Технологическая карта урока русского языка «Правописание НЕ с глаголами» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Латмарина Марина Александровна

Цель урока: формирование  понятий о раздельном написании частицы НЕ с глаголами.

Задачи урока:

Дидактические:

1.     Познакомить с правописанием частицы НЕ с глаголами;

2.     Познакомить со словами-исключениями;

3.     Формировать умение применять правила правописания частицы НЕ с глаголами .

Развивающие:

1.     Способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление;

2.     Формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания;

3.     Расширение кругозора и обогащение речи.

Воспитательные:

1.     Прививать интерес к предмету;

               2.     Воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах;

               3.     Воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_ne_s_glagolami.docx257.22 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 26.04.22

Студентка: Латмарина М.А.

Школа: МАОУ №148

Группа: 36

Класс: 3г

Учитель: Гужова Ю.Э.

Урок: 4

Методист: Кошкарова Л.С

Время: 10:40-11:20  Кабинет: 113

Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование  понятий о раздельном написании частицы НЕ с глаголами.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить с правописанием частицы НЕ с глаголами;
  2. Познакомить со словами-исключениями;
  3. Формировать умение применять правила правописания частицы НЕ с глаголами .

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательных процессов: внимание, память, мышление;
  2. Формировать познавательные умения задавать вопросы, применять знания;
  3. Расширение кругозора и обогащение речи.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к предмету;
  2. Воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах;
  3. Воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке.

-  Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверяет готовность к уроку.

- Внимательно посмотрите на свои парты. На них должны лежать тетрадь, учебник и пенал.  

 - Откройте свои рабочие тетради,  запишите число … и  классная работа.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский )

- Как вы понимаете это высказывание?

- Правильная речь человека, свидетельствует об его образованности

- Из урока в урок мы познаем русский язык.

Приветствуют учителя

Отвечают на вопрос.

Р: включение в учебную деятельность

Л:самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный презентация

- Ребята, что же вы изучали на прошлых уроках?

- Верно.

Словарная работа.

- Сейчас мы проверим ваши знания. Я буду читать вам утверждения, а ваша задача в таблице под номером утверждения, поставить +, если оно верное и -, если нет.

  • 1. Глагол обозначает действие предмета?
  • 2. Глагол отвечает на вопросы кто? и что?
  • 3. В предложении глагол является главным членом предложения?
  • 4. Изменяется глагол по числам?
  • 5. Глагол имеет 4 временные формы?
  • 6. Если глагол отвечает на вопросы что делает? что делают?, то он в форме настоящего времени?
  • 7. Глагол прошедшего времени отвечает на вопросы что делал? что делали?
  • 8. Глагол пробежала является глаголом в будущем времени?
  • 9. Глаголы прошедшего времени изменяются по падежам?
  • 10. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

+

+

-

+

+

-

-

+

- Проверим!

- Молодцы, ребята! Все справились.

- Ребята посмотрите, на доске записаны слова: стол, зима, любил, писал, класс, веселый.

- Назовите слова, которые являются глаголами.

- Придайте словам отрицательный смысл.

- Что помогло глаголу получить отрицательный смысл? 
- Ребята, маленькое слово 
не называется частицей.
- Какую роль в речи играет частица НЕ?


- Как написать частицу НЕ с глаголом?
- Вы можете сразу сказать, как пишется частица 
НЕ с глаголами?

- Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило - правописание частицы НЕ с глаголами?
- Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.

- Глагол

Слушают учителя.

Выполняют задание в полоске ответов.

- Любил, писал.

- Не любил, не писал.

-Слово «не».

- Придаёт слова отрицательный смысл.

- Да.

Предметные:

З: что такое глагол, его виды, на какие вопросы отвечает и т.д.

У: работать с полоской ответов, воспринимать на слух утверждения.

Метапредметные:

К: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднени

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Какова тема нашего урока?

- Какие цели вы поставите для себя на уроке? Чему вы должны научиться?

