учебного предмета «Русский язык»
рабочая программа по русскому языку

Хасарокова Марина Адильгериевна

РП учебного предмета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_2021.docx187.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработчик рабочей программы

учебного предмета «Русский язык»:

Хасарокова Марина Адильгериевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Муравленко, 2021

Содержание рабочей программы:

                Пояснительная записка.

  1. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 1 класс.

1.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

1.2. Содержание учебного предмета.

1.3. Тематическое планирование.

  1. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс.

2.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

2.2. Содержание учебного предмета.

2.3. Тематическое планирование.

  1. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс.

3.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

3.2. Содержание учебного предмета.

3.3. Тематическое планирование.

  1. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 4 класс.

4.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

4.2. Содержание учебного предмета.

4.3. Тематическое планирование.

  1. Приложение. Поурочное планирование по учебному предмету «Русский язык».

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является локальным  нормативным документом и адресована обучающимся МБОУ «Школа № 5».Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5», с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса по начальному общему образованию муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа № 5», утвержденного приказом от 28.08.2020 № 294.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» адресована обучающимся1-4 классов МБОУ «Школа № 5», где так же  обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающиеся с ОВЗ (вариант  7.2 и вариант 5.1) получат образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным  развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Учитывая особенности развития детей с ОВЗ (вариант  7.2) процесс обучения организуется с  учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися: "пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи учителя, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития; наглядно-действенный характер содержания образования; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающихся, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

Для обучающихся с ТНР предусматривается получение образования, сопоставимого по конечным достижениям с образованием сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Предусмотрено логопедическое сопровождение учащегося, согласованная работа учителя с логопедом с учётом особых образовательных потребностей этого ребёнка.

Общими целями начального общего образования учебного предмета «Русский язык» являются:

- познавательная цель предполагает ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  • освоение     первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение   умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты - повествования небольшого объёма;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Учебный предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Русский язык является для обучающихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Характерными особенностями содержания русского языка являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Для  повышения образовательных результатов, усвоения материала без пробелов, роста интереса к изучению математики в урочной и внеурочной деятельности используются возможности образовательной онлайн – платформы «Учи.ру».

*Распределение часов по разделам и темам проведено учителем самостоятельно, так как авторская программа Иванова С.В., Евдокимовой А.О., Кузнецовой М.И. учебного предмета «Русский язык» не предусматривает чёткого деления на разделы и темы. Авторы программы предполагают интеграцию, взаимопроникновение тем изученных тем во вновь изучаемые. В тематическое планирование включён национально – региональный компонент (10-15%), в содержание урока интегрируется материал по предпрофильному воспитанию и обучению (на основе школьной программы «Ступени»);уроки развития речи, словарные диктанты (1 раз в месяц).

*Учитель начальных классов вправе носить изменения и дополнения в рабочую программу в течение учебного года на основании приказа по образовательной организации в связи с отменой или переносом учебных занятий (по метеоусловиям, карантинным мероприятиям прочим причинам) в соответствии с Листами корректировки рабочей программы).

Основными видами и формамиобучающихся по русскому языку являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: контрольные и проверочные работы (диктанты, списывания, комбинированные и тестовые  работы), словарные диктанты. Основные виды контроля предметных знаний и умений  – текущий и итоговый. Текущая проверка проводится систематически (домашние задания, мини-проекты, презентации, тестирования, устные и письменные проверочные работы и т.д.), итоговая – по результатам изученных разделов и тем учебного предмета, в процессе четвертной и итоговой аттестации. С целью проверки освоения предметных знаний и умений и формирования универсальных учебных действий, организации своевременной индивидуальной коррекционной работы, даются задания в рамках самостоятельной работы (тесты, комплексные задания и т.д.), которые включены в содержание урока. Контрольные работы разработаны в соответствии с требованиями к освоению планируемых результатов обучения по учебному предмету «Русский язык».

Для проверки уровня сформированности предметных знаний и умений обучающихся спланировано проведение 1 контрольной работы для обучающихся 1 классов, 12 контрольных работ в учебном году для обучающихся 2 - 4 классов (включая административные контрольные работы). Результаты развития метапредметных универсальных учебных действий изучается в процессе мониторинговых замеров, диагностических, проектных и комплексных работ. Возможно участие в диагностических процедурах в рамках внешней экспертизы. Результаты фиксируются в Портфолио обучающихся в листах достижений. Метапредметные и личностные результаты не влияют на итоговую оценку по русскому языку.

