Урок-практикум «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Миляева Наталья Петровна

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnyh_lichnyh_okonchaniy_glagolov.docx35.87 КБ
Microsoft Office document icon karta_uroka_glagol.doc59.5 КБ
Office presentation icon glagol.ppt2.63 МБ
Файл sipr.docx60.75 КБ

Предварительный просмотр:

        МБОУ «СОШ №8»

г.Бийск Алтайский край,

                                                                                                     Миляева Наталья Петровна

Урок-практикум

«Правописание безударных личных

окончаний глаголов».

Тип урока: урок рефлексии. 

Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов. 

Деятельностная  цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин). 

Образовательные:

  • закрепление навыков правописания безударных личных окончаний глаголов;
  • систематизация ЗУН по теме  «Правописание безударных личных окончаний глаголов» и их присвоение обучающимися;
  • контроль и самооценка полученных ЗУН;

Развивающие:

  • развивать навыки орфографической зоркости
  • способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; развивать речь;
  • способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать;

познавательные:  совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структурировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

регулятивные: совершенствовать  умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника; формировать умения прогнозировать

личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание;

Коммуникативные:

 - развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

-формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

- формирование навыков сотрудничества

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи урока (для учащихся):

 - учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

 - учиться ставить учебные задачи;

 - учиться организации работы в парах и в группах;

 - систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

 - научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;

 - научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

 - учиться контролировать и оценивать себя.

 

                                            

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Добрый день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения!

 Этап мотивации (самоопределения)

- Сегодня у нас урок – рефлексии. Посмотрите на карту урока. Вам предстоит самостоятельно оценивать свои умения на уроке.  

Критерии оценивания: каждый правильный ответ – 1 балл.

- Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.  

Актуализация знаний по теме.

Слайд

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскаж…т:
Черт…т, пиш…т, иль поёт,
Вышива…т или паш…т,
Или забива…т гол,
Вар…т, жар…т, люб…т, чист…т,
Всё расскажет нам:... (глагол)

II. Формулировка цели урока и постановка учебных задач. 

- Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока.   (Правописание безударных личных окончаний глаголов).

- Вы уже умеете это делать или сегодня первый урок по этой теме?  (Мы этому уже учились).

- Какова цель сегодняшнего урока?

 (Проверить умение без ошибок писать безударные окончания глаголов).

- Что необходимо делать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (Поставить глагол в неопределенную форму, определить спряжение, лицо и в зависимости от этого выбрать букву окончания).

- Сформулируйте учебные задачи:

- ставить глагол в неопределенную форму.

- определять спряжение глагола.

III. Этап включения в систему знаний и повторения.

- Сегодня на уроке  мы закрепим наши знания о  глаголе.

- Выполните тест.

1. Глагол – это…

1) самостоятельная часть речи

2) служебная часть речи

3) часть слова

4) член предложения

2. Что обозначает глагол?

1) предмет.

2) признак предмета.

3) действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает глагол?

1) кто? что?

2) какой? какая? какое? какие?

3) что делает? что сделал? что будет делать?

4. Каким членом предложения выступает глагол?

1) главным членом.

2) второстепенным членом.

5. Как определить лицо глагола?

1) по числу.

2) по окончанию.

3) по местоимению.

4) по вопросу.

6. Изменяется ли глагол по числам?

1) да.         2) нет.

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

1)2         2)3         3)4

7. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...

1) прошедшего времени;

2) настоящего времени;

3) будущего времени.

8. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) что делает? что делают?

2) что сделает? что будет делать?

3) что делал? что делали?

9. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

1) по числам.

2) по падежам.

3) по родам.

10. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

1) проспрягать его.

2) изменить по лицам и числам.

3) определить спряжение.

Проверка. Слайд  Оцените свою работу в картах урока.

Запишите окончания глаголов I и II спряжения.

лицо

I спряжение

II спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

2лицо

3лицо

Проверка  Слайд Оцените свою работу в картах урока.

лицо

I спряжение

II спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

-у, -ю

-ем

-у, -ю

-им

2лицо

-ешь,

-ете

-ишь

-ите

3лицо

-ет,

-ую, -ют

-ит

-ат, -ят

- Вернёмся к стихотворению о глаголе.

- Какое задание можно выполнить по этому тексту? (Вставить пропущенные буквы в окончание глаголов, определить спряжение).

