"Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мальченко Алиса Асифовна

Открытый урок 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока «Имя числительное?»

Учитель начальных классов ЧОУ «Православная школа Косинскася» Мальченко А.А.

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Имя числительное».

Класс: 3. Программа «Школа России» под редакцией В.П. Канакиной

Образовательное учреждение: ЧОУ «Православная школа Косинкая»

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС НОО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе.

Система учебников «Школа России».

Тема урока: «Имя числительное».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятия  «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи».

формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи;

Метапредметные.

Развивать:  УУД учащихся;

 психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать в паре, группе, индивидуально.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

-развивать  уважение и интерес к русскому языку, истории страны.

Основные дидактические методы: деятельности,

проблемный, исследовательский, практический;

 методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности:

 индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная.

Место данного урока в системе уроков по теме:

первый урок по теме «Имя числительное».

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.

Учебные пособия: Русский язык:3класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/В.П,Канакиной –М.: Просвещение

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация.

Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.

- Итак, начнем наш урок. Успехов вам в открытии нового!

Ответы на вопросы учителя.

Оформление своих мыслей в устной форме, умение слушать других (К)

Самоопределение (Л)

2. Актуализация знаний.

- Откройте тетради. Запишите дату, вид работы.

Минута чистописания

Хх, Жж, Жи, Ши

Кто хочет быть меж нами первым, да будет всем слугой.

Преп. Сергий Радонежский

- Возьмите карточку 1, прочитайте слова, записанные на ней (слайде):

Р..сунок, х..роший, пш..ница, р..совать, ж..лтый, вос..мь, р..шать, ч..тыре

- Все эти слова можно разделить на несколько групп.

- Подумайте, по какому признаку это сделать?

- Какие части речи вы знаете?

 - Дайте определение: имени существительному,

                                     имени прилагательному,

                                     глаголу.

- Запишите эти слова в таблицу, распределив их на группы, предварительно назвав каждую группу слов.

- Проверьте свои записи.

- Докажите, что вы правильно определили части речи.

Дети читают слова

Части речи

Работа  в группе.

Сущ.              Прил.             Гл.

Взаимопроверка

Сравнение и обобщение, классификация (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

3. Выявление места затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта.

- Какие слова не вошли ни в одну группу?

- Эти слова относятся к новой части речи. О них и пойдет речь на нашем уроке.

 - Составим план работы по изучению новой части речи.

  • Как называются эти слова?
  • Что обозначают?
  • На какие вопросы отвечают?

Девять, шесть.

Составляют план изучения части речи.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

5.Реализация проекта.

«Открытие» нового знания.

1) Выбор термина.

- Вернемся к нашим словам. Прочитайте их еще раз.

- Какие слова могут дополнить эту группу?

- Где можно встретить эти слова?

- Попробуйте дать им название.

- Такие слова называются

Имена числительные

- Сформулируйте тему урока.

2) Наблюдение над именем числительным.

- Чтобы ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока, проведем исследование, а поможет нам в этом кластер

Имя числительное – это часть речи

Что обозначает, узнаем ответив на вопросы упражнения 104. Записываем номер упражнения. Первые три ответа запишем в тетрадь остальные выполним устно.

Итак, сделаем вывод, что обозначают данные числительные.

Количество предметов

Отвечает на вопрос?

Сколько?

Порядок предметов при счёте.

- Дополним информацию о числительном выполним упражнение 105.Записываем номер упражнения. Кто прочитает выразительно четверостишье Самуила Маршака?

- Первую красную точку? Взяли ручку пишем под диктовку (по строчке). Вставляем пропущенные орфограммы, подбираем проверочные слова.

- Назовите числительные. На какие вопросы отвечают? Что обозначают?

- Числительные первый, второй отвечает на вопрос:

Который?

Обозначают порядок предметов при счёте.

3) Знакомство с правилом.

- Пользуясь таблицей, сделайте вывод, что такое имя числительное.

- Сравните с правилом в учебнике на стр. 60

На уроках математики.

Дети предлагают свои названия имени числительного.

Называют тему урока.

Наблюдают за числительными, отвечают на вопросы учителя, делают пометки в памятках

Работа у доски.

Работа в тетради, письмо с коментированием.

количество

порядок при счете

Работа над правилом.

Сравнение, обобщение, аналогия (П)

Поиски выделение необходимой информации (П)

Структурирование знаний (П)

Аргументация своего мнения (К)

Учет разных мнений (К)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Физминутка

Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши.
Счёт « один » - мы станем смирно
И потянемся теперь.
На счёт «два » - мы улыбнёмся.
На «три » - за руки возьмёмся.
Будем плавно танцевать
На «четыре » и на « пять ».
На счёт « шесть » мы прыгнем выше,
Чтобы стать чуть - чуть повыше.
На счёт «семь » поднимем плечики,
Быстро прыгаем как кузнечики.
В ладоши дружно хлопаем,
Как услышим « восемь » мы.
На счёт « девять » мы присядем,
Покачаем головой.
Вот счёт «десять ». Эй, вставайте
И работу продолжайте.

 Выполняют физминутку.

6. Первичное закрепление.

- Карточка 2.  Вставь в предложения подходящие по смыслу сочетания слов с числительными. Числительные запиши словами: 1) Юрий Гагарин - ….

2) В феврале месяце ….

3) В нашем классе … ученика.

4) …  поздравляют ветеранов с Днём Победы.