Выполнение практической части учебного предмета представлены в следующей таблице:

1 класс

Четверть

Мониторинг образовательных достижений

Административные контрольные

работы

Развитие речи

Словарные диктанты

I четверть

II четверть

III четверть

5

3

IV четверть

1

1

4

2

Всего за год

2

9

5

2 класс

Четверть

Контрольные работы

Административные контрольные работы (контрольный диктант с грамматическим заданием)

Развитие речи

Словарные диктанты

I четверть

2

1

4

2

II четверть

2

1

4

2

III четверть

3

5

3

IV четверть

2

1

4

2

Всего за год

12

17

9

3 класс

Четверть

Контрольные работы

Административные контрольные работы (контрольный диктант с грамматическим заданием)

Развитие речи

Словарные диктанты

I четверть

2

1

4

2

II четверть

2

1

4

2

III четверть

3

5

3

IV четверть

2

1

3 + 1 контрольное изложение

2

Всего за год

12

17

9

4 класс

Четверть

Контрольные работы

Административные контрольные работы (контрольный диктант с грамматическим заданием, ВПР)

Развитие речи

Словарные диктанты

I четверть

2

1

4

2

II четверть

2

1

3 + 1 контрольное изложение

2

III четверть

3

5

3

IV четверть

2

1 (ВПР)

3 + 1 контрольное изложение

2

Всего за год

12

17

9

       Рабочая  программа   реализует основные идеи учебно – методического комплекта «Школа 21 век»:

- Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. 1 класс. В 2 ч. - Вентана-Граф.

- Безруких М.М., Кузнецова М.И. Прописи. . 1 класс. В 3-х частях. – Вентана-Граф.        

- Иванов С.В., Евдокимова А.О.,  Кузнецова М.И./ Под ред. Журовой Л.Е. и Иванова С. В. Русский язык. 1 класс –  Вентана-Граф.

- Иванов С.В., Евдокимова А.О.,  Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./ Под ред. Иванова С.В. Русский язык. 2 класс. В 2 ч. – Вентана-Граф.

- Кузнецова М.И.  Русский язык. Рабочая тетрадь. Пишем грамотно  2 класс. Ч.1,2 – Вентана-Граф.

- Иванов С.В., Евдокимова А.О.,  Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. 3 класс. В 2 ч. – Вентана-Граф.

- Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Н.В., Романова В.Ю. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. – Вентана-Граф.

- Кузнецова М.И.  Русский язык . Рабочая тетрадь. Пишем грамотно. Ч.1,2. –  Вентана-Граф.

Сроки реализации программы учебного предмета «Русский язык»: 4 года.

Согласно учебному плану МБОУ «Школа №5» на изучение предмета «Русский язык» выделяется:

1 класс - 132 часа (33 учебные недели, 4  недельных часа)

2 класс - 136 часов (34 учебные недели, 4  недельных часа)

3 класс - 136 часов (34 учебные недели, 4  недельных часа)

4 класс – 136 часов (34 учебные недели, 4  недельных часа)

  1. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 1 класс
  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря и учебников «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

 -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе.

Ученик научится различать, сравнивать:

- из речевого потока;

- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;

- выделять в словах слоги;

- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

- правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;

- переносить слова;

-писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

-правильно писать словарные слова, определенные программой;

-ставить точку в конце предложения;

-грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15- 30 слов;

-осознавать цели и ситуации устного общения;

-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

-выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

-использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

-различать слова, называющие предметы, действия и признаки;

-задавать вопросы к словам;

-выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

  1. Содержание учебного предмета:

Обучение грамоте

Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом в единой системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться. Эта цель обучения младших школьников рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.

Содержание курса обучения грамоте включает следующие содержательные линии: предложение и слово, звуковой анализ; чтение, письмо, развитие речи.

Процесс обучения грамоте начинается с формирования общих представлений о слова и предложении: дети работают над их различием, выделяют слово из предложения, осознают, что слово имеет значение.

Важнейшей линией курса является формирование у первоклассников действий звукового анализа, то есть умения называть звуки слова в той последовательности, в которой они находятся, дать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твердый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки и т.д. звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного написания букв, рационального соединения, достижение ритмичности, плавности письма – все это задачи становления графического навыка при обязательном соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Ещё одна содержательная линия – развитие речи. Первоклассники в процессе практической деятельности осваивают умения участвовать в учебном диалоге, учатся составлять рассказы разного вида (описание, повествование), работать с текстом.

Основой построения курса грамоте является учет возрастных особенностей первоклассников. Именно поэтому по замыслу авторов все языковые отношения усваиваются детьми с помощью самостоятельного построения моделей. При этом первоклассники учатся новому для них способу мышления, постепенно переходя от присущего этому возрасту наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности - развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение оценивать собственные действия.

