Развитие речи. Подробное изложение повествовательного характера во 2 классе. ФГОС "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Кудряшова Ирина Евгеньевна

Это  обучение  написанию подробного изложения  повествовательного текста по  вопросам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи во 2 классе.

Подробное изложение по Н.Сладкову «Маленькая ёлочка».

Цель: 

  • учить писать подробное изложение повествовательного текста, имеющего сюжет;
  • учить высказывать свои мысли на обозначенную тему;
  • передавать последовательность мысли текста;
  • учить строить предложения, соблюдая порядок слов.

                                                                                                                                                                                                                                            Задачи:   

  • формировать умение анализировать тексты малого объема;
  • формировать умение составлять связный рассказ по вопросам;
  • учить составлять план по данному тексту;
  • учить употреблять слова с определенным значением;
  • расширять словарный запас.
  • развивать  у учащихся умение работать над подробным изложением;
  • развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе,
  • развивать умение учащихся четко формулировать и излагать свои мысли;
  • развивать орфографическую зоркость.

Ход урока.

- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать подробное изложение по вопросам. Текст, над которым мы будем работать, написал Н.И.Сладков.

-Кто же он такой?

- Это писатель, автор более 60 книг о природе. Родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в Ленинграде (ныне Петербург) и Царском Селе, славящемся великолепными парками.

- Творчество Н.И.Сладкова – это удивительный мир природы. С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда записывал свои первые впечатления. Занимаясь в кружке при Ленинградском зоологическом институте, познакомился с известным писателем Виталием Бианки, который и занимался с ребятами. Летом кружковцы приезжали к Бианки в Новгородскую область изучать тайны леса и постигать природу.  Став взрослым, увлёкся фотоохотой.  Он очень много путешествовал, писал о необходимости защиты природы и охраны животных. В книгах  Николая Ивановича  много рассказов и для детей.

1. Знакомство с текстом.

- Прочитаем текст, по которому будем работать.

Маленькая ёлочка.

    Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась.

    Деревья роняли свой осенний наряд. Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками. С клёна упали на деревце красивые звёздочки. Ёлочка раскинула свои лапки. А деревья ей подарки несли.

                                                                          (По Н.Сладкову)

2. Беседа по прочитанному.

- Понравился ли вам текст?  (Текст понравился.)

А чем именно? (Автор с любовью описывает рождение деревца.)

- О чём он? (Он о маленькой ёлочке.)

-  Как автор относится к ёлочке? ( Автор с нежностью называет её малюткой.)

- Когда в лесу появилась ёлочка? (Ёлочка появилась в лесу осенью.)

- Как она появилась?  (Она раздвинула листья и травинки.)

- А что в это время происходило с деревьями?  (Деревья роняли свой осенний наряд.)

- Подумайте, почему автор говорит, что деревья несли ёлочке свои подарки? (Ёлочка была совсем крохотная. Осенние листочки падали вниз на её лапки. Это и были подарки от деревьев.)

- Обратили внимание, с чем сравнивает Сладков листочки ивы? Прочитайте словами текста. ( Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками.)

- А почему вдруг такое сравнение?  (Листья ивы очень похожи на маленьких рыбок.  А осенью листочки становятся золотыми.)

-Прочитайте, какие листья  падали с клена? ( С клёна упали на деревце красивые звёздочки.)

Почему автор листья клёна сравнивает со звёздочками? ( У клёна резные листья, как у звёздочек.)

3. Коллективное составление плана.

- Сколько частей в нашем тексте? (В тексте 2 части.)

- Почему вы так решили? (Здесь две красные строки.)

- Прочитаем первую часть.  

- О каком важном событии рассказал Н.И.Сладков в этой части? (Н.И.Сладков рассказал о появлении ёлочки.)

- Найдите, как автор называет деревце?  ( Автор называет деревце малюткой.)

- Верно. Вот первую часть мы так и назовём.

- Обратите внимание, что первая часть пишется с красной строки.

- А теперь прочитаем вторую часть.

- Что самое главное в этой части? (Самое главное здесь, что деревья дарили подарки ёлочке.)

- Как же озаглавим вторую часть? (Подарки для ёлочки.)

- Вторую  часть тоже пишем с красной строки.

- Мы с вами составили план изложения.

           План.

  1. Малютка.
  2. Подарки для ёлочки.

4. Работа с опорными словами.

- А теперь, ребята, прочитаем слова, которые помогут вам написать изложение: показалась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.

- Из какой части эти слова?  (Эти слова из первой части.)

- К ком эти слова?  (Эти слова о ёлочке.)

- Читаем опорные слова из второй части: роняла, осыпали, раскинула, несли.

5. Работа по вопросам для построения ответов.

- Сейчас приступаем к важной работе. Будьте внимательны. Мы будем устно работать с вопросами к тесту, а ваша задача подробно отвечать, грамотно строить предложения, используя опорные слова. Затем будете письменно отвечать на эти вопросы.

1. –Когда в лесу показалась маленькая  ёлочка?  (Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка.)

2. - Что она сделала с листьями и травинками?  (Она раздвинула листья и травинки.)

3. - Что потом сделала малютка?  ( Малютка высунулась из травы и осмотрелась.)

- Хорошо. На этом первая часть изложения закончилась. Мы приступаем отвечать на вопросы второй части.

1. - Что роняли деревья?  (Деревья роняли свой осенний наряд.)

2. - Чем осыпала ёлочку ива?  (Ива осыпала ёлочку тонкими золотыми рыбками.)

3. – Что на деревце упало с клёна?  ( С клёна упали на деревце красивые звёздочки.)

4. – Что раскинула ёлочка?  (Ёлочка раскинула свои лапки.)

5. – Что несли ей деревья?  (Деревья несли ей подарки.)

6. Письмо изложения по вопросам.

- А теперь приступаем к письменному выполнению задания.

- Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Подробное изложение повествовательного текста. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Подробное изложение повествовательного текста»Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с...

Конспект урока для 4 класса "Подробное изложение повествовательного характера"+презентация

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.Планируемые результ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подробное изложение повествовательного текста" 4 класс...

Конспект урока «Подробное изложение повествовательного текста» 2 класс

Цели урока: совершенствовать умения определять тему текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями....

Презентация к уроку Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180). 4 класс УМК "Школа России"

Презентация к уроку развития речи в 4 классе по УМК "Школа России" составлена по  методическому пособию с поурочными разработками В.П.Канакина «Русский язык» с иллюстрациями...

Технологическая карта урока по развитию речи: «Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной «Мушка», 3 класс».

Целью урока является отработка навыков написания подробного изложения с использованием приёма реконструкции деформированного художественного текста....

развитие речи. подробное изложение. 4 класс (открытый урок)

Конспект урока по развитию речи (подробное изложение) по тексту В.Бианки "Ёж-спаситель"...