Урок русского языка. Имя прилагательное. Краткая форма.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шевцова Марина Викторовна

Цель: создать условия для знакомства учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe._kratkaya_forma.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Имя прилагательное. Краткая форма.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.

Задачи:

  • познакомить учащихся с краткой формой прилагательных, с образованием форм качественных прилагательных;
  • развивать умение распознавать в тексте качественные имена прилагательные, определять, каким членом предложения они являются;
  • развивать умение употреблять в речи имена прилагательные;
  • совершенствование речевой культуры учащихся;
  • прививать любовь к русскому языку;

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс (Ч. 1), мультимедийная  презентация, репродукция с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прозвенел урок,

Начинаем наш урок.

Тихо за парты девочки сели,

Тихо за парты мальчики сели

И на меня все посмотрели.

- Сегодня в гостях у нас новый завуч нашей школы Любовь Владимировна.

- Я очень хочу, чтобы у вас сегодня всё получилось. Желаю вам удачи, ведь с маленькой удачи начинается большой успех.

- Пожелайте друг другу удачи!

- Откройте ТПО стр. 71 упр.71

- Прочитайте задания.

- Хватит ли ваших знаний, чтобы выполнить все задания? (Не знаем, как образовать краткие формы прилагательных?)

- Значит, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируйте тему урока! 

- Наиболее точно она будет звучать так  «Имя прилагательное. Краткая форма».

- Цель урока? (Узнать, что такое краткая форма прилагательного).

- Что конкретно вам хотелось бы узнать про краткие прилагательные?

  1. Узнать, как образуются краткие формы прилагательного?
  2. На какие вопросы отвечают?
  3. Как изменяются?
  4. Каким членом предложения являются?
    5.  Что происходит с ударением в кратких формах прилагательного?

- Пусть это будут вопросы, на которые вам сегодня предстоит найти ответы, достигая цель урока!

- Ответим на вопросы, значит, достигнем цель урока!

- Готовы искать ответы на вопросы?

- Где можно найти информацию, отвечая на данные вопросы? (В учебнике, в ТПО, спросить у учителя…..)

- Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте разомнёмся, проведём орфографическую минутку. 

- Вернёмся к нашему упражнению и выполним первое задание.

- Скажите, вы можете его выполнить, не изучая тему урока?

- Каждый самостоятельно вставьте пропущенные буквы.

Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Сравните ответы с эталоном на доске.

- Поставьте себе отметку согласно критериям:

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» - более 4 ошибок

- Поставьте отметку своему соседу за работу под текстом.

- Какое следующее задание? (Найди и подчеркни прилагательные)

- Можете выполнить это задание?

- Посовещайтесь в паре  и выполните и это задание.

- Сверьтесь с эталоном.

- Кто выполнил всё верно? Оценивать отметкой не будем, т.к. задание не сложное, но похлопаем обязательно!

- Похлопаем этим парам.

- Итак, с этим заданием вы справились хорошо.

- Давайте вспомним всё, что вы знаете об имени прилагательном?

- Имя прилагательное – это часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? 
– Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам – ставятся в ту же форму, что и имена существительные, от которых они зависят.
– В предложении имена прилагательные чаще всего являются определениями.

- Итак, вы выполнили 2 задания без проблем! Чтобы выполнить последнюю часть задания, в начале урока вы обнаружили, что вам недостаточно знаний.

- Я вам предлагаю самостоятельно найти информацию, с помощью которой вы сможете пополнить свои знания и выполнить последнюю часть задания.

- Готовы?

-  На 1 вопрос будет искать ответ 1 группа.

-  2 группа будет искать ответ на вопрос, как правильно поставить ударение в кратких формах прилагательного.

- А 3 группа будет искать дополнительную информацию о кратких формах прилагательного и попробует ответить на оставшиеся сегодняшние вопросы.

- Где будете искать ответы на вопросы?

- Изначально предлагаю воспользоваться учебником. Учебник с. 144- 146!

- Если не сможете найти всю информацию, то можете попросить у меня помощи.

  1. Изучение новой темы. Работа в группах.

- Не забывайте правила работы в группах.

- На всю  работу вам 3-4 минуты.

3 группа. Рассмотрите таблицу. Найдите ответы на вопросы.

Изменяются

Прилагательные

полные 

краткие 

по родам

В саду цветёт красивая роза.
На окне сидит красивый кот.
Это красивое платье.