Одним из важнейших методов обучения на уроках обучения грамоте являются специально разработанные для этого курса дидактические игры, в которых учебная задача по нахождению, выделению, характеристике языковых единиц (предложений, слов, звуков, слогов, букв) точно совпадает с игровой задачей. Такая организация курса способствует плавному переходу от игровой деятельности дошкольника к ведущей для младшего школьника учебной деятельности.

Настоящая программа и созданные к ней средства обучения предполагают завершение периода знакомства с буквами к концу первого полугодия («Букварь», ч.1) *. После завершения этого периода начинается отработка механизма чтения («Букварь», ч.2, а затем «Литературное чтение»). Пропедевтика лингвистического образования и речевого развития первоклассников продолжается в курсе «Русский язык».

В рабочей программе учебного предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлены  содержательные линии: «Система языка» (Разделы  «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Состав слова (морфемика)», «Лексика», «Синтаксис», «Морфология»),«Орфография и пунктуация», «Развитие речи».

Основные

содержательные

линии  ФГОС НОО

Разделы

Содержание раздела

Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)

Фонетика

Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.

Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

Графика

Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительныхъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Состав слова (морфемика)

Знакомство с понятием «родственные (однокоренные) слова».

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Морфология

Части речи.

Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных.

Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи.

Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам, временам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.

Синтаксис

Различение предложения,  слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

- сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щув положении под ударением;

- сочетания чк, чн, щн;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

- разделительные ъ и ь;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте.

  1. Тематическое планирование

Основные

содержательные

линии  ФГОС НОО

Разделы

Количество часов

Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)

Фонетика

42

Графика

18

Орфоэпия

Состав слова (морфемика)

2

Лексика

Морфология

24

Синтаксис

10

Орфография и пунктуация

20

Развитие речи

16

ИТОГО

132 часа

  1. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс
  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

-осознавать роль языка и речи в жизни людей;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты освоения программы по русскому языку во 2 классе:

Ученик научится различать, сравнивать, кратко характеризовать:

- парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

-изменяемые и неизменяемые слова;

-формы слова и однокоренные слова;

-однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

-предложения по цели высказывания;

-предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

-в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

-лексическое значение слова в толковом словаре;

-основную мысль текста;

-решать учебные и практические задачи:

-делить слова на слоги;

-использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

-подбирать однокоренные слова;

-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45- 60 слов;

-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

-подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

-исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

-применять правила правописания:

-перенос слов;

-проверяемые безударные гласные в корнях слов;

-парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

-непроизносимые согласные;

-непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

-разделительные твердый и мягкий знаки;

-правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

-раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

-устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

-определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

-различать однозначные и многозначные слова;

-наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

-подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

-подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

-наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

-применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

-применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

-определять по предложенным заголовкам содержание текста;

-составлять план текста;

-определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

  1. Содержание учебного предмета:

В рабочей программе учебного предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлены  содержательные линии: «Система языка» (Разделы  «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Состав слова ( морфемика)», «Лексика», «Синтаксис», «Морфология»),«Орфография и пунктуация», «Развитие речи».

Основные

содержательные

линии  ФГОС НОО

Разделы

Содержание раздела

Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)

Фонетика

Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.

Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

Графика

Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительныхъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,  корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении  приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Морфология

Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам.

Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам, временам.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

- сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щув положении под ударением;

- сочетания чк, чн, щн;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

- гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- буквы е и  ив суффиксах существительных еки ик;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).

Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Алгоритм написания изложения.

  1. Тематическое планирование

Основные

содержательные

линии  ФГОС НОО

Разделы

Количество часов

Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)

Фонетика

10

Графика

10

Орфоэпия

Состав слова (морфемика)

19

Лексика

22

Морфология

Синтаксис

6

Орфография и пунктуация

52

Развитие речи

17

ИТОГО

136 часов

  1. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс
  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

-эмоциональность; умение осознавать свои эмоции;

-сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- вычитывать различные виды текстовой информации;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе.

