Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_3_kl_russkiy_yazyk.docx44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3 класс

Рабочая программа по русскому языку  для обучающихся  3 класса разработана на основе:

  - основной образовательной программой начального  общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;

- Программа. Начальная школа.3 класс. УМК Перспектива. / Л. Ф. Климанова   Т. В. Бабушкина  — М. : Просвещение, 2011.– (Образовательный стандарт).

-учебника «Русский язык»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Л. Ф. Климанова   Т. В. Бабушкина – М.: «Просвещение», 2017.

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»»;

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

Выпускник научится:

  • испытывать  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
  • осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  • относиться с уважением к представителям других народов;
  • уважительно относиться к иному мнению;
  • понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
  • соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
  • конструктивно разрешать проблемные ситуации;
  • оценивать свои успехи в освоении языка.

   Выпускник получит возможность научиться:

  • сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
  • эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
  • сформировать  и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
  • осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
  • стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
  •  сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты

Выпускник научится:

  • ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
  • понимать цели и задачи учебной деятельности;
  • находить ответы на  проблемные вопросы;  
  • пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
  • самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
  • пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
  • пользоваться справочной литературой (словарями);
  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
  • развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать самостоятельные выводы;
  • находить выход из проблемных ситуаций;
  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
  • выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Выпускникнаучится:

  • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
  • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
  • анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
  •  понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
  • выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
  • контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
  • правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
  • различать диалогическую и монологическую речь;
  • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
  • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
  •  пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
  • писать изложения по составленному плану;
  • составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Выпускникполучит возможность научиться:

  • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
  • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
  • делать полный и краткий пересказ текста;
  • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
  • исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
  • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
  • соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Выпускникнаучится:

  • проводить звукобуквенный анализ слов;
  • определять ударение в словах;
  • делить слова на слоги и на части для переноса;
  • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
  • верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
  • правильно писать «не» с глаголами;
  • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
  • писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
  • формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
  • писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.

Лексика

Выпускникнаучится:

  • различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
  • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;
  • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
  • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
  • объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

  Выпускникполучит возможность научиться:

  • понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
  • объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
  • различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика)

Выпускникнаучится:

  • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
  • выделять в слове основу и окончание;
  • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
  • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
  • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
  • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
  • понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Выпускникполучит возможность научиться:

  • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
  • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.

Морфология

Выпускникнаучится:

  • определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Имя существительное

Выпускникнаучится:

  • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
  • определять число имён существительных;
  • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
  • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
  • изменять имена существительные по падежам.

Выпускникполучит возможность научиться:

  • верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
  • сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
  • образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
  • разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

Местоимение

Выпускникнаучится:

  • сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
  • употреблять личные местоимения в речи.

Выпускникполучит возможность научиться:

  • устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Глагол

Выпускник научится:

  • распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять времена глаголов;
  • образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • определять число глаголов;
  • верно писать частицу «не» с глаголами;
  • писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

Выпускник научится:

  • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять связь имени прилагательного с именем существительным;
  • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
  • объяснять роль имён прилагательных в речи;
  • использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

Синтаксис

Словосочетание

Выпускник научится:

  • объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
  • составлять словосочетания по заданным моделям;
  • находить словосочетания в предложении.

Предложение

Выпускник научится:

  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
  • находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
  • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
  • устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
  • находить в предложении однородные члены.

Выпускник получит возможность научиться:

  • верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

Выпускник научится:

  • отличать текст от простого набора предложений;
  • устанавливать связь между предложениями в тексте;
  • определять тему и основную мысль текста;
  •  озаглавливать текст;
  • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
  • составлять план текста;
  • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

     Выпускник получит возможность научиться:

  • различать художественные и научные тексты;
  • составлять тексты разных типов.

Содержание начального общего образования по учебному предмету.

Содержание данного учебника полностью соответствует действующим образовательным стандартам, учебному базисному плану и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» (рук.Л. Ф. Климанова).

Учебник «Русский язык» для третьего класса включает  пять разделов:

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часов в неделю.

Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п

Раздел

1.

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

2.

Язык - главный помощник в общении.

3.

Состав слова.

4.

Части речи.

5.

Систематизация знаний по разделу «Части речи».

6.

Имя существительное.

6.

Местоимение.

7.

Глагол.

8.

Имя прилагательное.

9.

Повторение.