Красива роза в саду.
Кот на окне красив!
Это платье красиво!

по числам

В саду цветёт красивая роза.
В вазе стоят красивые цветы.

Красива роза в саду.
Красивы цветы в вазе.

по падежам

Я куплю красивую розу.
Мальчик гладит красивого кота.
Она пришла в красивом платье.
Здесь не продают красивых цветов.

 

Краткие прилагательные называют то главное, что говорится о подлежащем. В современном русском языке краткие прилагательные, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.

- Прочитайте предложения:   

Утром река особенно красива.
На берегу реки росла
 красивая береза.

– Обратите внимание, каким членом предложения являются имена прилагательные.

  1. Выступление спикеров
  2. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Итак, делаем вывод, с какой формой прилагательных вы познакомились, работая в группах? (С краткой формой имен прилагательных).

- Итак, давайте обобщим!

- Как вы поняли, что такое краткое прилагательное?

- Краткое прилагательное - это ??? (форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какова?, каков?, каково?, каковы?. Имеет грамматические признаки: род и число. В предложении является сказуемым. При изменении слова по числам и родам ударение часто бывает подвижным).

  1. Физкультминутка

- Изобразите животных из стихотворения, с которым вы уже знакомы.

У слона высокий рост,
У лисы пушистый хвост,
У козлёнка крепкие рожки,
У цыплёнка тонкие ножки,
У мартышки толстые губы,
А у волка острые зубы.
Сам придумай про ежа,
Про ужа и про чижа!

- Чтобы проверить, как вы усвоили тему урока, выполним тест.

– Правильные варианты ответов поставьте снизу на свободном месте под упражнением через запятую.

Тест

1)  Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются

 а) по родам и числам

 б)  по родам, числам и падежам

2)  Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы:

     а) каков, какова, каково, каковы?

     б) какой, какая, какое, какие?

3) В предложении краткие прилагательные являются

img1  а) сказуемым
img1  б) определением

4) От этих прилагательных правильно образована краткая форма

а) умный – умен, умна, умно, умны
б) тихий – тих, тихая, тихо, тихие

- Проверьте себя! (Правильные ответы: а, а, а, а, а).

- Оцените себя, запишите результат в листе самооценки, согласно критериям.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - более 2 ошибок.

-  Кто-то из вас допустил более 2 ошибок?  

- Отметки выставлять не будем, каждый устно оцените себя, а если плохой результат, то по возможности до конца урока исправьте ситуацию.

- Можем теперь вернуться к нашему упражнению в ТПО?

- Работать будете самостоятельно. На всю работу вам 5 минут.

- Если всё - таки будет сложно, можете попросить помощи у соседа.

VII.Самостоятельная работа

- Закончили работу? После звонка сдадите мне работы на проверку.

- А сейчас скажите мне, пожалуйста, для чего нужны знания о краткой форме прилагательных?

- Только лишь для того, чтобы выполнить данное упражнение? (Научиться   распознавать в тексте краткие имена прилагательные и правильно определить член предложения, точно описать предмет в конкретный момент).

VIII. Закрепление

  •  Рассмотрите репродукцию с картины Ф. А. Васильева «Мокрый луг».

–  Какое состояние природы изобразил художник? (Темное, пасмурное небо, ветра нет. Как будто прошла гроза и скоро выглянет солнце).

-  Прочитайте, как описывают этот пейзаж  А. Дитрих и Г. Юрмин.

Пейзаж

Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен.    (по А. Дитриху, Г. Юрмину)

– Посовещайтесь в паре и назовите предложения с прилагательными в краткой форме.

- Выпишите и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род (если возможно) и число, выделите окончания.

- Для чего мы используем прилагательные в речи?  (Мы используем прилагательные, чтобы речь наша была красивее и чтобы подробнее описать какой-то предмет или явление окружающей действительности).

- Как вы думаете, один и тот же или разный смысл имеет одно и то же прилагательное в полной и в краткой форме? (Слайд)

Прилагательные в полной форме выражают вневременный признак предмета. Например: весёлая девушка (девушка весёлая обычно).

- Прилагательные в краткой форме выражают признак предмета в данный конкретный момент. Например: девушка весела (девушка весела сейчас).

- А как вы думаете, какие прилагательные появились в языке раньше?

  1. Итог урока

- Давайте подведём итог урока.