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что дела
ет, расскажет:
Черт
ит, пишет, иль  оёт,
Вышива
ет  или  пашет,
Или забива
ет гол,
Вар
ит, жарит, любит, чистит,
Всё расскаж
ет нам: ГЛАГОЛ

Проверка  Слайд Оцените свою работу в картах урока.

- Отгадайте загадку:

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.

- Это самовар!

Слайд

- Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит")

- Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре.  Во всем мире знают русский самовар. Его родина – город умельцев и мастеров Тула. В старину самовар являлся неодушевленным членом семьи, и его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иванович". 

Этап самостоятельной работы

Выполнение упражнения. Определение спряжения глаголов.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Слайд

- О чае говорят так: "Кто чай пьет, сто лет проживет".

- Как вы думаете почему?

- А почему так говорят, мы узнаем из упражнения.

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: "Чаепитие очища…т кровь, регулиру…т работу печени, снима…т сонливость, оживляя…т мышцы тела".

- Найдите в тексте глаголы. Выпишите по группам. Вставьте нужные окончания.

1 спряжение

2 спряжение

признают

очищает

регулирует

снимает

оживляет

Проверка Слайд

- Что можно сказать о глаголах, которые вы выписали? (Это глаголы  I спряжения).

- Нужно ли было выписывать глагол говорят? (Нет, так как окончание в этом глаголе ударное)

- Проспрягайте глагол   очищать

лицо

I спряжение 

очищать

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

очищаю

очищаем

2лицо

очищаешь

очищаете

3лицо

очищает

очищают

Слайд

- Прочитайте стихотворение, дополните  его подходящими по смыслу глаголами.

Чай вам жажду ... ,
... , ... ,
Он ... все болезни.
Нет напитка нам полезней.

Слова для справок: утолит, излеч…т, успоко…т, ободрит.

- Назовите слова, в которых встречаются орфограммы. (Ободрит- бодрый, приставка - о, болезни - боль, полезней - польза).

– Что можно сказать о глаголах, которые вы употребили? (Это глаголы II спряжения).

- Проспрягайте глагол   успокоить

лицо

I спряжение 

успокоить

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

успокою

успокоим

2лицо

успокоишь

успокоите

3лицо

успокоит

успокоят

Проверка Слайд

Этап рефлексии деятельности на уроке.

- Подводя  итог, оценим себя: научились ли вы видеть орфограмму, называть ее, проверять.

- В чем были затруднения?

- Что мы должны знать и уметь делать, чтобы не допускать ошибок в безударном личном окончании глаголов?

Рефлексия.

-Я получил… баллов, потому что … 

53– 47 баллов – повышенный уровень - 5

46 – 37 баллов – высокий уровень - 4

36 – 27 баллов – средний уровень - 3

26 и менее – низкий уровень – 2

Домашнее задание.

Творческая работа. Восстановление деформированного текста. Чем привлекателен чай, мы узнаем, правильно составив предложения из слов.

1) чай, женщины, Собирают, только.
2) женских рук, Аромат, не портит, чая, запах.
3) издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
4) травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

– Прочитайте слова первой строчки. Составьте предложение.

Аналогичная работа проводится со всеми предложениями.

– Прочитайте весь текст. Запишите его. Найдите в тексте глаголы, определите их время, лицо, число и спряжение, выделите окончания.

Проверка. Слайд

Собирают чай только женщины. Аромат женских рук не портит запах чая. На Руси издавна любят и умеют вкусно заваривать чай. Душистые травы придают чаю особый вкус.!!!!

Заменить одним глаголом.

Унести ноги – убежать(1спр.)

 Ломать голову – думать (1спр.)

Зарубить на носу –запомнить (2спр.)

Обвести вокруг пальца- обмануть (1спр.)

Чесать языком –болтать (1спр.)

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Со всеми поставленными  задачами вы справились?

- Все ли грамматические признаки глагола необходимо называть, чтобы верно написать окончание?

 (Нет, достаточно определить спряжение). 

Закрепление пройденного материала.

Найдите глаголы подходящие к действию самовара, выделите в них окончания и укажите спряжение.

Шипит, пускает, свистит, украшает, согревает, лежит, угощает, смотрит.

Шипит, пускает, согревает, угощает

52



Предварительный просмотр:

Карта оценивания заданий на уроке русского языка по теме «________________________________________________________________________».