(Фронтальная проверка)

Работа в группе

Читают предложения.

Подбирают подходящие по смыслу имена числительные.

Аргументация своего мнения (К)

Учет разных мнений (К)

Построение логической цепи рассуждений (П)

7. Включение в систему знаний.

 Тест

Самостоятельная работа в карточках. Взаимопроверка

Прогнозирование (Р)

8. Рефлексия.

Прием синквейн.

Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги.

- Что мы изучали сегодня?

Ученики. Имя числительное.

- Какое оно?

Ученики. Количественное. Порядковое.

- какие действия характерны для него?

Ученики. Считает. Измеряет. Изменяется.

- Что вы о нем думаете? Обобщите в последней строке.

Числительное.

Считает, измеряет, изменяется.

Миллион чисел - лишь тридцать корней.

Изучайте!

Порядковое, количественное.

Записываем, считаем, называем.

Число, количество, порядок

Счёт!

Итоги урока:

-    Что нового узнали на уроке?

- Как вы теперь ответите на вопросы, которые были поставлены в начале урока?

- Оцените свою работу на уроке.

В группах составляют синквеин

Отвечают на вопросы, оценивают себя

Ориентирование  в своей системе знаний – отличие  новое от уже известного.(П)

 оценивание собственной
деятельности на уроке (Р)

Домашнее задание.

  • Правило с. 60, 106

  • Найдите и запишите фразеологизмы, в которых  употребляются числительные.

Записывают домашнее задание в дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс «Имя числительное» Школа России

Слайд 2

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждет увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете еще одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Успехов вам! Мудрая сова.

Слайд 3

Распределите слова по группам : Р..сунок, х..роший, пш..ница, р..совать, ж..лтый, вос..мь, р..шать, ч..тыре

Слайд 4

Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова. Что объединяет эти слова? Как вы думаете, по какому признаку эти слова можно разделить на группы? Рисунок пшеница Имя существительное Имя прилагательное Сформулируйте основной вопрос урока. Какой частью речи являются слова ЧЕТЫРЕ и ВОСЕМЬ ? Хороший жёлтый Рисовать решать Глагол ? Четыре Восемь

Слайд 5

Тема урока «Имя числительное»

Слайд 6

Лестница знаний Что обозначают? На какой вопрос отвечают? Для чего нужны в речи?

Слайд 7

Имя числительное- это часть речи, которая обозначает количество предметов.

Слайд 8

. Решаем проблему, открываем новые знания Исследование новой части речи. Определить, на какой вопрос отвечает. Определить, что обозначает. Сформулируйте вывод. Вопрос Что обозначает ШЕСТНАДЦАТОЕ ПЯТЬ ДЕСЯТЬ

Слайд 9

Вопрос Что обозначает ШЕСТНАДЦАТОЕ КАКОЕ ? ПОРЯДОК ПРИ СЧЕТЕ ПЯТЬ СКОЛЬКО ? КОЛИЧЕСТВО ДЕСЯТЬ СКОЛЬКО? КОЛИЧЕСТВО Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 10

Имя числительное Какой? Сколько? Порядок при счете Количество ПОРЯДКОВОЕ КОЛИЧЕСТВЕННОЕ

Слайд 11

Имя числительное- это часть речи. Имена числительные обозначают количество предметов или их порядок при счете. К ним можно поставить вопросы: сколько? семь, восемь, десять; который? первый, второй.

Слайд 12

Работа по учебнику Страница 59 упражнения 103, 104

Слайд 13

На б…рёзу села галка, Две в…роны, в…робей, Три с…роки, с…ловей.

Слайд 14

Тест 1. Именем числительным называется: а) часть речи, которая обозначает признак предмета; б) часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте; в) часть речи, которая обозначает действие предмета. 2. Найдите имя числительное : а) стулья; б) бежать; в) девять. 3. Найди числительное, обозначающее количество предметов: а) семь; б) второй; в) десятый. 4. Найди числительное, обозначающее порядок предметов при счёте: а) три; б) шесть; в) восьмой.

Слайд 15

Проверь себя 1) Б 2) В 3) А 4) В

Слайд 16

Сегодня я узнал.. Было трудно… Я понял, что… У меня получилось… Я научился… Итог урока

Слайд 17

Домашнее задание 1) Выучить правило на стр. 60, 2) выполнить упр. № 105 с. 60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя числительное. Обшее значение.

Познакомить с именем числительным как частью речи....

Простые и составные числительные

Ввести понятия « простое», «сложное», «составное числительное»....

Слитное и раздельное написание числительных

Познакомить с правописанием сложных, простых и составных числительных....

Правописание мягкого знака в числительных

Познакомить с написанием мягкого знака в именах числительных в середине или на конце слов....

Проверочная работа по теме "Имя числительное" 3 класс. Л.В.Занков

Проверочная работа по теме "Имя числительное".3 класс по системе Л.В. Занкова. Цель: проверить навык записи количественных и порядковых имен числительных; знание правил по данной теме....

Презентация, конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Порядковые числительные"

На данном уроке учащиеся знакомятся с порядковыми числительными, развивают умения и навыки устной речи. Красочная презентация способствует запоминанию новых слов....

Урок русского языка в 4 классе "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные".

Урок русского языка в 4 классе по Программе «Начальная школа ХХI века» (Учебник С. В. Иванова «Русский язык»). Во время урока ребята знакомятся  с именем числительным,  с обычаями празднован...