- На все вопросы мы ответили? (Да)

X. Домашнее задание.

– Ребята, вы все хорошо работали, но чтобы закрепить полученные на уроке знания, дома вы выполните упражнение из учебника (с. 145 №115)

XI. Рефлексия.

- Заполните лист самооценки и вложите его в ТПО.

- Оцените соседа.

- Оцени урок в целом!

3 группа. Рассмотрите таблицу. Найдите ответы на вопросы.

Изменяются

Прилагательные

полные 

краткие 

по родам

В саду цветёт красивая роза.
На окне сидит красивый кот.
Это красивое платье.

Красива роза в саду.
Кот на окне красив!
Это платье красиво!

по числам

В саду цветёт красивая роза.
В вазе стоят красивые цветы.

Красива роза в саду.
Красивы цветы в вазе.

по падежам

Я куплю красивую розу.
Мальчик гладит красивого кота.
Она пришла в красивом платье.
Здесь не продают красивых цветов.

 

Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже и только. Краткие прилагательные называют то главное, что говорится о подлежащем. Значит, в современном русском языке краткие прилагательные, в отличие от полных, могут быть только сказуемыми.

- Прочитайте предложения:   

Утром река особенно красива.
На берегу реки росла
 красивая береза.

– Обратите внимание, каким членом предложения являются имена прилагательные.

Тест

1) Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются

img1   а) по родам и числам
img1   б) по родам, числам и падежам

2)  Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы:

     а) каков, какова, каково, каковы?

     б) какой, какая, какое, какие?

2) В предложении краткие прилагательные являются

img1  а) сказуемым
img1  б)  определением

3) От этих прилагательных правильно образована краткая форма

а) умный – умен, умна, умно, умны

б) тихий – тих, тихая, тихо, тихие

4) Один и тот же или разный смысл имеет одно и то же прилагательное в полной и в краткой форме? Подчеркни правильный ответ.

Тест

1) Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются

img1   а) по родам и числам
img1   б) по родам, числам и падежам

2)  Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы:

     а) каков, какова, каково, каковы?

     б) какой, какая, какое, какие?

2) В предложении краткие прилагательные являются

img1  а) сказуемым
img1  б)  определением

3) От этих прилагательных правильно образована краткая форма

а) умный – умен, умна, умно, умны

б) тихий – тих, тихая, тихо, тихие

4) Один и тот же или разный смысл имеет одно и то же прилагательное в полной и в краткой форме? Подчеркни правильный ответ.

Тест

1) Прилагательные в краткой форме в современном русском языке изменяются

img1   а) по родам и числам
img1   б) по родам, числам и падежам

2)  Прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы:

     а) каков, какова, каково, каковы?

     б) какой, какая, какое, какие?

2) В предложении краткие прилагательные являются

img1  а) сказуемым
img1  б)  определением

3) От этих прилагательных правильно образована краткая форма

а) умный – умен, умна, умно, умны

б) тихий – тих, тихая, тихо, тихие

4) Один и тот же или разный смысл имеет одно и то же прилагательное в полной и в краткой форме? Подчеркни правильный ответ.

Пейзаж

Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен.    
(по А. Дитриху, Г. Юрмину)

– Выпишите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род и число, выделите окончания.

Пейзаж

Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен.    
(по А. Дитриху, Г. Юрмину)

– Выпишите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род и число, выделите окончания.

Пейзаж

Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен.    
(по А. Дитриху, Г. Юрмину)

– Выпишите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род и число, выделите окончания.

Пейзаж

Только что промчалась над болотистой равниной гроза. Синие тучи полны влаги, и тяжелы мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось ясной синевой небо, выглянуло солнце. Воздух чист и прозрачен.
Все это мы видим на картине «Мокрый луг» русского художника Ф. А. Васильева. Пейзаж, изображенный художником прост и прекрасен.    
(по А. Дитриху, Г. Юрмину)

– Выпишите предложения с прилагательными в краткой форме и подчеркните их как члены предложения. Укажите их род и число, выделите окончания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Краткие прилагательные"

Презентация для интерактивной доски SMART notebook. Изучение новой темы "Краткие прилагательные"  4 класс, УМК "Перспективная начальная школа" Цель: Познакомить учащихся с краткими прилагате...

Технологическая карта по русскому языку на тему: "Краткая форма прилагательного"

Технологическая карта по русскому языку на тему: "Краткая форма имени прилагательного"...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Начальная форма имени прилагательного» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.Задачи урокаДидактичес...