Русский язык: прошлое и настоящее Особенности изучения материала в 1 классе
статья по русскому языку (1 класс)

Савина Анна Алексеевна

Русский язык: прошлое и настоящее

Особенности изучения материала в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_1_klass.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык: прошлое и настоящее

Особенности изучения материала в 1 классе

1. Создание и оформление рукописных книг в Древней Руси

Данный раздел в 1 классе начинается с вопроса «Как писали в старину?» После того, как учитель выслушал различные ответы детей, возникает проблемная ситуация. Учитель, рассказывая сведения о создании и оформлении рукописных книг в Древней Руси, опирается на иллюстрации, данные на страницах учебника. Таким образом, дети постепенно отвечают на волнующие их вопросы, а материал преподается ярче и нагляднее. Давайте остановимся на некоторых сведениях, которые необходимо рассказать обучающимся.

Для этого обратимся к страницам книги Ю. С. Рябцева «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI - XVII вв». Ю. Рябцев писал: «Жарким июльским полднем 1951 г. молодой археолог Нина Акулова, работая на раскопках в Новгороде, заметила обнаружила между плах античной древесной мостовой рваный, изодранный свиток бересты. Этих находок у археологов и прежде было много – античные новгородцы проделывали из бересты поплавки для ловли рыбы. Но данный свиток оказался особым – через грязь проступали буквы!

Лицезрев находку, начальник экспедиции Артемий Владимирович Арциховский потерял дар речи. Он застыл, подняв ввысь палец и издавая нечленораздельные звуки. В конце концов, придя в себя, сознался: «Я данной находки ожидал 20 лет!». В его руках была берестяная грамота.
     Новгородское открытие сделало весомый  переворот в исторической науке. Научные работники получили доступ к неоценимому письменному источнику. Нынче отыскано уже выше 700 грамот XI-XV вв. Количество этих находок увеличивается с каждым годом, и не только в Новгороде, но и в Пскове, Смоленске, Рязани, Старой Руссе, Витебске. Не так давно античный свиток был найден в Москве. Из берестяных грамот научные работники узнали, что грамотными в Древней Руси были не только феодалы и духовенство, но и почти все ремесленники, в том числе и фермеры. Как раз им принадлежала основная масса отысканных свитков.

Береста – довольно благоприятный материал для посланий, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, дабы кора стала более эластичной, вслед за тем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буковки особенной палочкой – "писалом" – из кости, металла или же дерева. Один край писала заостряли, а другой делали в облике лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника послания на бересте позволяла словам храниться в земле веками.

О чем же писали наши предки в собственных свитках? Содержание отысканных берестяных грамот многообразно: приватные послания, домашние статьи, претензии, деловые задания. Есть и особенные записи. В 1956 г. археологи обнаружили в Новгороде сразу 16 берестяных грамот XIII в. Основная масса найденных это... ученические тетради новгородского мальчугана по имени Онфим. На одной бересте он начал строчить буковки алфавита, но это занятие, по всей видимости, быстро ему надоело, и он взялся рисовать. По-детски небрежно он изобразил себя на жеребце наездником, поражающим копьем неприятеля, а вблизи написал свое имя.

 Записи Онфима – неоценимая драгоценность, так как практически ничего не ведомо о школьном образовании древней Руси. Знаем мы лишь только собственно, что Ярослав Мудрый в XI в. предпринял первую попытку создать школу, повелев собрать 300 новгородских ребят для обучения грамоте.

Изготовка античных рукописных книжек было делом дорогостоящим и трудозатратным. Материалом для них был пергамен – кожура особенной выделки. Наилучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее чистили от шерсти и кропотливо промывали. Писали произведения как правило гусиным пером и чернилами. Преимущество использовать лебединые и в том числе и павлиные перья имел царь.

Изготовка письменных приспособлений требовала умения. Извлекали перо безусловно из левого крыла птицы, дабы извив был благоприятен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, вслед за тем краешек наискосок срезали, расщепляли и затачивали особым, перочинным, ножичком. Им же выскабливали промахи в тексте.

