Технологическая карта по русскому языку на тему: "Краткая форма прилагательного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Софронова Марина Евгеньевна

Технологическая карта по русскому языку на тему: "Краткая форма имени прилагательного"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологичекская карта

Софронова Марина Евгеньевна

МОУ Дмитровская СОШ №8

Учитель начальных классов

Русский язык

Класс 4 «В»

Тема урока: Краткая форма прилагательных.

УМК «Перспективная начальная школа» - «Русский язык» М.Л. Каленчук

Цель: знакомство учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.

Задачи.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания;

Коммуникативные УУД: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;

Познавательные УУД: формирование умения поиска информации в учебных словарях;

Предметные УУД:  уметь  самостоятельно образовывать краткую форму прилагательного и правильно применять ее в устной и письменной речи, самостоятельно формулировать определение кратких имен прилагательных, наблюдать за подвижностью ударения в кратких формах имен прилагательных.

Тип урока:  урок закрепления знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык 4 класс» часть 1 и 2, рабочая тетрадь

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный          момент

Организация начала урока

Поздоровались (стоя). Открыли тетради, записали число и слова классная работа

Личностные УУД: соблюдение дисциплинарных традиций (подготовка к уроку).

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Мотивация урока

- Откройте учебники на странице 144.

- Найдите упражнение 113.

- Прочитайте задание.

1. Не открывая обратного словаря, догадайтесь к какой части речи будут относиться слова на -гий, жий, кий?

Докажите свой выбор.

- Давайте проверим по учебнику (4 № 2, стр. 133) правы ли вы?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Почему?

- Что ещё вы знаете об этой части речи?

- Для чего мы используем прилагательные в речи?

2. Используя слова для справок, данные на доске (легкая, умелые, пушистые, карие, курносый, румяное), подбери подходящие по смыслу прилагательные к существительными:

Нос… лицо…

Глаза… ресницы…

Руки… поделка…

- Прочитайте, что у нас получилось?

А теперь посмотрите, какой литературный портрет дан вам на стр. 146 учебника

- Назовите произведение и автора

(4 № 1) открывают учебник на странице 144, находят упражнение 113. Один из учащихся читает вслух задание.

- Эти слова будут относиться к именам прилагательным, т.к. у этой части речи в ед.ч., муж. роде будет окончание “ий”.

- Один человек читает вслух прилагательные на -гий, жий, кий.

- Она относятся к именам прилагательным.

- Слова отвечают на вопрос “какой?”, обозначают признак предмета.

- Имеет грамматические признаки: род, число, падеж;

- В предложении является определением.

- Мы используем прилагательные, чтобы речь наша была красивее и чтобы подробнее описать какой-то предмет или явление окружающей действительности.

Два учащихся выполняют задание на доске, остальные самостоятельно в тетради.

- Самопроверка задания.

Это словесный портрет человека.

Открывают стр. 146, читают (вверху).

- А.С.Пушкин “сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

 

- Найдите слова с помощью которых А.С.Пушкин харатеризует свою героиню.

Выпишите их в столбик

- Что вы можете сказать о царевне? Какая она?

- А соответствует ли внешность царевны её поступкам?

- Какой вывод мы можем из этого сделать?

- От каких слов образованы слова, записанные на доске? Запишите эти слова во второй столбик.

- Слова какого столбика вам знакомы?

- К какой части речи они относятся?

- Сравните слова первого и второго столбиков?

- Что общего?

- Кто догадался с какой частью речи мы сегодня будим знакомиться?

- Вывешивает на доску табличку “краткие прилагательные”.

- Кто из вас знает, что это за часть речи?

- Ваша к концу урока попутаться сформулировать определение - что такое краткое прилагательное?

Дети находят слова:

- высока,

- стройна,

- бела,

- горда,

- ломлива,

- своенравна,

- ревнива.

Записывают в столбик, один человек работает у доски.

Дети дают описание её внешности.

- Учащиеся дают оценку поступкам царевны.

- Человек должен быть красив душой.

- Дети пишут в тетрадях напротив первого столбика второй:

- высокая,

- стройная,

- белая,

- гордая,

- ломливая,

- своенравная,

- ревнивая.

К именам прилагательным

Сравнивают устно

1. Значение слов

2. Вопросами

Какова? Какая?

- Мы будим знакомиться с краткими прилагательными.

3. Постановка проблемной задачи

А для этого мы продолжим анализ наших кратких прилагательных.

- На какой вопрос отвечают краткие прилагательные.

Вывешивает надпись:

краткие прилагательные – какова?

Мы знаем, что прилагательные изменяются по родам и числам.

- Как будут звучать вопросы кратких прилагательных в м.р., ср. р. и во мн. числе?

Вывешивает надписи.