1) познакомиться …

2) узнать…

3) научиться…

-Молодцы.

- Правописание частицы НЕ с глаголами.

 1) познакомиться с правописанием НЕ с глаголами;

2) узнать правило правописания;

3) научиться применять полученные знания на практике.

Предметные:

У: определять тему и цель урока.

Метапредметные:

П: анализ.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р:целеполагание.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: 

беседа

Наглядныйпрезентация

Словесный: объяснение

П

Словесный:

Пересказ правила

Работа с пословицами в парах.

- Ребята посмотрите у вас на парта лежат пословицы, я их случайно рассыпала, помогите мне их собрать.

Кто не работает,

не дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

не делает.

Лень добра

тот не ест.

 - Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? – Верно!

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Выпишите глаголы с частицей НЕ в тетрадь.
К доске выходят записывать ученики по цепочке, с комментированием.
Проверка.
- Какие глаголы вы выписали?

- Ребята, сделайте вывод, как пишется частица НЕ с глаголами? 
- Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике.
Сравнение с правилом в учебнике на с. 150 (внизу).
- Какое новое правило о правописание глаголов вы узнали?


- Давайте сделаем вывод хором, как пишутся глаголы с частицей 
НЕХоровое говорение.

-Какое правило, мы можем с вами сформулировать?

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Работа над сказкой.

-Послушайте сказку, ответьте на вопрос, какие глаголы с НЕ запомнили?

Итак, слушаем внимательно.

СИЛА ЛЮБВИ
Сказка
Гордую и упрямую частицу 
Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может.
- Какие глаголы с НЕ запомнили? 

- Что вы заметили? 
- Ребята, как же пишется 
НЕ в этих глаголах? 


- А почему? Можете ли вы предположить? 
- Давайте уберём 
НЕ и попробуем прочитать.
- Я говорю так, я вас годую? Или навижу? 
- Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю.
- Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями, также являются словами исключениями слова неволить, недоумевать. 

 

Кто не работает, тот не ест.
С ложью правда не дружит.
Лень добра не делает.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Раздельно.

- Не дружит, не вытащишь, не работает, не делает, не ест.

- Раздельно.

 

- Не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать.

- Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.

- Не имеют смысла без НЕ.

- Нет.

Предметные: 

З: правописание частицы не с глаголами; пословицы.

У: анализировать написание частицы не с глаголами.

Метапредметные:

К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Личностные: проявление активности в общей работе.

Презентация

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Закрепление с детьми полученных знаний. 

Работа в учебнике

Упражнение 224 (стр. 124)

- Посмотрите на упражнение и прочитайте выражения.

1. Не шути с огнем: обожжешься.  –Как вы понимаете это выражение?

- А что если мы уберем частицу не?

2. Соловья баснями не кормят.  Что оно означает?

 

- А что если мы уберем частицу не?

3. Не спеши языком. Что оно означает?

 

- А что если мы уберем частицу не?

- Какое значение вносит частица не?

-Молодцы!

Упражнение 225 (стр. 125)

- Давайте с вами прочитаем, как нужно говорить правильно. Прочитаем первый ряд слов, выделяя ударение, повторяя за мной.

Теперь второй ряд слов.

 И третий.

 - Какое значение вносит частица не? 

- Запомните произношение данных глаголов с частицей не.

- Прочитаем с вами, что написано под упражнением.

Выполняют задание.

Огонь опасен и не нужно играть рядом с ним или относиться к нему беззаботно.

- Говорится перед тем, как пригласить кого-либо к столу (обычно после затянувшихся разговоров), или (реже) тогда, когда важны (нужны) не пустые разговоры, а конкретные дела.

- Это значит прежде чем что-то сказать нужно подумать и сделать, а потом только говорить об этом.

- Отрицание.

 

 

- Был – не был, не была, не было, не были.

- Жил – не жил, не жила, не жило, не жили.

- Дал – не дал, не дала, не дало, не дали.

- Отрицание

- Частица не при глаголе придает высказыванию отрицательный смысл: повторил – не повторил, звонил – не звонил.

