"Работаем с фразеологизмами".
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Занятие по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabotaem_s_frazeologizmami_mart_2020._2_klass.docx86.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Конспект  занятия по внеурочной деятельности.

«Работаем с фразеологизмами».

Подготовила и провела

учитель высшей квалификационной категории

Сорокина Н.В.

28.02.2020

Тип занятия: комбинированный

Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.

Цели: 

  • познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;
  • развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
  • воспитывать любовь к слову и к родному языку;
  • совершенствовать навыки связной речи учащихся;
  • развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся;
  • воспитывать интерес к изучению родного языка.

 Дидактическое и методическое оснащение занятия:

-словари: толковый,  фразеологический;

- презентация.

 Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы и постановка целей урока
  3. Введение нового материала.
  4. Работа  со словарём
  5. Закрепление материала
  6. Фразеологическая викторина.
  7. Подведение итогов занятия.

 

    Круг рассматриваемых вопросов: фразеология; фразеологические единицы.

       В конце занятия      

 учащиеся должны знать:

         • определение фразеологических оборотов;

         • основные источники появления фразеологизмов;

         • значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;

    учащиеся должны уметь:

         • объяснять значение устойчивых оборотов речи;

         • пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.

  • Находить фразеологизмы в предложениях и определять их синтаксическую роль.

                                                   Ход занятия

I.Организационный момент.(слайд1)

    -      Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сядьте ровно, красиво. Сегодня у нас урок занимательного русского языка. С темой мы определимся немного позже, а сейчас…

II. Самоопределение к деятельности

- Скажите, пожалуйста, что говорят вам ваши мамы, папы, бабушки, когда провожают вас в школу?

-Давайте прочитаем, как провожала мама курица своего сыночка в школу. (слайд 2)

Рано утром мама – квочка

В класс отправила сыночка.
Говорила: не дерись,
Не дразнись, не петушись,
Поспеши, уже пора,
Ну ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и
 в  самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

- Чем интересно это стихотворение?

-Что значит ни пуха, ни пера?

-У меня для вас есть ещё такие необычные выражения (слайд 3)

-Кто знает, как называются такие выражения? (Такие выражения называются фразеологизмы). Тема нашего занятия так и звучит: «Фразеологизмы»

-Какие цели мы поставим перед собой? (слайд 4) - Зачем нам нужно употреблять фразеологизмы в речи? К этому вопросу мы вернёмся позже.

III. Работа над новой темой

1. -Кто знает, что такое фразеологизм?

-Если мы не знаем значение слова, что нужно делать? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре и т.д.)

-Давайте посмотрим значение слова фразеологизм в толковом словаре.

 Фразеологизмы -   словосочетания с самостоятельным значением, , которые нельзя разделить.

-А вот что говорят  о себе сами фразеологизмы:  (слайд5)

-Вот некоторые из них:   (слайды 6 – 11).  Наверняка, вы с такими выражениями уже  встречались. Вообще, если вы захотите узнать или выучить как можно больше фразеологизмов,  узнать значения непонятных некоторых, нужно обратиться к словарю.  Посмотрите, какие существуют фразеологические словари для детей.(слайд 12). Учитель показывает фразеологический словарь. Читает 1-2 фразеологизма.

-Сейчас откройте стр. 19. Найдите задание 2. Прочитайте что нужно сделать. Разгадайте криптограмму. (слайд 14, 15) (индивид. работа) (3 минуты). О чем или о ком говорят «сирота казанская»? сейчас мы и поработаем с фразеологическим словарем. Такой словарь есть в нашей библиотеке. Найдите и прочитайте значение фразеологизма «сирота казанская». Историю его происхождения.

Следующее задание 3. Что нужно сделать? Какой фразеологизм у вас получился? Что он обозначает? Как вы думаете, какова история его происхождения? (Во времена парусного флота судну необходим был попутный ветер, надувающий паруса и направляющий судно вперед.)

Физминутка «Кораблик»

Волны плещут в океане (дети машут руками, изображая волны)

Что нам чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей (руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (ходьба на месте)

Ищем камушки в песке(наклоны)

И сжимаем в кулачке. (сжимают кулачки)

-Работаем в паре. Задание 4. Стр.20 .Отметь карандашом правильное значение фразеологизма. Придумайте предложение с фразеологизмом, который вам понравился больше всего.

