Урок русского языка "Как мы используем алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Леготина Светлана Алексеевна

Данная технологическая карта представляет собой урок русского языка во втором классе по УМК "Школа России" на тему "Как мы используем алфавит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_kak_my_ispolzuem_alfavit.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

урока по русскому языку

Студентки 331 группы

социально-педагогического отделения

Леготина Светлана Алексеевна

Место проведения урока:

Школа № 16 , класс 2 «в»

Дата проведения урока: 8 ноября

Начало урока 16.00

ФИО учителя школы:

Елена Владимировна

ФИО преподавателя-консультанта:

Полякова В.Р.

Допуск к проведению урока:


Тема урока: «Как мы используем алфавит

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

2

Цели урока:

Деятельностная:  Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: повторить порядок букв в алфавите, названия букв 

Технологии, методы, приёмы:

Беседа, работа по цепочке

Основные понятия, термины:

Алфавит, буква, звук.

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • Формировать у учащихся понятие — алфавит
  • Формировать умения правильно называть буквы в алфавитном порядке; 
  • Формировать навык грамотного письма;
  • Совершенствовать навык каллиграфического письма;

Личностные:

  1. проявляют положительное отношение к языковой деятельности;
  2. проявляют мотивацию к учебной деятельности.

Метапредметные:

  1. умеют определять тему рока и формулировать цель учебной деятельности; (регул.)
  2. умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий; (регул.)
  3. умеют ориентироваться на страницах учебника; (позн.)
  4. умеют работать с информацией, представленной в виде текста; (позн.)
  5. участвуют в учебном диалоге; (коммун.)
  1. умеют взаимодействовать в парах. (коммун.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная;
  3. парная

Ресурсы:

  1. мультимедийная презентация
  2. учебники

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организация начала урока

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся  в учебную деятельность

Задачи:

Проявляют мотивацию к учебной деятельности. (личн)

Умеют взаимодействовать в парах. (коммун.)

- Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Алексеевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Для начала давайте проверим вашу готовность к уроку. Все учебные принадлежности лежат с краю стола.

Проверяют

Теперь давайте настроимся на хорошую работу, повернитесь к соседу по парте и пожелайте «Активно работать и получить много новых знаний» или еще что-нибудь хорошее на данный урок.

Желают друг другу

Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации.

Задачи:

Формировать навык грамотного письма (предм)

Проявляют мотивацию к учебной деятельности. (личн)

Участвуют в учебном диалоге; (Ком)

План этапа:

1) Словарно-орфографическая работа по усвоению непроверяемых написаний

2) Минутка чистописания

3) Актуализация изученного ранее материала, являющегося основой для усвоения нового знания;

4) Возможно выполнение учащимися пробного  учебного действия (задания для создания проблемной ситуации);

5) Возможно фиксирование  учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

 В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называются все…

Алфавит

А что такое алфавит?

Алфавит это буквы расположенные в строго определенном порядке,

Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы,  учебной проблемы урока.

Задачи:

  • Формировать у учащихся понятие — алфавит
  • Формировать умения правильно называть буквы в алфавитном порядке; 
  • умеют определять тему рока и формулировать цель учебной деятельности; (регул.)
  • умеют ориентироваться на страницах учебника; (позн.)
  • участвуют в учебном диалоге; (коммун.)

План этапа:

 1) Выполнение учащимися пробного  учебного действия (задания для создания проблемной ситуации);

2)  Фиксирование  учащимися противоречия, индивидуального затруднения и осмысление возникшей проблемной ситуации.

     3) Выявить место и причину затруднения на основе анализа возникшей проблемной ситуации.

     4) Сформулировать  цель и тему урока,  

     5) Построить план достижения цели.

О чем мы с вами будем сегодня говорить?

