сотрудничество  с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.   

Цели:

- организовать повторение изученного; -актуализировать знания по теме глагол -активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Организует повторение изученного.

Записывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы, объясняют написание орфограммы.  

 

- Прочитайте словосочетания

Смеялись от радост…, подарить бабушк….,сохранить в памят…, подъезжали к столице, на ветк…сирен…,- шёл по тропинк…

Какую орфограмму мы будем повторять? ( Безударные падежные окончания имен существительных.)

- Спишите, вставьте пропущенные окончания имен сущ., укажите их падеж. ( Фронтальная проверка с объяснением).

                     

- А что вы знаете о глаголе?

- Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.

Я

глагол

часть

речи

обозначаю

действие предмета

отвечаю на вопросы

что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

имею

начальную (неопределенную форму)

в предложении

чаще всего бываю сказуемым

имею грамматические признаки

  1. время
  2. число
  3. лицо
  4. род (в прошедшем времени)
  5. спряжение

П : умеют ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы.

 К: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушать  и понимать речь других, приобретают навык сотрудничества, работы в паре

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Предлагает карточку

«Я глагол» (раздаточный материал на каждой парте)

Обобщают  знания по теме глагол. У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах.

3. Самоопределение к деятельности 

Цель:

 - создание проблемной ситуации, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы .

-создание условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока

 Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока. Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

 

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения, делают выводы совместно с учителем.

 

- Прочитайте предложения, назовите пропущенные окончания глаголов.  

Звен…(ят) весёлые ручейки. Уже цвет…(ёт) подснежник. Берёза распуска…(ет) свои клейкие листочки.

- Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение?

(Оно безударное, а в безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.)

-Сформулируйте задачи урока.

(Научиться  определять  безударные личные окончания глаголов.  Научиться их  писать без ошибок.)  

П : умеют классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Р: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.                                                      Л:  устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Изучение нового    материала  

Организует изучение нового материала.  

 

Читают сведения о языке. Рассказывают сказку про царство «Глагол» Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило.

- А для того, чтобы правильно писать глаголы с безударными личными окончаниями мы с вами изучаем спряжение глагола.

- Откройте учебник на с. 94.

Прочитайте сведения о языке.

- Как определить спряжение у безударных личных окончаний глаголов?

( По неопределенной форме.)

-Как определить спряжение? (по окончанию).

-Оказывается, определить спряжение нам поможет глагольный суффикс.

Выполним упражнение и проведем наблюдение.

Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. Выделите суффиксы неопределенной формы.

Благодарят – благодарИть

Владеет – владЕть

Летаете – летАть

Влияют – влиЯть

Колете – колОть

Выдели значком ^ гласную букву перед –ТЬ. Это глагольный суффикс, который поможет определить спряжение.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределенной форме перед – ТЬ.

- Суффикс –и- указывает на 2 спряжение. Все остальные (-а-, -у-, -я-, -е-, -о-) – на 1 спряжение.

Например: делаешь – делать (не и – 1 спр.), косит – косить (и – 2 спр.)

- Какие глаголы относятся ко 2 спр.?

- К 1 спр.?  

- Назовите глаголы –исключения.

- Как Вы понимаете выражение глаголы-исключения?

( Это глаголы, которые не подчиняются правилу.)

Послушайте сказку про  страну Глаголов.

Рассказывают заранее подготовленные учащиеся.   Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом.

Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.       Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: - Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.  -И после этих слов отпустил царь своих сыновей.       Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.  Слово учителя.  Но у этой сказки есть продолжение.   Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой: « Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.  По твоему указу оказались мы в разных царствах с  нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними».     Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

-Я, царь Глагол, повелеваю: жителей своего царства –  глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении,  а глаголы брить, стелить  -  в 1 спряжении.

П : умеют ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,   высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других.

Л: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают  разные точки зрения; считаются с мнением другого человека

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

5.Физкультминутка

Цель: отдых, снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке.

Выполняют физкультминутку.

 

Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопок над головой, 2 спряжения –  2 хлопка за спиной.

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.

6. Первичное закрепление. 

Цель: закрепление полученных знаний, их применение в практических заданиях.

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

Знакомятся с глаголами- искл., определяют спряжение глаголов по неопределенной форме, распределяют их на группы

 

Так и появились глаголы – исключения.

-У нас есть схема – помощница, благодаря которой мы быстро выучим алгоритм. (Учитель раздает карточки-помощницы, см. в приложении). - Как вы думаете, почему она так называется?