Ход работы на уроке

Оцениваю себя

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскаж…т:
Черт…т, пиш…т, иль поёт,
Вышива…т или паш…т,
Или забива…т гол,
Вар…т, жар…т, люб…т, чист…т,
Всё расскаж…т нам: _______________________

Выполните тест.

1. Глагол – это…

1) самостоятельная часть речи     2) служебная часть речи

3) часть слова                                 4) член предложения

2. Что обозначает глагол?

1) предмет.                        2) признак предмета.           3) действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает глагол?

1) кто? что?                      2) какой? какая? какое? какие?

3) что делает? что сделал? что будет делать?

4. Каким членом предложения выступает глагол?

1) главным членом.          2) второстепенным членом.

5. Как определить лицо глагола?

1) по числу.          2) по окончанию.        3) по местоимению.     4) по вопросу.

6. Изменяется ли глагол по числам?      1) да.         2) нет.

5. Сколько временных форм имеют глаголы?  1)2         2)3         3)4

7. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме...

1) прошедшего времени;     2) настоящего времени;

3) будущего времени.

8. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) что делает? что делают?

2) что сделает? что будет делать?

3) что делал? что делали?

9. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

1) по числам.             2) по падежам.                   3) по родам.

10. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

1) проспрягать его.              2) изменить по лицам и числам.

3) определить спряжение.

Запишите окончания глаголов I и II спряжения.

лицо

I спряжение

II спряжение

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

2лицо

3лицо

Найдите в тексте глаголы. Выпишите по группам. Вставьте нужные окончания.

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: "Чаепитие очища…т кровь, регулиру…т работу печени, снима…т сонливость, оживляя…т мышцы тела".

1 спряжение

2 спряжение

Измените  глаголы по лицам и числам.

лицо

I спряжение

очищать

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

2лицо

3лицо

- Прочитайте стихотворение, дополните  его подходящими по смыслу глаголами.

Чай вам жажду _______________ ,

_____________ , ________________ ,
Он _________________ все болезни.
Нет напитка нам полезней.

Слова для справок: утолит, излеч…т, успоко…т, ободрит.

- Измените  глагол  по лицам и числам.

лицо

II спряжение 

успокоить

ед.ч.

мн.ч.

1лицо

2лицо

3лицо

53– 47 баллов – повышенный уровень - 5

46 – 37 баллов – высокий уровень - 4

36 – 27 баллов – средний уровень - 3

26 и менее – низкий уровень – 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-практикум МБОУ «СОШ №8» Учитель начальных классов: Миляева Наталья Петровна «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Слайд 2

Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскаж…т: Черт…т, пиш…т, иль поёт, Вышива…т или паш…т, Или забива…т гол, Вар…т, жар…т, люб…т, чист…т, Всё расскажет нам:...

Слайд 3

Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскаж…т: Черт…т, пиш…т, иль поёт, Вышива…т или паш…т, Или забива…т гол, Вар…т, жар…т, люб…т, чист…т, Всё расскажет нам: ГЛАГОЛ

Слайд 4

1. Глагол – это … 1) самостоятельная часть речи 2) служебная часть речи 3) часть слова 4) член предложения

Слайд 5

1. Глагол – это … 1) самостоятельная часть речи 2) служебная часть речи 3) часть слова 4) член предложения

Слайд 6

2. Что обозначает глагол? 1) предмет. 2) признак предмета. 3) действие предмета.

Слайд 7

2. Что обозначает глагол? 1) предмет. 2) признак предмета. 3) действие предмета.

Слайд 8

3. На какие вопросы отвечает глагол? 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что сделал? что будет делать?

Слайд 9

3. На какие вопросы отвечает глагол? 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что сделал? что будет делать?

Слайд 10

4. Каким членом предложения выступает глагол? 1) главным членом. 2) второстепенным членом.

Слайд 11

4. Каким членом предложения выступает глагол? 1) главным членом. 2) второстепенным членом.

Слайд 12

5. Как определить лицо глагола? 1) по числу. 2) по окончанию. 3) по местоимению. 4) по вопросу.

Слайд 13

5. Как определить лицо глагола? 1) по числу. 2) по окончанию. 3) по местоимению. 4) по вопросу.

Слайд 14

6. Изменяется ли глагол по числам? да. 2) нет.

Слайд 15

6. Изменяется ли глагол по числам? да. 2) нет.

