Разработка урока для 3 класса по русскому языку. Морфологический разбор имени прилагательного.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Богданова Мария Андреевна

Урок открытие новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_3a.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс 3

Технологическая карта.

Тема урока

Морфологический разбор имени прилагательного.

Цель

Создать условия для формирования представления у учащихся о морфологическом разборе имени прилагательном.

Задачи.

-закреплять знания об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи: определять род, число, падеж имён прилагательных; развивать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных.

-развивать письменную и устную речь и мышление, орфографическую зоркость, навыки каллиграфического письма.

-воспитывать интерес к родному языку, вежливое обращение друг с другом, аккуратность, дисциплинированность.

Планируемые образовательные результаты

(предметные)

Закрепить знания об имени прилагательном;

уметь определять род, число, падеж имён прилагательных.

Личностные результаты

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний по русскому языку: отличать новые знания о правописании окончаний существительных от уже известного с помощью учителя.

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Основное понятия и термины

Прилагательное, существительное, падеж, число, род, склонение, синонимы, антонимы.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, наглядный, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Наглядно-демонстрационный материал

Карточки с заданиями.

Образовательные ресурсы

Учебник «Русский язык» , 3 класс, 2 часть, автор Горецкий В.Г., М, 2013

Сценарий урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация

учащихся.

Мотивация

учебной

деятельности.

Здравствуйте, ребята, меня зовут …, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит, грамотно писать

Должен научиться!

- Давайте проверим свои рабочие места, все ли необходимое лежит у вас на партах, учебник, тетрадь, дневник и ручка.

Приветствуют учителя.

Проверяют рабочие места.

2. Актуализация знаний.

Минутка чистописания:

- Откройте свои тетради, запишите дату (17 марта), классная работа. Сейчас мы проведём минутку чистописания.

Написание какой буквы повторим вы узнаете из загадки:

В небе полная Луна,

Словно буква О она.

Но прошла всего неделя

Как же мы не доглядели!

Вместо О на нас с небес

Ярко светит буква ... (С)

-Верно, это буква С

- На первой строке запишите соединения заглавных и строчных букв Сс до конца строки: (Образец показываю на доске).

 - На следующей строчке запишите слова: с…сновый, с…едобный, Сах…лин.

- Какое правило вы использовали, чтобы написать эти слова?

-На третьей строчке составьте и запишите предложение со словом, солдат, сахар.

Словарная работа: (словарь пишу на доске)

С красной строки напишите слово

Словарь:

  1. Запишите под диктовку слова:

Заяц, горох, аллея, овощи, сапог, морковь.

2) Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.

3.Самопроверка.

- Теперь я предлагаю вам проверить свою работу по эталону.

- Посмотрите на доску и проверьте, все ли правильно вы написали.

- А я возьму две тетради на проверку.

(Задать по дополнительному вопросу

- Сколько падежей в русском языке?

- Что значит просклонять имя существительное?

- Если у вас ни одной ошибки-5

1 или 2 ошибки-4

3 ошибки -3

-Поднимите руку, кто получил 5? Молодцы

- Работают в тетрадях

- Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. (сосны)

- разделительный знак после приставки

- Сахалин пишется с большой буквы, т.к. это название острова.

-Солдат защищает нашу родину.

-Чай вкуснее с сахаром.

- Просклонять имя сущ., это значит определить его падеж.

3. Постановка учебной

задачи.

Создание проблемной

ситуации;

О какой части речи вы говорили на прошлых уроках?

- Кто может сказать, что такое имя прилагательное?  

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 

С какой частью речи по смыслу связано имя прилагательное?

Чем является имя прилагательное в предложении? 

 Молодцы!

- Как вы определить род у имен прилагательных?

- Как определить число имен прилагательных?  

 - Какая особенность есть при определении рода у имен прилагательных?  Приведите пример.

- Как еще изменяются имена прилагательные? 

 - По какой части слова мы видим, что падеж имен прилагательных. Приведите пример.

- А как мы определяем падеж имени прилагательного?

- А что же такое начальная форма имени прилагательного? Приведите пример. 

- Молодцы, ребята. Вы очень много знаете об имени прилагательном.

 Как назвать все то, что мы сейчас с вами проговорили об имени прилагательном?

 Предположите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- имя прилагательное.

- часть речи, которая обозначает признак предмета.

- какой? какая? какое? какие?

- имя существительное (зеленая елка, голубое небо).

- определение.

- по имени сущ., которое по смыслу связано с именем прил.

- по им. сущ., которое по смыслу связано с им. прил.

- им. прил. во мн.ч. не изменяются по родам. (красивые, маленькие).

- так же, как и им.сущ., изменяются по падежам или склоняются.

- по окончанию.

-тоже по имени существительному, связанного с ним по смыслу.

- форма м.р. , ед.ч., И.п. (молодой дуб, белый шкаф).

-Морфологический разбор.

4.Построение выхода

из затруднения

-Верно, сегодня мы будем совершенствовать умения определять род, число, падеж имен прилагательных через работу с текстом.

- Откройте учебники на с. 86, посмотрите на № 151, прочитай задачи.

- Прочитайте образец разбора. Итак, читаем предложения, находим имя прилагательное и разбираем его как часть речи устно. Начинает…

5.Физкультминутка

- Ребята, давайте немного отдохнем и выполним упражнения

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли,

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе класс готов!

Повторяют за учителем.

6. Реализация проекта

выхода из затруднения.

- А теперь откройте все учебники на с. 145, посмотрите на памятку 2 и скажите, что указывается в письменном морфологическом разборе имени прилагательного.

- Разберем 3 любых слова письменно, к доске…

- Прочитайте упражнение №152. Что нужно сделать. Работаем по цепочке у доски. Приступим.

- Составьте самостоятельно предложение с любым словосочетанием. Какое составил ты? А ты?

- Запишем, на мой взгляд, лучшее предложение.

- Разберем имя прилагательное как часть речи.

7. Итог урока. Рефлексия

- С какой частью речи познакомились?

- Ребята, а зачем в нашей речи существуют имена прилагательные?

Перед вами лестница успеха, оцените свою работу на уроке.

Поднимите руку, кто отметил на верхней ступеньке

А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

 - Ребята, урок окончен, встаньте. До свидания!

- Познакомились с именем прилагательным.

- Чтобы описывать предметы или явления.

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного"

Цели  урока:Образовательные:  познакомить со схемой морфологического разбора имени существительного; обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания;  закрепи...

Технологическая карта по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного" 4 класс

Разработка урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор имени существительного"...

Открытый урок в 3 классе по русскому языку Тема: «Изменение имен прилагательных по числам».

Открытый урок в 3 классе по русскому  языкуТема: «Изменение имен прилагательных по числам»....

Конспект урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного».

Тема урока: «Морфологический разбор имени существительного».Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.Задачи.Знать признаки имени существительного, его роль в п...

Конспект урока и презентация по русскому языку. Тема: "Число имен прилагательных", УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: развитие умений определять число имен прилагательных; отработка умений составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»,  согласуя прила...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...