Технологическая карта урока русского языка 4 класса по теме :"Деепричастие"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Ребенок Ольга Ивановна

Вот так

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка

4 класс

(УМК «Планета знаний»)

Ребенок Ольги Ивановны
МОУ «СОШ № 4»
Энгельсского района
Саратовской области

2021


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

•Русский язык, 4 класс, Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина.

• Тема урока: «Деепричастие».

• Тип урока: «открытие» нового знания

• Дидактическая цель:

создать условия для формирования умения отличать деепричастие от слов других частей речи.

• Задачи по содержанию:

Обучающие

-формировать представление о деепричастии;

-формировать умение отличать деепричастие от глагола;

- формировать умение определять глагол, от которого образовано деепричастие.

Развивающие

-развивать умение планировать свою деятельность, решать проблемные ситуации, оценивать результаты деятельности;

-развивать умение формулировать мысли в устной форме, развивать мышление (обобщать и классифицировать).

Воспитательные

-воспитывать интерес к изучению родного языка;

-воспитывать желание выражать свое мнение.

• Методы (технологии) обучения:

-системно – деятельностный;

-проблемное обучение.

• Формы организации познавательной деятельности учащихся[1]:

-фронтальная;

-индивидуальная;

-парная.

• Средства обучения (для учителя, для учащихся):

-учебник русского языка;

-карточки для дополнительного задания.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности

Учитель предлагает начать урок словами М.М.Пришвина «Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что, не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.»

-Как вы думаете, почему мы начинаем урок этими словами?

Диалог с учениками.

Дети высказывают своё мнение.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

-Вернёмся к высказыванию Пришвина. Предлагаю вам определить, какими частями речи являются слова в этой цитате.             -Каким умением воспользуетесь для выполнения этого задания?

Учитель фиксирует затруднение в принадлежности слов «мудрствуя» и «слушая» к той или иной части речи.

-Можно определить, какая это часть речи?

-Умение определять части речи.

Учащиеся определяют слова «мудрствуя», «слушая», как глагол.

Познавательные (умение извлекать информацию из предложенного задания)

Постановка учебной задачи

-Что вызвало затруднения?

-Какую учебную задачу поставим на уроке?

Учитель предлагает спланировать работу на уроке.

(Проверка по учебнику)

-Определить часть речи у слов, схожих с глаголами.

-Узнать, к какой части речи относятся эти слова.

-На какие вопросы отвечают.

-Отличать эти слова от слов других частей речи.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей, планировать свою деятельность)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»). Реализация построенного проекта

-Как вы думаете, от каких слов образовались слова «мудрствуя» и «слушая»?

-Какая это часть речи?

-На какие вопросы отвечают слова, вызвавшие у вас затруднения?           -Можно ли по этому вопросу определить принадлежность к определенной части речи?                

-Попробуем назвать признаки данного слова.

Учитель сообщает, что в науке о языке эти слова называют деепричастиями. В речи основные действия субъектов называются с помощью глаголов, а добавочные действия с помощью специальных форм глаголов.

1. Образуйте от глаголов деепричастия и запишите их: гулять, смотреть, читать, рисовать, скрепить, надуться, закричать (фронтальная работа).

Учитель предлагает изменить деепричастие.

2. Найдите   деепричастия в пословицах и выпишите их.

Не давши слова, крепись, а давши – держись.

Не зная броду, не суйся в воду.

Снявши голову, по волосам не плачут.

Что имеем, не храним, потерявши – плачем.

Учитель предлагает выполнить задание, чтобы обратить внимание детей на то, что добавочное действие совершается тем же лицом, что и основное.

-Мудрствовать и слушать.

-Глагол.

-Что делая? («мудрствуя». «слушая»)

-Слова, похожие на глаголы.

Дети сопоставляют свои предположения с информацией в учебнике (стр. 82)

Дети образуют деепричастия: гуляя, смотря, читая, рисуя, скрепив, надувшись, закричав.

Дети делают вывод, что деепричастия не изменяются, а значит, не имеют окончаний.

Дети выписывают деепричастия:

давши, не зная, снявши, потерявши.

Дети выполняют упражнение 228 (стр. 83),

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Найти в тексте деепричастия и образовать от них глаголы.

«Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.»

Сильным ученикам предлагается реконструировать предложение, заменив глаголы деепричастиями.

(работа с карточками)

«Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.» («Море играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом.»

Работа в парах.

Обсуждение с проговариванием признаков, отличающих деепричастие от глагола.

Самостоятельное выполнение задания.

Самооценка.

Коммуникативные (умение работать в паре)

Познавательные (понимание задания, извлечение необходимой информации; выполнение действий по алгоритму; построение логической цепи рассуждений)

Самостоятельная работа с проверкой/ самопроверкой

Найдите в предложениях деепричастия и составь слово из первых букв деепричастий.

«Я шутя говорил, что в десять лет они все у меня будут с высшим образованием.

Не печалься о сыне, злую долю кляня.

Охотясь за певчими птицами, я потерял счет времени.

Малыш старался нам рассказать свою историю, лепеча на своем языке непонятными нам фразами.

Актера встречали аплодируя.»

Дети выбирают деепричастия (шутя, кляня, охотясь, лепеча, аплодируя.)

Составляют слово ШКОЛА.

Взаимопроверка. Оценивание работы.

Дети делают вывод: -Употребление деепричастий делает речь более яркой и выразительной.

Коммуникативные (умение строить свои высказывания в соответствии с задачей.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Рефлексия деятельности

-Удалось нам справиться с задачей урока?

-На все вопросы, поставленные в начале урока. Вы смогли ответить7

-Кто остался доволен своей работой на уроке? (выставление отметок).

Домашнее задание. Обязательная часть: стр. 83 упр. 229.

Дополнительное (по желанию): составить предложение с деепричастием.

Ответы учащихся.

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию)

Личностные (умение выражать свои эоции)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока русского языка Повторение по теме «Предлоги» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока Повторение по теме «Предлоги»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о предлоге как слове, о его роли в предложении.Зада...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Повторение по теме «Текст»»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о типах текстов посредством лексических...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение по теме «Текст»» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: закрепление и обобщение знаний о типах текста посредством лексических заданий.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знание о типах текста;2. Отработать умение  определять типы тексто...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...