Подробное изложение 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Соляных Алина Александровна

Тема урока: подробное изложение по тексту «Кормушка»

Класс: 3 класс

Цель: формирование у учащихся умения воспроизводить прочитанный текст составленному плану

Задачи:

  1. Научить детей правильно воспринимать прочитанный текст, верно определять главную мысль, делить текст на смысловые части.
  2. Совершенствовать умение передавать содержание текста в соответствии с планом.
  3. Обогащать словарный запас детей, работать над развитием устной и письменной речи.
  4. Воспитывать у детей бережное и  внимательное отношение к зимующим животным.

Оборудования: текст изложения, презентация, видео о птицах в зимнем лесу, листы с заданиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrobnoe_izlozhenie_urok3klass.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Подробное изложение

Тема урока: подробное изложение по тексту «Кормушка»

Класс: 3 класс

Цель: формирование у учащихся умения воспроизводить прочитанный текст составленному плану

Задачи:

  1. Научить детей правильно воспринимать прочитанный текст, верно определять главную мысль, делить текст на смысловые части.
  2. Совершенствовать умение передавать содержание текста в соответствии с планом.
  3. Обогащать словарный запас детей, работать над развитием устной и письменной речи.
  4. Воспитывать у детей бережное и  внимательное отношение к зимующим животным.

Оборудования: текст изложения, презентация, видео о птицах в зимнем лесу, листы с заданиями.

Ход урока.

1 этап — Вступительное слово. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

        -Здравствуйте, ребята. Для начала, я бы хотела пожелать вам быть усердными и внимательными, ведь это очень важно для успешного проведения урока.

        -Сегодня у нас не обычный урок, а урок-изложение.

        -А как называется наше изложение, вы узнаете, когда прочитаете стих:

        Трудно птицам зимовать,

        Надо птицам помогать!

        Распилить я попросил

        Досочку еловую,

        Вместе с папой смастерил

        Птичкину столовую.

А. Чепуров

        -Кормушка

2 этап — Вводная беседа.

-Назовите все зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

-А чем страшна зима для птиц? ( холодно и нечего есть)

-Правильно. Ребята, а каких вы знаете зимующих птиц? ( снегирь, свиристель, воробей, синица и др.)

-А кто и как может помочь птицами зимой? ( Человек. Можно сделать кормушки.)

-Вы знаете, чем можно подкармливать птиц зимой? (Семечками, овсяными хлопьями, зерновыми, ягодами, хлебными крошками, белым хлебом, несолёным салом.)

-Прослушайте стихотворение:

Морозы  жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за жучку в её конуре –

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за них,

За наших воробышек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им….

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить и тогда..

Им будет легко пережить холода!

- Чему учит нас это стихотворение? ( Зимой нужно заботиться о птицах, но и о животных. )

-А вот, о ком будет наш текст, вы узнаете, отгадав загадку:

По деревьям она скачет,

И в дупле орешки прячет,

Хвост пушистый у нее,

Шкурка рыжая еще,

На ушках кисточки висят,

Глазки-бусинки глядят. (Белочка.)

3 этап — Знакомство с текстом.

Учитель читает вслух, а класс «следит глазами» за читаемым текстом.

Кормушка.

Саша и Галя жили в сторожке. Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм.

Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Малышка стала есть семечки.  Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами, сухими грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала снег и брала угощение. Всю зиму прибегала белочка к кормушке. (63 слова)

-О ком этот текст? (О белочке и о детях, которые кормили ее в кормушке.)

- Обратимся слову «сторожка» и попробуем объяснить его значение.

- Где можно найти толкование слов? (работа со словарём Ожегова)

Сторожка - помещение для сторожа, жилье сторожа.

4 этап - Содержательно-композиционный анализ текста.

-Определите тему текста. (Белочка в кормушке.)

-Прочитайте заголовок текста.

Почему он так называется? (В кормушке дети оставляли угощения для белочки.)

-Какое животное приходило к кормушке? (Белочка.)

-Кто повесил кормушку?(Дети — Саша и Галя)

-Где жили дети? (В сторожке.)

-Чем угощали белку ребята? (Ягодами, сухими грибочками.)

-В какое время года дети подкармливали белочку? (Зимой.)