Слайд 16

5. Сколько временных форм имеют глаголы? 1)2 2)3 3)4

Слайд 17

5. Сколько временных форм имеют глаголы? 1)2 2)3 3)4

Слайд 18

7. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме... 1) прошедшего времени; 2) настоящего времени; 3) будущего времени.

Слайд 19

7. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме... 1) прошедшего времени; 2) настоящего времени; 3) будущего времени.

Слайд 20

8. На какие вопросы отвечают глаголы прошедше­го времени? 1) что делает? что делают? 2) что сделает? что будет делать? 3) что делал? что делали?

Слайд 21

8. На какие вопросы отвечают глаголы прошедше­го времени? 1) что делает? что делают? 2) что сделает? что будет делать? 3) что делал? что делали?

Слайд 22

9. Как изменяются глаголы прошедшего времени? 1) по числам. 2) по падежам. 3) по родам.

Слайд 23

9. Как изменяются глаголы прошедшего времени? 1) по числам. 2) по падежам. 3) по родам.

Слайд 24

10. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? 1) проспрягать его. 2) изменить по лицам и числам. 3) определить спряжение.

Слайд 25

10. Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола? 1) проспрягать его. 2) изменить по лицам и числам. 3) определить спряжение.

Слайд 26

лицо I спряжение II спряжение ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч. 1лицо 2лицо 3лицо

Слайд 27

Проверь лицо I спряжение II спряжение ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч. 1лицо -у, -ю -ем -у, -ю -им 2лицо -ешь, -ете -ишь -ите 3лицо -ет, -ую, -ют -ит -ат, -ят

Слайд 28

Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что дела е т, расскаж е т: Черт и т, пиш е т, иль поёт, Вышива е т или паш е т, Или забива е т гол, Вар и т, жар и т, люб и т, чист и т, Всё расскаж е т нам: ГЛАГОЛ

Слайд 29

Отгадайте загадку: Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит Всем чай пить велит.

Слайд 30

С а м о в а р – с а м в а рит

Слайд 32

Народная мудрость: "Кто чай пьёт, сто лет проживёт".

Слайд 33

Чай признают не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говорят так: "Чаепитие очища…т кровь, регулиру…т работу печени, снима…т сонливость, оживляя…т мышцы тела".

Слайд 34

1 спряжение 2 спряжение

Слайд 35

1 спряжение 2 спряжение признают очищает регулирует снимает оживляет

Слайд 36

лицо I спряжение очищать ед.ч. мн.ч. 1лицо 2лицо 3лицо

Слайд 37

лицо I спряжение очищать ед.ч. мн.ч. 1лицо очищаю очищаем 2лицо очищаешь очищаете 3лицо очищает очищают

Слайд 38

лицо I I спряжение успокоить ед.ч. мн.ч. 1лицо 2лицо 3лицо

Слайд 39

лицо I I спряжение успокоить ед.ч. мн.ч. 1лицо успокою успокоим 2лицо успокоите успокоите 3лицо успокоит успокоят

Слайд 40

Чай вам жажду__________, _________, _____________, Он __________все болезни. Нет напитка нам полезней. Слова для справок : утолит, излеч…т, успоко…т, ободрит.

Слайд 41

Чай вам жажду утолит , успокоит , ободрит , Он излечит все болезни. Нет напитка нам полезней. Слова для справок : утолит, излеч…т, успоко…т, ободрит.

Слайд 42

Оценим себя!!! 53– 47 баллов – повышенный уровень - 5 46 – 37 баллов – высокий уровень - 4 36 – 27 баллов – средний уровень - 3 26 и менее – низкий уровень - 2



Предварительный просмотр:

Муниципальной бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №…»

Специальная индивидуальная

программа развития

ученика  3  класса

ФИ учащегося

на 2021-2022 учебный год

                                                

Ответственный за реализацию программы:

     

Бийск

2021 год

1. Структура СИПР

1.        Титульный лист

2.        Общие  сведения о ребёнке.

3.        Психолого-педагогическая характеристика.

4.        Индивидуальный учебный план.

5.        Содержание образования.

5.1.      Базовые учебные действия.

5.2.     Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.3.      Внеурочная деятельность.

6.        Перечень специалистов, участвующих в разработке  и реализации СИПР.

7.        Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

8.        Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9.        Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

2. Общие  сведения о ребёнке

ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Место жительства:

Мать:

Отец: 

Год обучения в школе №8:

Класс: 3  

3. Психолого-педагогическая характеристика

     Обучающийся испытывает потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Николай не проявляет особого желания учиться, наблюдается повышенная возбудимость. Низкий уровень учебой активности, самостоятельности, однако с удовольствием выполняет задания в игровой форме (наглядность, конструкторы, дидактические игры).

   Сформированность основных учебных умений и навыков на низком уровне. Стремление к получению знаний отсутствует, при выполнении учебных заданий не может продолжительное время концентрировать внимание на работе, очень быстро и резко переключается с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность. Мальчик очень болезненно переживает малейшую неудачу или ошибку, в этих случаях он резко переходит к капризному состоянию (может отказываться от работы, бросает ручку, линейку, убегает в другую комнату). Выполнение небольших заданий возможно только при постоянной организующей и сопровождающей помощи учителя или мамы. При выполнении какого – либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем и мамой при постоянном одобрении и поощрении. С помощью взрослого выполняет аппликации: вагончик, елочка, солнышко и т.д. В сотворчестве с взрослым делает поделки из природного материала. Радуется результату, дарит поделку маме или бабушке.

Математика.  Умеет сравнивать предметы по форме, цвету и размеру.  Счетно-вычислительные навыки не сформированы. Цифры не знает, не пишет (обводить по показу затрудняется)

Русский язык  Этот учебный предмет вызывает наибольшие трудности. Основные знания, умения и навыки, предусмотренные программой по предмету не усвоены. Навыки письма не сформированы, обводить по показу элементы букв и простейшие буквы затрудняется.

чтение (литература) Устная речь не развита. Навык чтения не сформирован.

Запас сведений и представлений о внешнем мире ограничен. Показывает, но не называет:

  • части тела: голова, глаза, нос, рот, уши, шея, спина, живот, руки, ноги, пальцы;
  • человек и его дом (мебель, одежда, посуда, предметы быта и т.п.);
  • растительный мир (деревья, цветы, трава; огородные и садовые культуры: овощи и фрукты – результаты труда людей и пр.);
  • животный мир - домашние и дикие животные: «Кто с нами рядом живет – кошка, собака и пр.», «Кто живет в лесу – волк, лиса и пр.»;
  • «большие» и «маленькие» в окружающем мире: «взрослые и дети» по аналогии «животные и их детеныши».

      Ребенок понимает обращенную речь, выполняет простые инструкции. 

     Отмечаются трудности общей координации движений. Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована (захват карандаша, ручки, кисти, шнурование, застегивание, владение ножницами и др.).   Развитие крупной моторики соответствует возрасту: ходит, бегает, прыгает, сам себя обслуживает.

    Отмечается несформированность всей речевой системы. В устной речи присутствуют звуковые комплексы, несколько отдельных слов (мама, папа, баба, Коля, я, ав-ав, мяу и т.п.). Фразы нет. В качестве коммуникативных средств использует жесты. Понимание обращенной речи на бытовом уровне, ограничено обиходной тематикой.  Письменная речь характеризуется  отсутствием письма и чтения. Называет некоторые гласные  (а, о, у, я) и  согласные ( б, п, м, д, к). Графический образ буквы самостоятельно не воспроизводит.  

   Уровень развития психических познавательных процессов ниже возрастной нормы.  

Сформированность коммуникативных навыков: Коля здоровается и прощается при

помощи жестов. Устанавливает зрительный контакт с собеседником, учитывает эмоциональное состояние собеседника. Отзывается на собственное имя, понимает простые по звуковому составу слова «мама», «деда», «баба».

Сформированность математических представлений. Уверенно и самостоятельно соотносит формы. При соотнесении количества предметов с цифрами (1 - 5) нуждается в помощи. Соотносит изображения предметов «один - много», «большое - маленькое».

Сформированность представлений об окружающем мире. Коля узнаёт различные части

растения (ветка, лист, цветок). Различает разновидности деревьев, домашних и диких

животных, способом наложения картинки.

Сформированность представлений о человеке. Узнавание различных частей тела методом соотнесения с изображением на картинке. Коля различает предметы одежды. Узнаёт и показывает на фотографиях членов своей семьи.

Сформированность представлений о социальном мире. Коля различает электробытовые

приборы, предметы мебели, кухонные принадлежности способом наложения картинки.

Сформированность навыков самообслуживания. Обучающийся умеет пить из кружки,

вытирает лицо и руки полотенцем, просится в туалет.