 - Посмотрим на схемы и вернемся к нашим глаголам. Воспользуемся нашим алгоритмом и вставим пропущенную гласную. Найдите таблицу на с.93.

мечта.шь – мечтать (I) – е - мечтаешь

помеша.те – помешать (I) - е - помешаете

стро.т – строить (II ) –и- строит

кле.шь – клеить (II ) –и- клеишь

Ну вот мы справились с заданием.

   - Сколько глаголов – исключений на – ать? Назовите их.

-Сколько на – еть? Назовите их.

- Сколько на – ить? Назовите их. ( 2 глагола – брить, стелить)

 -Давайте познакомимся с ними ближе.

У вас на партах  лежат рифмованные стихотворения. - Прочитайте.  ( Читает один ученик.)

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть-

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя.

Таким образом,  стихотворение и схема помогут вам  запомнить глаголы-исключения.

  Работа по учебнику.Упр. 192 (устно).  

П: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;   Р: оценивают правильность выполнения задания; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение;

К :  оформляют свои мысли  в устной форме; слушают и понимают речь других

7. Закрепление изученного материала.

Цели: закрепление навыков правильного правописания безударных личных окончаний глаголов

Организует закрепление изученного материала.

Выполняют упр. 193.: выписывают глаголы, определяют спр., образуют форму глаголов 2 л., ед.ч., настоящего времени, упр. 194

Вернемся  к предложению  Берёза распускает свои клейкие листочки.

- распускает – распускать (на ать), значит в окончании глагола ставим безударную е (1 спр.).

Работа по учебнику 

- Для выполнения следующего упражнения нам снова понадобится таблица на с.93.

- Упр. 193. Прочитайте (все глаголы пишем только во 2 лице ед.ч.). Сначала провести словарную работу.

 - Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица ед. ч.? ( ешь, ёшь, ишь)

- Выполните задания самостоятельно.

-– Оцените свою работу и работу соседа (взаимопроверка)

- Следующее Упр.194 (выполняем по рядам). Выберите один глагол и напишите его в 3л. ед. и мн. числа, обозначьте окончание –

3л. ед.ч. –

3л. мн.ч. –

Какие окончания у первого ряда? У второго - ? У третьего - ?

К:  оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других  обобщают знания;

Л:  самостоятельно выполняют учебные задания.

П:  преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют ответы на вопросы.

 Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий.

8. Итог урока.

 Цель: обобщение полученных знаний

Организует подведение итога урока.

Анализируют полученную информацию, делают выводы. Подводят итог урока

-  Какая задача стояла перед нами в начале урока? ( Научиться  без ошибок писать безударные окончания глаголов.)

 - Решили мы эту задачу? ( Решили)

 - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

(Надо поставить глагол в неопределённую форму, определить спряжение, не забывать о глаголах - исключениях.)

П: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

 Р: оценивают собственную деятельность на уроке.

Л: проявляют интерес к предмету.

К: строят небольшие монологические высказывания

9. Домашнее задание.

 

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Упр. 194 (с. 95), выучить правило  (стр. 94).

- Как вы считаете, какое задание вам необходимо выполнить дома ?  (  Надо такое задание,  которое помогло бы без ошибок писать безударные окончания. Дома  нужно потренироваться).

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения

10. Оценка работы обучающихся на уроке.

Оценивает работу обучающихся

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке  

Цель -  организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.

Учащиеся выполняют графический диктант. Делают самопроверку своей деятельности.

Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ.

Педагог проводит графический диктант.

– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–».

1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.

2. В слове листа..шь безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Во  множественном  числе глаголы  2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

8. Все данные глаголы I спряжения: мечтает, учит, стирает.

9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Ключ:

№ п/п

Ответы

№ п/п

Ответы

1

6

+

2

7

3

8

4

+

9

+

5

10

+

IV Проверка.

- Поставьте себе отметку за тест.

- У кого все ответы верные?

- Вы подтвердили свои знания по нашей теме выполненным тестом.

- Поднимите руки, у кого есть ошибки.

-В каком месте вы совершили ошибку?

- Что вам необходимо еще раз повторить, чтобы впредь их не совершать?

Л: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Р: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;  

П: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Учебная таблица-карточка (раздаточный материал)

C:\Users\Sanchello\Desktop\правописане безударных личных 5 рисунок\b3a9677d5269bfedb28f43ce650c0688.jpg

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени»

Урок русского языка в 4 классе (учебник А.В. Поляковой) по системе Л.В. Занкова....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...