Алфавит

Давайте проверим на 81 странице учебника, правильно ли мы назвали что такое алфавит. Прочитай пожалуйста(ученику)

Ребята давайте обратим внимание на то как пишется алфавит. Алфавит это словарное слово и его написание необходимо запомнить, Давайте его запишем в тетради,

открываем тетрадь,_________________________________ ____________________________________________________________________________________________________

Сколько в этом слове слогов? Куда падает ударение?

Давайте составим предложение со словом алфавит. Кто попробует?

Алфавит слово из 3 слогов: ал-фа-вит. Ударение падает на 3-й слог. (Каждый школьник должен знать алфавит)

Этап урока. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания).

Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.

Задачи:

План этапа:

1. Анализ языкового материала для выявления существенных признаков понятия или явления, обсуждение гипотез, предложенных учащимися;

2. Решение исходной задачи, вызвавшей затруднение (возвращение к проблемной ситуации).

А сколько букв в русском алфавите?

33

А чего больше звуков или букв? Почему

Звуков, потому что почти все согласные буквы имеют два звука, могут быть мягкими и твердыми.

Назовите буквы которые звука не обозначают.

Ь и Ъ

Сколько в алфавите гласных букв?

10

А какие гласные буквы могут обозначать два звука?

Е, Ё, И(воробьи), Я, Ю

Какие буквы, которые обозначают всегда твердые согласные звуки.

Ц, Ж, Ш

А какие буквы обозначают всегда мягкие согласные звуки?

Щ, Ч, Й

Хорошо, давайте теперь по цепочке назовем все буквы алфавита. (Это относится к этому этапу или все же следующему)

Называют

Открываем учебник на 81 странице и проверяем, все ли буквы мы назвали правильно?

Проверяют

А где мы вообще можем использовать алфавит

Предполагают (Списки,)

Откройте пожалуйста страницу 138, что вы там видите?

Словарь

А как расположены слова?

В алфавитном порядке

Откройте страницу 83, давайте прочитаем рубрику «Вспомните»

Чтобы упорядочить слова в словаре,

Знаете ли вы интересные факты об алфавите, ранее на перемене некоторым вашим одноклассникам я раздала карточки, давайте попросим их прочитать.

(2 карточки )

Читают

А еще в учебнике есть страничка для любознательных, откройте пожалуйста, страницу 83, прочитаем по предложению

Читают

Этап урока. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания).

Задачи:

  • Формировать навык грамотного письма;
  • Совершенствовать навык каллиграфического письма;
  • умеют ориентироваться на страницах учебника; (позн.)
  • участвуют в учебном диалоге; (коммун.)
  • умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий; (регул.)

План этапа:

  1. Формулирование темы урока
  2. Выполнение продуктивных заданий:
  • Моделирование вывода, схемы, таблицы, художественного образа по теме урока
  • Составление алгоритма общего действия
  1. Работа с выводом (правилом) в учебнике

Давайте теперь выполним упражнение 122, на странице 82

Открывают

Прочитайте буквы, каких букв не хватает

гласных

Все ли гласные отсутствуют?

Нет, есть буква У

Хорошо, теперь давайте запишем их все в алфавитном порядке. По очереди выходим к доске и записываем по две буквы, давайте начнем с первой парты третей колонки. На слайде выведено как правильно писать букву.

Выходят, записывают

Что мы сейчас делали?

Выполняли упражнение, искали пропущенные буквы, записывали буквы в алфавитном порядке.

А что мы сейчас с вами повторили?

Повторили

Этап урока. Первичное закрепление с проговариванием вслух

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Задачи:

  • умеют ориентироваться на страницах учебника; (позн.)
  • участвуют в учебном диалоге; (коммун.)

Учащиеся фронтально,  в группах, в парах решают типовые задания на применение  нового знания с проговариванием своих действий вслух.

Теперь будет задание в парах, давайте вспомним правила работы в парах.

Говорить шепотом , не мешать другим, слушать друг друга,

Хорошо, посмотрите на задание 124, даны пары букв, ваша задача прочитать их быстро и правильно, своему соседу по парте, сначала первый вариант читает второму, потом наоборот.