Чернила для письма, в отличии от обычных для нас голубых и темных, были бурого цвета, они делались на базе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали куски использованного железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Остались древние рецепты приготовления чернил. В качестве компонента, кроме железа, воспользовались дубовой или ольховой корой, вишнёвым клеем, квасом, медом и иными препаратами, придававшие чернилам нужную вязкость, цвет, устойчивость. Многие века эти чернила сохранили яркость и стойкость цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым песком, посыпая его на лист пергамена из песочницы – сосуда, подобного на сегодняшнюю перечницу.

Центрами книгописания в средние века были монастыри. В монастырской книжной мастерской царила жесткая дисциплина. За ослушание, пренебрежительность сажали на сухой паек. Остались античные миниатюры, имитирующие монахов – переписчиков изданий за работой.

Перед тем, как приступить к работе, листы пергамена разлиновывали с помощью линейки и затупленного шильца, по краям оставляя поля. Под ногой у писца стояла низкая подставка, принято было писать на колене. На пюпитре ставили образец, а на столе раскладывали письменные приспособления: чернильницу, песочницу, перья и кисти, перочинный нож, линейку.

На страничках древнерусских книжек текст располагался в один или два столбца. Знаки не делились на строчные и заглавные. Они заполняли строчку длинной вереницей без обычных нам интервалов. Экономя пространство, кое-какие, большей частью гласные, буквы писали над строчкой или же подменяли символом "титло" – горизонтальной линией. Усекались и завершения текстов, отлично популярных и нередко употребляемых, к примеру Бог, Богоматерь, Евангелие и т. п. Из Византии была взята традиция над каждым словом ставить знак ударения – "силу".

Длительное время не было нумерации страничек. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и кое-какие особенности древнерусской пунктуации. Из обычных нам символов препинания в ходу была только точка, взятая из византийской письменности. Ставили ее произвольно: временами определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В XV-XVI вв. письменность усложнилась. В книжках были замечены, к примеру, запятые – для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Работа писца была нелегка. Двигалась она медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два–четыре листа, не только без промахов, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом в обязательном порядке делали заставку – маленькую орнаментальную композицию, нередко в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, большую букву в тексте – "инициал" – писали покрупнее и привлекательнее других, декорировали орнаментом, временами в облике человечка, животного, птицы, мифического существа. Как правило инициал был красным. С тех времен говорят – "писать с красной строки". Заканчивался раздел "концовкой" – маленьким рисунком, к примеру изображением 2-ух птиц, подобных павлинам.

 Наиболее трудным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Это слово произошло от латинского minium – так называлась красная краска, которой раскрашивали средневековые рукописи. Миниатюры писали живописцы на свободных от текста листах книги кистью и красками. Чаще всего это были портреты клиентов или же создателей книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое воздействие на искусство миниатюры оказала иконопись. Наилучшие мастера-иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали букинистические миниатюры. Меньшие их размеры, по сопоставлению с иконами, требовали большей тонкости художественного выполнения.

2. Происхождение слов. Слова, называющие предметы традиционного русского быта

      На уроках по этой теме используется метод сравнения. Дети находят различия в фотографиях, тем самым знакомятся с неизвестными понятиями. Опираясь на фрагменты сказок, четко представляют разницу в таких понятиях как изба, землянка, терем, палаты… На последнем уроке авторы учебника предлагают детям провести экскурсию по русской избе.

Человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти - окружают предметы обстановки. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое. С предметами народного быта связано большое количество пословиц и поговорок. О них идет речь в сказках, о них пишут стихи и выдумывают загадки. Какие предметы народного быта в России мы знаем? Всегда ли они так назывались? Есть ли вещи, которые пропали из нашей жизни? Какие интересные факты связаны с предметами этнического быта? Начнем с самого главного.