Ученик научитсяразличать, сравнивать, кратко характеризовать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

-виды предложений по цели высказывания и интонации;

-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

-собственные имена существительные;

-личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

-грамматическую основу простого двусоставного предложения;

-в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

-решать учебные и практические задачи;

-определять род изменяемых имен существительных;

-устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

-задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

-определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

-находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

-использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;

-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

-составлять план собственного и предложенного текс та;

-определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

-составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

-приставки, оканчивающиеся на з, с;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

-буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

-буквы и, ы после ц в различных частях слов;

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

-буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

-проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

-устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

-склонять личные местоимения;

-различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

-находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

-самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

-разбирать по членам простое двусоставное предложение;

-применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

-применять правило правописания суффиксов имен существительных – ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

-применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ий, -ия, -ие;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

-писать подробные изложения;

-создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

  1. Содержание учебного предмета:

В рабочей программе учебного предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлены  содержательные линии: «Система языка» (Разделы  «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Состав слова ( морфемика)», «Лексика», «Синтаксис», «Морфология»),«Орфография и пунктуация», «Развитие речи».

Основные

содержательные

линии  ФГОС НОО

Разделы

Содержание раздела

Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)

Фонетика

Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.

Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

Графика

Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительныхъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,  корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении  приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Сложные слова.

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Морфология

Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.

Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам.

Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам, временам.

Местоимение. Признаки, значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение второстепенных членов предложения — определения, дополнения.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

- сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щув положении под ударением;

- сочетания чк, чн, щн;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- соединительные буквы ои е в сложных словах;

- буквы ои е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных;

- двойные согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;

- гласные и согласные звуки в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);

- буквы е и  ив суффиксах существительных еки ик; - раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).

Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения.   Алгоритм написания изложения.

3.3.  Тематическое планирование

Основные

содержательные

линии  ФГОС НОО

Разделы

Количество часов

Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)

Фонетика

3

Графика

Орфоэпия

Состав слова (морфемика)

4

Лексика

Морфология

40

Синтаксис

18

Орфография и пунктуация

54

Развитие речи

17

ИТОГО

  1.  часов

  1. Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 4 класс
  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– вычитывать различные виды текстовой информации;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметные результаты освоения программы по русскому языку в 4 классе.

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

-слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

-начальную форму глагола;

-глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

-глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

-решать учебные и практические задачи

-определять спряжение глагола;

-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

-разбирать по членам простое двусоставное предложение;

-использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;

-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

-применять правила правописания

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

-не с глаголами;

-мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

-мягкий знак в глаголах в сочетании – ться;

-безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

-проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного,

-глагола и наречия;

-проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

-определять вид глагола;

-находить наречие и имя числительное в тексте;

-применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;

-применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

-применять правило правописания букв а, о на конце наречий;

-применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

-применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;

-применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в следующих письменных работах;

-применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);

-письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

-соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи

-собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

4.2.  Содержание учебного предмета:

В рабочей программе учебного предмета «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС НОО представлены  содержательные линии: «Система языка» (Разделы  «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Состав слова ( морфемика)», «Лексика», «Синтаксис», «Морфология»),«Орфография и пунктуация», «Развитие речи».

Основные

содержательные

линии  ФГОС НОО

Разделы

Содержание раздела

Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)

Фонетика

Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.

Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.

Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

Графика

Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительныхъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,  корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении  приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Сложные слова.

Лексика

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Морфология

Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2 и 3 склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имен прилагательных.

Глагол. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам, временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по  родам и числам.Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи.

Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3- го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.

Наречие.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзамии, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения). Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Различение второстепенных членов предложения — определения, дополнения.

Орфография и пунктуация

Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

- сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова; -

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

-соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

- е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

- безударные падежные окончания имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- раздельное написание частицы не с глаголами; • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

- запятая при обращении в предложениях;

- запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).

Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста. План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение - описание, сочинение-рассуждение.   Алгоритм написания изложения.

4.3.  Тематическое планирование

Основные

содержательные

линии  ФГОС НОО

Разделы

Количество часов

Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис)

Фонетика

1

Графика

Орфоэпия

Состав слова (морфемика)

1

Лексика

Морфология

44

Синтаксис

21

Орфография и пунктуация

52

Развитие речи

17

ИТОГО

  1.  часов

*В связи с организацией учебной деятельности и прохождения программного материала в 4 четверти 2019 – 2020 учебного года в электронной форме с использованием дистанционных образовательных технологий в разделы «Морфология», «Орфография и пунктуация» включён материал на повторение и закрепление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»  для 4  класса по учебнику  «Русский язык»    В.П. Канакина, В. Г. Горецкий...

Календарно-тематическое планирование 4 класс по учебному предмету «Русский язык» 4 часа в неделю, 136 часа Учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Календарно-тематическое планирование4 класс по учебному предмету «Русский  язык»4 часа в неделю, 136 часаУчебник «Русский  язык» В. П. Канакина,  В. Г. Горе...