А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Доскажи словечко»

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой… (не разольёшь).

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,

поют кто в лес …(кто по дрова).

Ребята слушать их не станут.

От этой песни уши…(вянут). 

Игра Что это? (слайд 15)

А) Его вешают, приходя в уныние,

Его суют всюду (нос).(Какие фразеологизмы могут быть отгадкой? Повесить нос, всюду совать свой нос)

Б) Не ладоши, а ими хлопают,

Если что-то не понимают

Не цветы, а вянут (уши). (хлопать ушами, уши вянут)

В) Его советуют искать в поле,

На него бросают слова и деньги,

Кто их не ценит (ветер). (ищи ветра в поле, бросать слова на ветер, бросать деньги на ветер)

-Придумайте предложение, используя фразеологизм «совать всюду свой нос», «уши вянут», «бросать слова на ветер».

Поработаем в группах. Разделитесь на группы.

Задание: вы должны определить какой фразеологизм нарисовал художник, и  написать этот фразеологизм письменными красивыми буквами под картинкой. На работу 4 минуты. 

Сели все по своим местам. 

-Один человек попробовал разделить фразеологизм на отдельные слова. Вот, что у него получилось. Слайд 17. Давайте попробуем восстановить фразеологизмы.

Рез. Слайд 18

-Зачем же нужны в речи фразеологизмы? Послушайте  рассказ, может он вам поможет ответить на этот вопрос.

  • - Вова не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала  мама.

А Вова стучит.

- Прекрати стук! - сказал папа.

А Вова стучит...

Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..

Стучит...

- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Вовы  молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Вова  заплакал.

- Я машину чиню...

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа  улыбнулся и сказал:

- Какая живая, интересная  у нашей бабушки речь. Что ни слово, то пословица или поговорка.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

-Какие фразеологизмы вы услышали в речи бабушки?

-Так для чего нам нужны фразеологизмы? ( Они делают нашу речь более живой, интересной, эмоциональной).

IV. Рефлексия

-Наше занятие подходит к концу.

-Продолжите, пожалуйста, любую из фраз, которые вы видите на экране. (слайд 19)

V. Итог занятия

-Как вы поняли, что такое фразеологизмы?

-Зачем они нужны в нашей речи?

И последнее  хочется рассказать о происхождении фразеологизма «Ни пуха, ни пера». Это выражение досталось нам от охотников.  Под пером подразумевали птицу, под пухом – зверя. Желая ни того и ни другого, стремились задобрить и обмануть злых духов. Это выражение служило своеобразным паролем. А отзывом звучало: «К черту!» Тоже – во избежание сглаза. Якобы, обман удавался, равно как и охота – знатная!

Если желаете человеку добра, говорите лучше ему  в напутствие: «С Богом!»

Желаю вам всего самого хорошего, доброго и светлого! ( слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с фразеологизмами на уроках русского языка

Здесь рассматриваются вопросы о происхождении фразеологизмов и как работать с ними на уроках русского языка...

Работа над фразеологизмами в начальной школе

В начальной школе мало внимания уделяется работе над фразеологизмами, а встречаются они очень часто как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения: при изучении раздела «Устное нар...

Работа с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе

Работа включает упражнения с фразеологизмами, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе....

Развитие нравственных и эстетических чувств на уроках русского языка при работе с фразеологизмами

В языке существуют часто употребляемые устойчивые сочетания слов. Устойчивые сочетания слов называют идиомами (в переводе с греческого  idioma – своеобразное выражение) или фразеологизмами, или ф...

Работа с фразеологизмами

Работа с фразеологизмами...

Речевое развитие младших школьников при работе над фразеологизмами

. Интересные задания и игры по фразеологии могут быть использованы учителями начальных классов на уроках русского языка, при подготовке учащихся к олимпиадам, работе с одаренными детьми, во внеклассно...

Научно- практическая конференция младших школьников Исследовательская работа "Использование фразеологизмов в нашей речи"

Мы очень устойчивыИ просим настойчиво!На слова нас не менять-Прямо так употреблять! Использование фразеологизмов в нашей  речи....