Краткие прилагательные:

- какова?

- каков?

- каково?

- каковы?

- А как вы думатете, какие прилагательные появились в языке раньше?

- Посмотрите как сказано об этом на стр. 144, 145.

- Как образовались полные прилагательные?

- Что ещё нового вы узнали из прочитанного?

- Как называется гласный, который то появляется в корне, то исчезает?

Какова?

Каков?

Каково?

Каковы?

Дети высказывают своё мнение.

Один ученик читает в слух сообщение на стр. 144, 145.

- От кратких прилагательных при помощи окончаний.

-У кратких прилагательных в ж.р. нулевое окончание.

- Это белый гласный.

4. Первичное закрепление

Выполните упр. 114, согласно образцу, данному в учебнике.

- Обменяйтесь тетрадями.

Проверьте и оцените работу друг друга.

- Кто всё сделал правильно?

- Кто допустил ошибки?

- Как образовалась краткая форма прилагательных?

В каком слове поставим ударение? Что заметили?

- Прочитайте вывод на плакате летучей мыши в учебнике на стр. 146.

- Что вы поняли об ударении в полной и краткой форме прилагательных?

- А в краткой форме прилагательных?

Все пишут в тетради, один у доски.

Лёгкий - лёгок, легка.

Мягкий - мягок, мягка.

Гладкий - гладок, гладка.

Сладкий - сладок, сладка.

Обмениваются тетрадями.

Проверяют и оценивают работы друг друга.

Поднимают руки.

Поднимают руки.

При помощи усечения морфемы + белый гласный.

Ставят ударения в словах.

- Ударение меняет место в словах.

- Один из учащихся читает в слух.

Оно неподвижное.

Подвижное.

 

5. Закрепление. Дифференцированная работа

4. Выполните самостоятельно упр. 116.

- Обсудите ударения в этих словах со своим соседом по парте.

Сделайте вывод.

2. Запишите под диктовку предложения - Падает пушистый снег. Зимний снег пушист.

Работая в группах

- Определите какими членами предложения здесь будут имена прилагательные?

- Укажите грамматические признаки этих прилагательных.

- Что ещё нового вы узнали о кратких прилагательных.

Вывешиваются записи:

- Род.

- Число.

- Сказуемое.

Мы заканчиваем нашу схему.

- Кто же из вас готов сформулировать определение, что такое краткое прилагательное?

Дети записывают:

Один у доски:

Он ревнив.

Она ревнива.

Оно ревниво.

Они ревнивы.

Работа в парах.

Вывод: ударение в этих словах неподвижно.

Учащиеся записывают предложения под диктовку.

Слово зимний является в предложении определением, а слово пушист - сказуемым.

Пушистый - м.р., ед.ч.

Пушист – м.р., ед.ч.

- В предложении они являются сказуемыми.

- Имеют грамматические признаки: род, число, падеж.

Не изменяются по падежам.

- Краткое прилагательное - это форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы:

Какова?, каков?, каково?, каковы?

Имеет грамматические признаки: род и число.

В предложении является сказуемым.

6. Домашнее задание

Составить свой автопортрет, используя краткие имена прилагательные. Опишите себя с внешней и внутренней стороны

Дети записывают домашнее задание в дневник.

7. Итог урока

- С чем познакомились на уроке?

- Что нового узнали?

- Чему научились на уроке?

С краткой формой имени прилагательного. Краткие прилагательные имеют грамматические признаки род и число:

- подвижное ударение,

- в предложении бывают сказуемыми.

- Образовать краткие формы прилагательных от полных форм, путём усечения морфемы

8.Рефлексия

“Метод шести карточек”.

Раздается учащимся  шесть карточек разного цвета.

- Каждой карточке соответствует?

1. Белая карточка:

Что понравилось в уроке?

2. Красная карточка:

С какими трудностями столкнулись на уроке?

3. Желтая карточка:

Что легко давалось?

4. Зелёная карточка:

Где в дальнейшем можете использовать эти знания?

5. Черная карточка:

Что не понравилось? Что бы вы хотели изменить?

6. Синяя карточка:

Учитель подводит итоги урока, оценивает ответы учащихся, выставляет отметки

Отвечают на вопросы, соответствующие цвету своей шляпки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Род имён прилагательных"

Технологическая карта урока создана в соответствии требованиям ФГОС и может быть использавана в работе не только по УМК "Школа России", но и "Планета знаний"....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе" (4 класс, ПНШ)

Технологическая карта русского языка. Составленна в соотвествии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание окончаний прилагательных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" . Учебник «Русский язык. 3 класс. Часть 2». С.В. Иванов, А.О. Е...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Начальная форма имени прилагательного» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.Задачи урокаДидактичес...

технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».»Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательн...