Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку

Хапикова Кристина Алексеевна

Имя существительное как часть речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Дата проведения: 11.10

Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи.

Задачи:

  1. Обучающая: сформировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
  2. Развивающая: развивать умение сравнивать и делать выводы; работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имен существительных; умение находить существительные в тексте, разбирать их.

Метапредметные: понимать цель урока, стремиться ее выполнить; умение ставить цели; оценивать достижения на уроке; наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы.

Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Ход урока

Таблица 3

№ Этапа

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

– Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется?

Приветствуют учителя

Л.:

смыслообразование;

самоопределение;

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем.

Актуализация опорных знаний

– Запишите число, классная работа.

испаряемость, горючесть, растворитель.  

На доске:  М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух.

– Прочитайте слова. Что общего?

– Кто догадался, какое слово отличается от других и чем?

– Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

– Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы. Что вы уже знаете об этой части речи?

– У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. Раздел грамматики, к которому относятся части речи, у нас называется «Морфология».

– Это все словарные слова.

– Желтый, так как это прилагательное, а остальные слова – существительные.

– Тема урока – имена существительные.

– Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет.

К.:  умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, строить понятные речевые высказывания;

П.: умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме;

Работа по теме урока

Карточка №2 

Пока  несколько  человек  работают  по  карточкам,  учитель  проводит

опрос по вопросам раздела «Проверь себя» 

  Почему воду называют одним из главных богатств на Земле? 

  Какова роль воды в жизни организмов? 

  О каких свойствах воды вы знаете? 

  Как можно очистить грязную воду? 

  Расскажите о составе воды

– Как мы с вами уже сказали, имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? или что.

– Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными. Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных. Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей, животных.

– Еще имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, океанов, морей, рек, проспектов, улиц ‒ это собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Все остальные имена существительные - нарицательные.

– Имена существительные могут употребляться в единственном или во множественном числе.

– Давайте теперь я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:

Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ

Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ

Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ

Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ

Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА

Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА

Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ

Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Самостоятельная работа.

Укажите одушевлённое имя существительное.

  1. Лошадь.
  2. Диван.
  3. Велосипед.
  4. Лето.
  5. Окно.

Укажите имя существительное единственного числа. Множественного числа не имеет.

  1. Цветок.
  2. Машины.
  3. Подушки.
  4. Малыши.
  5. Эскимо.

Прочитайте предложение. Укажите, какой частью речи является четвёртое слово в предложении.

Птенец выпал из гнезда.

  1. Имя существительное.
  2. Местоимение.
  3. Глагол.
  4. Имя прилагательное.

(Ответы детей.)

П.: умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщать полученную информацию, осуществление поиска необходимой информации;

К.: ученики умеют аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать;

Р.: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала;

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места. Раз - присели, два - привстали,  

Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали- А потом пустились вскачь,  Будто мы - упругий мяч.

Повторяют за учителем.

Закрепление изученного материала

Найдите имена существительные и выпишите их. В скобках запишите вопросы, на которые они отвечают:

Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака собирались в большую лиловую тучу. Прогремел дальний гром.

(Выполняют работу в тетрадях.)

Р.: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради;

П.: умение соотнести новую информацию с ранее полученной (от старых знаний к новым – осмысленное чтение)

Рефлексия

– Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.

– О какой части речи мы вели разговор на уроке?

– Какие признаки существительного мы повторили?

– Я надеюсь, что на последующих уроках мы вместе сможем преодолеть все сложности, которые у вас возникли.

– Имя существительное.

– Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что?. Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют число.

Р.: контроль своих действий; оценка результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Информация о домашнем задании

Записывают домашнее задание в дневники.

Подпись учителя: ________________________________  (Костоломова А.М.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....

Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс

Цели урока:    1. Образовательная: формировать понятие  об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...

Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.

Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, са...

Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи" 3 класс Школа России

Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи"  3 класс Школа России...

Конспект урока русского языка «Имя существительное как части речи»

Тип урока: Изучение нового материалаЦель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях ок...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....