Работают в парах

Что мы сейчас с вами повторили?

Как произносятся буквы

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся.

Задачи:

  1. умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий; (регул.)

Учащиеся самостоятельно

  1. выполняют задания на использование нового знания в типичных ситуациях,
  2. осуществляют  их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки.  

Сейчас я раздам вам карточки, вам нужно будет слова на карточках расположить в алфавитном порядке.

Выполняют

Давайте проверим, какое слово у вас получилось первым?

Аист

Следующее

Деревня

А почему именно это слово, а не дом ведь оба начинаются на букву «Д»

Смотрим по второй букве

Действительно, что получилось дальше?

Пенал, яблоня, ягода

Что мы сейчас делали?

Располагали слова в алфавитном порядке

Что вы узнали, что повторили выполняя это упражнение?

Узнали что располагая слова в алфавитном порядке смотрим не только на первую букву., но и на последующие.

Повторили алфавит, и как располагать слова.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель. Организовать выполнение  заданий, в которых  новое  знание – это  промежуточный шаг.  

Сейчас я дам вам творческое задание, нарисуйте свою иллюстрацию к алфавиту, Нарисовать букву и что-то что начинается с этой буквы. Я раздала вам листочки, на каждом была написана буква, у вас совсем немного времени на выполнение этого задания.

Я прошлась по классу, посмотрела кто-как выполнил задание, мне очень понравились ваши работы. После урока пожалуйста сдайте их мне и я внимательно посмотрю на них дома.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

Задачи:

  • умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий; (регул.)

 План этапа:

  1. фиксируется  новое содержание,  изученное  на  уроке,
  2. организуется  рефлексия  и  самооценка  учениками  собственной учебной деятельности;
  3. соотносятся  цель  учебной  деятельности  и  ее  результаты, фиксируется  степень их соответствия;
  4. намечаются цели дальнейшей деятельности.

Что нового мы сегодня узнали?

Как располагаются слова в словарях, узнали интересные факты о букве о, ё, алфавите .

Что мы уже знали и сегодня повторили?

Что такое алфавит, какие есть буквы, сколько букв, в алфавите.

Давайте вспомним, что вам пожелали в начале урока.

Получили ли вы новые знания? Работали ли достаточно активно? Если да то нарисуйте на листочках солнышко, если нет то тучку.

Рисуют

Есть те кто нарисовал тучку? Почему вы ее нарисовали?

Объясняют (Не получил новые знания, работал недостаточно активно)

9.  Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание

Цель. Подвести итог учебной деятельности

Задачи:

План этапа:

1)

Домашнее задание (Уточню у учителя)

Карточки представлены ниже.


Происхождение слова алфавит происходит из названия двух первых букв Альфа+ Вита

Чаще всего в русском языке употребляется буква «о». Самая редкая буква в русской письменности — твёрдый знак. 

Дом, аист пенал, ягода деревня, яблоня

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"

Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....

Презентация к уроку русского языка по теме "Алфавит" 2 класс

Данную презентацию можно использовать на уроке закрепления знаний алфавита, написания имён собственных....

Урок русского языка 2 класс АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Урок для 2 класса "Школа 2100" .Есть презентация к уроку....

Урок русского языка по теме "Алфавит" (УМК Гармония")

Урок русского языка по теме "Алфавит" предназначен для учителей, работающих по программе Гармония в 1 классе....

Урок русского языка. 2 класс. Алфавит (УМК "Школа России")

Конспект урока русского языка на тему "Алфавит". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Алфавит"

В данной работе в виде технологической карты представлен конспект урока по теме "Алфавит"...

Конспект урока русского языка: «Как используются синонимы», 2 класс, УМК: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия об использовании синонимов в устной и письменной речи, умения применять синонимы для устранения повт...