-Какими детьми были Саша и Галя? (Добрыми, хорошими, заботливыми.)

5 этап — Составление плана изложения.

-На сколько частей можно разделить текст? (На четыре части.)

- Найдите первую часть, прочитайте про себя, о чем говорится в этой части? ( О кормушке, построенной у сторожки.)

- Найдите вторую часть, о чем говорится в ней? (О белочке, которая неожиданно появилась и начала кушать семечки.)

- Найдите третью часть, прочитайте, о чем говорится в этой части? (О том, чем угощали дети белочку.)

- А о чем говорится в четвертой части? (О том, какое хорошее чутье у белок.)

План текста:

1. Кормушка у сторожки.

2. Неожиданная гостья.

3. Столовая для белочки.

4. Беличье чутьё.

        -Запишите составленный план в тетрадь.

6 этап — Языковой анализ.

-Ребята, нам нужно не просто изложить текст, а пересказать его подробно. Для этого давайте выберем опорные слова, которые помогут нам наиболее подробно изложить текст.

 

- Слова какой части речи будут опорными? Почему? (глаголы, потому что они помогут правильно вспомнить последовательность действий).

Опорные слова: 

1 часть: жили, подвесили, насыпали

2 часть: появилась, прыгнула, стала есть

3 часть: сделали, угощали

4 часть: зарывали, разгребала, брала, прибегала

-Какие слова использует автор, чтобы не повторять в тексте слово «белочка» (она, малышка)

-Как автор относится к белочке? (Хорошо, он использует слова в уменьшительно — ласкательной форме: малышка, белочка)

-Какие слова могут быть не понятны? (сторожка, съестное)

Сторожка -помещение для сторожа, жилье сторожа

Съестной - пищевой, идущий в пищу. «Съестные припасы. Запастись съестным»

-Подберите синоним к слову «зарывали». (Закапывали)

7 этап — Орфографическая подготовка.

Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы:

л_сной – лес,  ст_ро_ке- сторож, сторожить

к_рму_ку - корм, кормушечка, прил_тали - полёт

по_вилась- явно,  уг_щали- гость

м_лы_ка - мал, малыши,  бр_ла - брать

разгр_бала- грёб,  приб_гала- бег

 

Раскройте скобки:

(в) лесной (к) ёлке

(на) сыпали (для) белочки

(в) неё (в) снег

(на) кормушку (у) белки

(при) бегала

- Как пишутся имена собственные?  С большой буквы. Саша, Галя.

8 этап —  Физкультминутка:                                       

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели (улетают», садятся)

9 этап – Чтение текста повторно

После повторного чтения текста учитель проводит инструктаж:

- Как будем записывать каждую часть текста? (С красной строки).

- Постарайтесь передать текст без пропусков существенных моментов, сохраняйте авторские особенности речи, употребляйте слова в соответствии с их значением, постарайтесь правильно строить предложения. Вам поможет план и опорные слова.

- Желаю вам удачи!

10 этап – Написание изложения

Ученики записывают текст, используя план и опорные словами.

11 этап – Самопроверка и саморедактирование.

12 этап - Рефлексия.

- Понравился ли вам текст, который мы сегодня разбирали?

- Были ли трудности в написании изложения? Почему вам было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного характера во 2 классе. ФГОС "Школа России"

Это  обучение  написанию подробного изложения  повествовательного текста по  вопросам....

Подробное изложение с творческим заданием по рассказу Г. Скребицкого «Воришка». (3 класс)

Конспект урока развития речи в 3 классе, раздаточный материал....

Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно  составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать  подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...

Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно  составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать  подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...

Урок развития речи 4 класс Подробное изложение по рассказу Э.Шима «Жук на ниточке».

На этом уроке учащимся было предложено самостоятельно  составить плана работы с последующим обсуждением, затем написать  подробное изложение «Жук на ниточке» по рассказу Э. Шима (см. текст в...

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" Школа России 3 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Подробное изложение повествовательного текста" по упражнению 191 учебника авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...

презентация к уроку русского языка 3 класс УМК "Школа России" Подробное изложение повествовательного текста "Горностай"

Презентация к уроку русского языка составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по программе УМК "Школа России" 3 класс...