Сформированность музыкальных и двигательных навыков. Любит слушать музыку,

узнаёт знакомые песни, пританцовывает по музыку. Выполняет хлопки в ладоши под музыку.

Сформированность изобразительной деятельности. Хаотичное рисование на бумаге. При

помощи специальных держателей для карандаша и деревянных трафаретов пытается

воспроизводить изображения.

Сформированность физических навыков. Умеет ловить и кидать мяч. Выполняет хлопки

руками.

4. Индивидуальный учебный план на 2021-2022 учебный год

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.

СИПР составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития.

Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Учебный план для индивидуального обучения

ФИО учащегося на дому

по адаптированной основной общеобразовательной  программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом психофизических особенностей

обучающихся с НОДА (Вариант 2)  (3 класс)

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

(очно)

Количество часов в неделю (заочно)

Всего

1. Язык и речевая

практика

1.1 Речь и альтернативная

коммуникация

1

1

2

2. Математика

2.1.Математические

представления

1

1

2

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий

природный мир

1

1

2

3.2 Человек

1

1

2

3.3 Домоводство

1

2

3

3.4. Окружающий

социальный мир

1

1

2

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

0,5

1,5

2

4.2 Изобразительная

деятельность

1

2

3

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

0,5

1,5

2

6. Технологии

6.1 Профильный труд

-

-

-

7. Коррекционно-развивающие занятия

1

1

2

Итого

9

13

22

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №…»

                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                               

Расписание занятий надомного обучения

ученицы 3 класса

ФИ учащегося

на 2021-2022 уч.год

День недели

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Понед.

11.30-12.10

12.20-13.00

13.10-13.50

1.Окружающий

природный мир

2.Речь и альтернативная

коммуникация

3.Изобразительная

деятельность

1.Окружающий

природный мир

2.Речь и альтернативная

коммуникация

3.Изобразительная

деятельность

1.Окружающий

природный мир

2.Речь и альтернативная

коммуникация

3.Изобразительная

деятельность

1.Окружающий

природный мир

2.Речь и альтернативная

коммуникация

3.Изобразительная

деятельность

Среда

11.30-12.10

12.20-13.00

13.10-13.50

1.Окружающий

социальный мир

2.Математические

представления

3.Домоводство

1.Окружающий

социальный мир

2.Математические

представления

3.Домоводство

1.Окружающий

социальный мир

2.Математические

представления

3.Домоводство

1.Окружающий

социальный мир

2.Математические

представления

3.Домоводство

Пятница

11.30-12.10

12.20-13.00

13.10-13.50

1.Человек

2.Адаптивная физкультура

3.Коррекционно-развивающие занятия

1.Человек

2.Адаптивная физкультура

3.Коррекционно-развивающие занятия

1.Человек

2.Адаптивная физкультура

3.Коррекционно-развивающие занятия

1.Человек

2.Адаптивная физкультура

3.Коррекционно-развивающие занятия

5. Содержание образования

5.1. Базовые учебные действия

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

Развитие коммуникативных качеств

- понимает ситуацию нахождения на уроке: звонок, садимся за парту, выполняем задания, звонок, урок закончен.

+

Формирование учебного поведения

- направляет взгляд (на говорящего взрослого, на задание);

+

- умеет выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

+

- использует  по назначению учебные материалы

-

- умеет выполнять действия по образцу и по подражанию.

чп

Формирование умения выполнять задание

- в течение определенного периода времени;

- от начала до конца;

зп

- с заданными качественными параметрами.

-

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

- садится выполняет отдельные задания

чп

- проявляет интерес к занятиям.

+

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

Речь и альтернативная коммуникация

Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

 

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Выражает просьбу звуком (жестом)

+

2

Использует  предметы  для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом

+

3

Пишет печатными буквами отдельные слова (1-2 слога)

зп

4

Проявляет интерес к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

зп

5

Самостоятельно работает в прописях – штрихует, пишет отдельные буквы.

-

Математические представления

Цель: Формирование элементарных математических представлений.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Различает  предметы по форме, величине;

+

2

Различает, сравнивает множества один- много.

+

3

Пересчитывает предметы в пределах 10 с ответом на вопрос: сколько?

зп

4

Соотносит количество предметов с цифрой самостоятельно.

чп

5

Самостоятельно пишет цифры в пределах 10.