Тематическое планирование

по русскому языку 3 класс(УМК «Перспектива»)

4 ч в неделю, 136 часов в год

Тема

Дата

Примечание

план

факт

1

Речевое общение. Диалог. Собеседники

2

Речевое общение. Диалог. Собеседники

 3

Речевое общение. Диалог. Собеседники

4

Культура устной и письменной речи

5

Культура устной и письменной речи

6

Текст. Тема. Главная мысль

7

Входная диагностическая работа

8

Текст. Типы текстов

9

Текст. Составные части текста

10

Текст. План текста

11

Текст. Научный и художественный текст

12

Контрольная работа № 1по теме «Текст»

13

Контрольный диктант по теме «Текст»

14

Анализ ошибок и коррекция знанийЯзык – главный помощник в общении.Звуки и буквы

15

Слог. Ударение

16

Слог. Ударение

17

Девять правил орфографии

18

Имена собственные

19

Безударные гласные в корне словапроверяемые ударением

20

Парные по звонкости-глухости согласные

21

Непроизносимые согласные

22

Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак

23

Удвоенные согласные

24

Написание буквосочетаний

25

Написание слов с изученными орфограммами

26

Контрольная работа № 2 по теме «Девять правил орфографии».

27

Контрольный диктантпо теме «Девять правил орфографии»

28

Анализ ошибок и коррекция знаний Роль слова и жеста в речевом общении

29

Основные функции слова

30

Звукобуквенная форма слова и его значение

31

Как «устроено» слово. Как возникают слова

32

Откуда слово пришло. Мудрые мысли

33

Слово и его значение. Синонимы. Роль синонимов в речи

34

Слово и его значение. Антонимы

35

Слово и его значение.  Омонимы. Многозначные слова

36

Группы слов. Роль местоимений в тексте

37

Словосочетание

38

Предложение

39

Главные члены предложения

40

Главные члены предложения

41

Предложения с однородными членами

42

Контрольныйдиктант по теме «Предложение, члены предложения»

43

Анализ ошибок и коррекция знаний Значимые части слова. Основа и окончание. Корень слова

44

Корень. Однокоренные слова

45

Корень. Однокоренные слова

46

Корень. Однокоренные слова

47

Состав слова.  Приставка

48

Состав слова.  Приставка

49

Состав слова. Приставка. Предлог

50

Состав слова. Суффикс

51

Состав слова. Суффикс

52

Окончание

53

Окончание (обобщение)

54

Как образуются слова

55

Как образуются слова

56

Контрольная работа № 3по теме: «Состав слова»

57

Диктантпо теме: «Состав слова»

58

Анализ ошибок и коррекция знаний Части речи

59

Части речи

60

Определение частей речи

61

Контрольная работа № 4 по теме: «Части речи»

62

Контрольный диктант за первое полугодие

63

Роль слов разных частей речи в тексте

64

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем

65

Собственные и нарицательные имена существительные

66

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

67

Число имен существительных

68

Изменение имён существительных по числам

69

Контрольная работа № 5 по теме: «Число имён существительных»

70

Контрольный диктантпо теме: «Имя существительное»

71

Анализ ошибок и коррекция знаний Род имен существительных

72

Определение рода имени существительного

73

Определение рода имени существительного

74

Определение рода имени существительного во множественном числе

75

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода

76

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода

77

Изменение имен существительных по падежам

78

Изменение имен существительных по падежам

79

Именительный падеж имён существительных

80

Родительный падеж имён существительных

81

Родительный падеж имён существительных

82

Дательный падеж

83

Винительный падеж

84

Творительный падеж

85

Предложный падеж

86

Изменение имён существительных по падежам (склонение)

87

Изменение имён существительных по падежам (склонение)

88

Как разобрать имя существительное

89

Как разобрать имя существительное

90

Контрольная работа № 6 по теме: «Имя  существительное»

91

Контрольный диктант по теме «Имя существительное как часть речи»

92

Анализ ошибок и коррекция знаний Местоимение

93

Роль местоимений в предложении

94

Глагол как часть речи

95

Глагол как часть речи

96

Глагол как часть речи

97

Изменение глаголов по временам

98

Изменение глаголов по временам

99

Глаголы настоящего времени

100

Глаголы прошедшего времени

101

Глаголы будущего времени

102

Глаголы будущего времени

103

Неопределенная форма глагола

104

Неопределенная форма глагола

105

Изменение глаголов по числам

106

Изменение глаголов по числам

107

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

108

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

109

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

110

НЕ с глаголами

111

НЕ с глаголами

112

Разбор глагола как части речи

113

Разбор глагола как части речи

114

Контрольная работа № 7 по теме «Глагол как часть речи»

115

Контрольный диктант по теме «Глагол»

116

Анализ ошибок и коррекция знаний Имя прилагательное как часть речи

117

Имя прилагательное как часть речи

118

Имя прилагательное как часть речи

 

119

Имя прилагательное как часть речи

120

Имя прилагательное как часть речи

121

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

122

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

123

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

124

Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам

125

Изменение имён прилагательных по родам числам и падежам

126

Разбор имени прилагательного как части речи

127

Разбор имени прилагательного как части речи

128

Контрольная работа № 8 по теме «Имя прилагательное».

129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

130

Анализ ошибок и коррекция знаний Изучение раздела «Части речи»

131

Изучение раздела «Части речи»

132

Изучение раздела «Части речи»

133

Изучение раздела «Части речи»

134

Итоговая  контрольная работа за год

135

Повторение.

136

Закрепление изученного за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....