Русский язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

«Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx813.65 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс. Русский язык. УМК: «Школа России».

Тема урока «Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий.

Задачи

Образовательные: закреплять знания о типах склонения имён существительных; умение составлять алгоритм деятельности (на данном уроке – алгоритм определения типа склонения имён существительных в косвенных падежах); понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных упражнений.

Развивающие: способствовать обогащению словарного запаса детей, развивать внимание, связную речь, умение организовывать и планировать свою учебную деятельность; умение анализировать, сравнивать, обобщать; содействовать развитию наблюдательности и внимания, формировать навыки самоконтроля и самооценки деятельности.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий, уточнить и пополнить знания учащихся о профессиях,  прививать интерес к учебному предмету, желание трудиться, чувство гордости за выполненную работу.

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структуирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА    4 КЛАСС

Тема урока «Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного».

Этап урока

Цель

Виды и

формы

работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной

деятельности

Создание

ситуации

успеха.

Организовать детей.

Словесное приветствие.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- У нас урок русского языка.

- Настройтесь на успешную работу.

- Запишите дату,  «классная работа».

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, записывают в тетрадях: «число», «классная работа».

2.Актуализация

знаний

Актуализировать знания о склонениях сущ..

Развивать словарный запас, орфографичес-кую зоркость,

связную речь обучающихся.

Игра «Я беру тебя с собой»

Повторим правила игры.

- Я загадала ключевое слово, далёкое близкое к нему слово «инженер».

Называют существительные, которые могут относится к слову «инженер». Путём подбора выходят на слово «профессия».

Словарная работа

- ПРОФЕССИЯ

Контролирует правильность ответов учеников

- Можно сказать, что данное слово заимствованное? Ребята, слово «Профессия» у всех на слуху, но давайте все вместе его проговорим и запомним, как оно пишется. Что же такое профессия? Как вы думаете? Определяем его происхождение. В переводе с латинского означает «объявляю своим делом». -  род занятий, трудовая деятельность.- преобразовать слова в существительные (род, занятие, труд, деятельность), определить склонение, подбираем синонимы: специальность, мастерство.

Выполняют запись, комментируют правильность написания, подчеркивают орфограммы.

Аргументируют свой выбор.

Да, наличие в нём буквы «ф» и удвоенной «с»

3. Самоопределение

к деятельности

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Создание проблемной.

ситуации

Решение проблемы

Как можно связать профессию человека с именем существительным?

- Сформулируйте тему урока и учебную задачу.

- С чего надо начинать определение склонения существительного?

- Что является  начальной формой имени существительного?

- Что нужно сделать дальше?

Размышляют. (человека на рабочем месте окружают предметы, предметы - это имена существительные, имя существительное имеет морфологические признаки)

Формулируют тему и цель урока.

Отвечают на вопросы. Аргументируют свой ответ.

Доказывают, объясняют, в чем ошибки и определяют последовательность действий.

4. Обобщение и систематизация знаний.

повторение алгоритма действий

Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах.

- Вам нужно составить алгоритм «Как определить склонение имён существительных в косвенных падежах».

- Что такое алгоритм?      

- Сравните наш алгоритм с алгоритмом,  данным в учебнике.

- Дайте оценку своей работе. Кто правильно и точно составил алгоритм?

Работают в группах.

Составляют алгоритм определения типа склонения существительных. Выбирают  ученика для ответа.

 1) поставить имя существительное в нач. форму

 2) определить род,

 3) выделить окончание.

 4) определить тип склонения

Читают правило по учебнику  с. 100

Проверяют. Делают вывод.

5. Применение полученных знаний и умений

Применение алгоритма в практической деятельности

Работа в парах.

Взаимопроверка

Чтобы отправиться в путь нам необходимо отгадать загадки о профессиях.

 - Задание «Кто так говорит?».

 Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит. Задание понятно? «Соседи объекта». Работа с текстами, выписывание слов указанного склонения.

- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит, собрать предметы для угаданного объекта определённого склонения, относящихся к данной профессии из текстов. (В ходе работы заполняется таблица.) Задание понятно? Слушайте:

 «Что вас беспокоит?» (врач). (таблетка, прививка, вата)

Врачи бывают разными – одни лечат детей, следят, чтобы им вовремя сделали прививку. Другие лечат зубы, третьи – уши, горло и нос. Каждый врач внимательно выслушает пациента, назначит таблетки. Место ушиба обработает  и приложит вату. Врачи заботятся о нашем здоровье.

«за домом за  домом строит он и в жару, и в холод.?» (строитель). (кирпич, дом, фундамент)

Люди не всегда жили в таких домах, как сейчас. Сначала это были пещеры, следующим шагом стали деревянные постройки. Но дома из дерева часто горели.  И поэтому строители начали строить дома из камня. Для того, чтобы дом был прочный, нужно заложить фундамент, вырыть в земле котлован, залить его бетоном и только потом начинать возводить стены из кирпича.

 «Кому добавки?» (повар). (вермишель, морковь, соль)

Вместе с поваром мы придём на кухню. Что же он будет готовить на завтрак? Что чаще всего едят на завтрак? Конечно, молочный суп. Повар  положит в кипящее молоко вермишель, обязательно добавит соль и сахар. Каждый повар при готовке проявляет фантазию. И на следующий завтрак приготовит запеканку из моркови.

Отгадывают профессии.

Работают в паре с текстами. Заполняют таблицу. Выбирают спикера для выполнения записей на доске

Проверяют работу соседа по парте.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Вата

Кирпич,

Вермишель

Таблетка

Фундамент

Соль

Прививка

Котлован

Морковь

врач

строитель

повар

Физминутка

Каменщик из кирпичей строит дом ничей.

(кладём правую руку на левую, всё выше и выше)

Я – маляр, я стены крашу, (кистью водим вверх – вниз)

Потолок (красим потолок)

И кухню вашу (движение рукой вправо – влево)

Я – электрик, свет включу,

Только лампочку вкручу (вкручивает лампочку)

Приходите в новый дом (ладони домиком)

И живите долго в нём! (развести руки в стороны)

Делают упражнения

6. Контроль усвоения знаний.

Применение нового способа действий в самостоятельной работе.

Дифференцированное развивающее задание. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Все группы справились замечательно. А какими качествами должны обладать люди этих профессий? Организует самостоятельную работу учащихся. (слова на карточках:

Аккуратность
Точность действий

Дисциплинированность
Техническая фантазия
изобретательность
Терпение
Настроение
Умение находить общий язык
Любовь к природе
Доброта
Творчество
Готовность к непредвиденным событиям
Трудолюбие
Целеустремленность
Воображение

Фантазия
Сосредоточенность
Усидчивость
Внимательность)

Самостоятельно выполняют задание.

Отмечают «+» нужные профессиональные качества, озвучивают свой выбор, давая пояснения.

7. Рефлексия

Умение осмысливать свои достижения. рефлексия достижения цели

Самооценка успешности.

- Молодцы, ребята! Работая на уроке, мы сегодня вспомнили и поговорили о разнообразных профессиях. Каждый человек, начиная с самого раннего детства, трудится.  Сначала,  заявляя:  «Я сам!», одевается, убирает игрушки, помогает  маме, моет посуду. Затем трудится в школе, обучаясь разным наукам. Потом учится, чтобы получить профессию. Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?                                                         На уроке мы не смогли поговорить о многих специальностях. Давайте на ваших бумажных ладошках запишем названия профессий,  о которых вы мечтаете, но чем занимаются эти люди - вы точно знаете. Напишите названия предметов, которые окружают эти профессии, а на другой стороне ладошки- необходимые профессиональные качества.

Какую учебную задачу мы поставили в начале урока?

- Решили ли учебную задачу?

- Что особенно заинтересовало вас на уроке?

Определять склонение имен существительных в косвенных падежах.

Оценивают свою деятельность на уроке. Работают с бумажными ладошками. Оформляют доску.

8. Информация

о домашнем

задании

Инструктаж домашнего задания

1. Подготовить сообщение об одной из профессий.

2. Составить текст о профессии родителей

     3. Учебник: стр.101 упр.108

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....