чп

Окружающий природный мир

Цель: формирование целостной картины мира на основе эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Имеет представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы

зп

2

Знает и различает части суток

чп

3

Дифференцирует времена года по характерным признакам

зп

4

Выполняет практические задания с объектами неживой природы

чп

5

Заботливо и бережно относится  к растениям и животным, умеет ухаживать за ними.

-

Человек

Цель: Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Ориентируется в собственном теле.

чп

2

Имеет представления о своей семье, взаимоотношениях в семье

зп

3

Соотносит себя со своим именем, своим изображением на фотографии.

чп

4

 Отнесит себя к определенному полу.

+

5

Умеет определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания.

+

6

Умеет соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).

+

Окружающий социальный мир

Цель: Формирование представлений о человеке.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Соотносит предметы мебели по названиям.

п

2

Соотносит продукты питания и напитков по названиям.

сш

3

Соблюдает правила поведения на уроке.

чп

4

Имеет представление о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, продавец и т.д.).

+

5

Имеет представление о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),

+

Домоводство

Цель: Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Умеет соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: уборка, работа на кухне, др

зп

2

Умеет соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов

зч

3

Умеет использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику (пылесос), соблюдая правила безопасности.

зп

Музыка и движение

Цель: помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Слушает музыкальные произведения.

п

2

Наблюдает за движениями под музыку.

чп

Изобразительная деятельность

Цель: корригировать недостатки восприятия, наглядно-образного мышления.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Режет ножницами по прямой линии.

чп

2

Разминает пластичные материалы: пластилин, тесто, глину.

о

3

Самостоятельно выполняет предметную аппликацию по подсказке учителя.

п

4

Положительно относится  к занятиям.

+

Адаптивная физкультура

Цель: оптимизация физического состояния и развития ребенка.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Принимает ситуацию нахождения на уроке.

чп

2

Выполняет двигательное действие определенное количество раз.

-

3

Ловит и бросает мяч.

зп

Коррекционно – развивающие занятия

Цель: Обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

№ п/п

Специфические цели, замечания к их реализации

1 полугодие

2 полугодие

1

Ориентируется в собственном теле.

чп

2

Складывает, сминает и разглаживает бумагу.

чп

3

Заполняет панель мозаикой по заданию.

чп

5.3. Нравственное воспитание.

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

Умение выражать свои желания, делая выбор;

умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;

контроль своих эмоций и поведения.

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Содержание

Наблюдения

Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.

Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.

Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.

Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Безопасное поведение в окружающей среде;

умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

Учитель:

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

7. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Отчет о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

- индивидуальные консультации родителей со специалистами;

- индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Соблюдение режима дня», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально - бытовых навыков».

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

- участие родителей в разработке СИПР

- присутствие родителями уроков/занятий;

- консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

Организация регулярного

обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

- информирование электронными средствами;

- личные встречи, беседы.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

«Математические представления» включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала; пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; карточки с изображением цифр, макеты циферблата часов; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

«Окружающий природный мир» включает: наглядный изобразительный материал (фотографии, рисунки для демонстрации); изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания.

«Человек» включает: предметные и сюжетные картинки с изображением членов семьи ребенка;

«Домоводство» изображения (картинки, фото) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, бытовой техники;

«Окружающий социальный мир» сюжетные картинки с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

«Музыка» изображения (картинки, фото) музыкальных инструментов. Аудиозаписи, (записи со звучанием музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на различных инструментах).

«Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото) спортивного, инвентаря, мяч.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

  Условные обозначения:

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Я, __________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка __________________________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

специалистами МБОУ школы №8. Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов и посещать занятия согласно расписанию. О возможном не достижении планируемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств предупрежден(а).

Подпись родителя\законного представителя: _______________________

Динамика обучающегося:

В конце первого полугодия_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результативность обучения (на конец учебного года)___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала СИПР__________________________Подпись специалиста___________________

Дата окончания СИПР _______________________Подпись родителя ___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных окончаний глаголов

Начальное обучение  должно заложить фундамент дальнейшего развития школьников и успешного овладения основами наук. Исходя из общей задачи развития личности и принимая во внимание особое мес...

Тема: Правописание личных безударных окончаний глаголов.

Тема: Правописание личных безударных  окончаний глаголов....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме" Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Презентация к уроку русского языка по теме "Написание безударных суффиксов глагола в прошедшем времени" в 4 классе по ПНШ...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов"

На данном уроке, опираясь на полученные ранее знания, составляется схема-алгоритм определения спряжения глаголов....

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...