Предметные:

З: правописание частицы не с глаголами

У: анализировать значение частицы не; объяснять смысл выражений.

Метапредметные:

К: умение слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Презентация

Динамическая пауза

Ф

Практический: физминутка

Организация проведения динамической паузы.

- Встаньте, немного отдохнем.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Видео

 

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Практический: самостоятельная работа

 - Теперь, поработаем самостоятельно на листочках.

 - Посмотрите на экран. Спишите, раскройте скобки. Подчеркните частицу не перед глаголами.

1) Москва, что гранит: никто Москву (не)победит. 2) Кто в Москве (не)бывал, красоты (не)видал. 3) Кто (не)сеет, тот (не)жнёт. 4) Кто сегодня обманет, тому и завтра (не)поверят. 5) Смелого да умелого и страх (не)возьмёт, и враг (не)побьёт. 6) Торопливость делу (не)помогает.

- Как пишется частица не перед глаголами? (Раздельно)

- Какое значение придает частица не?

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга

 (0 ошибок – 5;

 1 ошибка – 4;

 2 ошибки – 3;

 3-4 ошибки – 2.)

Самостоятельно работают.

1) Москва, что гранит: никто Москву не победит. 2) Кто в Москве не бывал, красоты не видал. 3) Кто не сеет, тот не жнёт. 4) Кто сегодня обманет, тому и завтра не поверят. 5) Смелого да умелого и страх не возьмёт, и враг не побьёт. 6) Торопливость делу не помогает.

Предметные: 

З: правописание частицы НЕ с глаголами.

У: выбирать правильный вариант

Раскрывать скобки.

Метапредметные:

П: извлечение из текста необходимой информаци, выполнение действий по алгоритму.

Раздаточный материал

 Презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: инструктаж

Наглядный презентация

Практический: упражнение

- Сейчас мы с вами узнаем как вы запомнили всю информацию по правописанию частицы НЕ с глаголами.

- Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.

У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее. Аня (не)навидит помидоры.

- Проверим!

- Ребята, поднимите руку, кто не согласен. Раз таких нет, значит все выполнили работу верно. Молодцы!

У нас не было времени пойти в кино. В этом городе я раньше не жила. Сергей и Валя не были на экскурсии в музее. Аня ненавидит помидоры.

Предметные:

З: правописание частицы не с глаголами, слова исключения.

У: анализировать правописание частицы не с глаголами.

Метапредметные:

Р: коррекция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания;

Раздаточный материал  

Презентация

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

-Какая была тема нашего урока?

- Какая была цель нашего урока?

- Поднимите руку, кто считает, что мы достигли поставленной цели.

Домашнее задание

- упражнение 229 страница 126.

- За урок я поставила оценки.

Самооценивание.

-Поднимите весёлый смайлик, если вам понравилось как вы работали на уроке, а если же нет, то поднимите грустный.

-Спасибо за урок, досвидания.

- Правописание частицы НЕ с глаголами.

 1) познакомиться с правописанием НЕ с глаголами;

2) узнать правило правописания;

3) научиться применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Презентация

Имя

Ответ на вопрос

Работа у доски

Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Планируемые предметные результаты: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов. Личностные: Уметь проводить самооценку на...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»Цель урока: Ознакомление с ролью частицы НЕ и ее раздельным написанием с глаголами.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».Задачи урокаДидактические:формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов...

Технологическая карта урока русского языка. "Время и число глаголов." (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Время и число глаголов.Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов; создание условия для формирования умения определять прошедшее, насто...

Технологическая карта урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний о глаголе.Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов; создание условия для формирования умения определять прошедшее, н...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Времена глаголов" - 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об изменении глаголов по временам; умения определять время глагола.Задачи урока:Дидактические:Сформировать представ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола." (4 класс)

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: совершенствование знаний и умений писать глаголы в настоящем и будущем времени; развивать умение выполнять морфологический разбор глагола.Задачи урока...