Русская изба.  Нельзя предположить предметы этнической обстановки россиян без самого актуального - их жилья. На Руси избы возводились на берегах речек или же озер, так как рыболовство с давнейших времен было одним из весомых промыслов. Пространство для строительства выбиралось довольно тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Увлекателен факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Пространство, которое они выбирали для отдыха, являлось наиболее подходящим для постройки жилища.

      Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или же березы. Вернее говорить не "выстроить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позже и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или же прямоугольными. Внутри жилища не было ничего бесполезного, лишь только самое важное для жизни. Стенки и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян жилище состояло из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или же загон для животных, сеновал и другие.

В избе находились деревянные предметы этнической обстановки - стол, лавки, колыбелька или люлька для детей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или же дорожки. Стол занимал центральное пространство в жилище, угол, где он стоял, именовался "красным", то есть наиболее необходимым, знатным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралось все семейство. У каждого за столом было свое пространство, самое комфортное, центральное занимал глава семьи - хозяин. В красном углу отводилось место для икон.

          Интересны названия предметов этнической обстановки. Многие из нас даже и не предполагают, что привычные вещи, которые окружают нас в современной жизни, когда-то именовались абсолютно иначе. Если на несколько минут представить, что мы попали в далекое прошлое, то некоторые предметы народного быта остались бы нами неузнанными. Предлагаем вашему вниманию названия некоторых привычных нам вещей:

Веник – голик.

Чулан или маленькая закрытая комната назывались клетью.

Место, где жили крупные домашние животные - стайка.

Полотенце - рукотерник или утирка, рушник.

Место, где мыли руки – рукомойник.

Ящик, где хранилась одежда – сундук.

Место для сна – полати.

Деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину – рубель.

Большая чашка для разлива напитков – ендова.

3. Происхождение слов. Во что одевались в старину

   Закончив говорить о предметах традиционного русского быта изучение плавно перетекает к словам, обозначающим то, во что одевались в старину. Работая с загадками, учитель знакомит детей с названиями старинных видов одежды и обуви. Окунаясь во фрагменты сказок, учащимся предлагается представить, как выглядела та или иная вещь, сравнить с современными моделями одежды. На последнем уроке дети могут окунуться в дизайнерский салон и представить комплекты одежды на разные случаи выхода.

Рекомендованная литература

  1. Русский родной язык: 1 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций/ [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Рябцев Ю.С. Письменность и книга в Древней Руси// История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: [Учебное пособие] / Рябцев Ю.С.,1997 год  https://www.booksite.ru/fulltext/rya/bts/ev/ 

Интернет-ресурсы

  1. Культура. РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России. https://www.culture.ru/s/vopros/krasnaya-stroka/
  2. «Создание и оформление рукописных книг в Древней Руси» Шмелева Н., 2013 г.

https://www.freepapers.ru/4/sozdanie-i-oformlenie-rukopisnyh-knig/254720.1693772.list2.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Технологическая карта урока Повторение изученного в 1 классе

Данная методическая разработка урока русского  языка по теме "Повторение изученного в 1 классе" УМК "Школа России"...

Контрольно-диагностические материалы по родному русскому языку 4 класс "Русский язык-прошлое и настоящее"

Данный контрольно-диагностический материл будет полезен учителям и учащимся начальной школы....

«Русский язык: прошлое и настоящее».

Урок родного языка в 1 классе «Русский язык: прошлое и настоящее»....

Технологическая карта по русскому языку "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления об изменении глагола по временамЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1)сформировать представ...

Конспект по русскому языку . Тема: «Закрепление знаний. Правописание изученных орфограмм». 9 класс

Закрепление знаний, учащихся по теме: «Грамматические категорий глаголов»;выявление пробелов в знаниях учащихся по данной теме....

Русский язык: прошлое и настоящее. Слова, связанные с особенностями мировосприятия между людьми.

Данный материал  рекомендован для учащихся 3 класса  по учебному предмету родной русский язык....