Правописание безударных окончаний глаголов
методическая разработка по русскому языку по теме

Шикина Инна Викторовна

 

Начальное обучение  должно заложить фундамент дальнейшего развития школьников и успешного овладения основами наук. Исходя из общей задачи развития личности и принимая во внимание особое место начальной ступени в системе школьного образования, следует определить педагогическую спе­цифику данной ступени как работу над общим развитием детей.

Эта работа осуществляется в процессе систематического усвоения школьниками знаний и навыков, определяемых программами начальных классов; развитие, с одной стороны, и усвоение зна­ний и навыков - с другой, ни в коей мере не противопост­авляются. Оба эти процесса представляют органическое единство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_glagolov.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК – РОДНОЙ ЯЗЫК

Шикина И.В.

 Начальное обучение  должно заложить фундамент дальнейшего развития школьников и успешного овладения основами наук. Исходя из общей задачи развития личности и принимая во внимание особое место начальной ступени в системе школьного образования, следует определить педагогическую спе цифику данной ступени как работу над общим развитием детей.

Эта работа осуществляется в процессе систематического усвоения школьниками знаний и навыков, определяемых программами начальных классов; развитие, с одной стороны, и усвоение зна ний и навыков - с другой, ни в коей мере не противопост авляются. Оба эти процесса представляют органическое единство.

Русский язык, 4 класс.

Тема урока: Правописание безударных окончаний глаголов.

Тип урока: закрепление изученного.

 Эпиграф:  «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и          

                      поистине волшебный русский язык».

                                                                   К.Г.Паустовский  

Цель обучающая:

  1. Закрепление знаний о личных окончаниях глаголов I и II спряжения во 2 лице ед. ч. и мн. ч.
  2. Учить определять I и II спряжение глаголов.

Цель развития:

  1. Добиваться безошибочного определения I и II спряжения глаголов,  
  2. правописание безударных окончаний глаголов,
  3. умение грамотно и безошибочно писать,
  4. развивать речь учащихся, мышление, память.

Цель воспитания:

  1. Прививать через урок любовь к русскому языку.
  2. Воспитывать аккуратность и усидчивость.

Оборудование:

          -     Слайды презентации «Русский язык в картинках», картина осени, Полякова А.В. Учебник. Русский язык. 4  класс. – М.: Просвещение,2001:  музыка песни «Чему учат в  школе».

Методы обучения.

  1. Словесный (беседа, рассказ,  объяснение).
  2. Наглядный (картина,  слайды, тестовые карточки).
  3. Практический (работа у доски, самостоятельная работа).

Логика процесса усвоения знаний:

  1. осмысление; запоминание; обобщение; восприятие.

Деятельность учителя:

  1. подготовка к обобщению изученного материала;
  2. создание проблемной ситуации;  
  3. аналитико – синтетический метод;
  4. закрепление и обобщение   ранее изученного;
  5.  побуждение к познавательной деятельности учащихся;
  6. развитие и воспитание детей;
  7. беседа учителя с учеником.

Деятельность учащихся:

  1. Развитие речи.
  2. Комментированное письмо.
  3. Мобилизация прежних знаний.
  4. Познавательная и мыслительная деятельность.

-   Систематизация полученных знаний.

     -    Обобщение знаний.

  1. Самостоятельная работа с учебником и по тестовым карточкам.

Ход урока:

Сообщение темы урока.

Тема: Правописание безударных окончаний глаголов.

  1. Развитие речи.
  1. Какое время года наступило?
  2. Что вы можете сказать о природе?
  3. Посмотрите на картинку.
  4. Какая осень отражена на этой картине?
  5. По каким  приметам вы это определили?
  6. А теперь прочитайте строки стихотворения, записанные на доске              «… совсем – совсем немного

              Ждать зимы седой осталось.»

  1. Вспомните, кому принадлежат эти строки стихотворения и как оно  называется?  (С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»)
  2. Можно ли соотнести эти строки стихотворения и картину. (нет) (Есенин описал позднюю осень накануне зимы. А на картине октябрьская осень.)
  3. А теперь запишем предложение с комментированием и разберём его по членам предложения и по частям речи.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает первый мороз.

Работа  над темой урока.

  1. Повторение:  синонимы и антонимы.     
  1. Что такое синонимы? (близкие по смыслу  слова)
  2. Что такое антонимы? (противоположные по смыслу  слова)

а)   К глаголам подобрать  синонимы

Стучать – (бить, колотить, барабанить)

Бросить – (кинуть, метнуть)

б)   К глаголам подобрать  антонимы.

       

Встречает – провожает

                                                                        настоящее время (что делает? что делают?)

Находит – теряет

Усилит – ослабит

                                                                        будущее время (что сделает? что сделают?)

Откроет - закроет

                                                     

  1. Какие у глагола окончания? (безударные)
  2. Докажите, почему написала в безударных окончаниях такую букву.
  3. Как  проверить безударные окончания  глагола?
  4. На какие 2 группы можно разделить эти  глаголы?
  5. На какие вопросы отвечает настоящее время? (что делает? что делают?)

                                                       будущее время? (что сделает? что сделают?)

 Работа над глаголами настоящего и будущего времени.

  1. А теперь поработаем над глаголами настоящего и будущего времени. (Указать лицо и число)
  2. Лицо бывает у каких глаголов? (гл. настоящего и  будущего времени)
  3. У каких глаголов нельзя определить лицо? (прошедшего времени)

Угощает (3 лицо, ед. ч.), увидят (3 лицо, мн. ч.), помогает (помочь) (3 лицо, ед. ч.), налетели (прошедшее время нет лица, мн. ч.), усядутся (3 лицо, мн. ч.).

  1. В каком числе глаголы? (ед. ч., мн. ч.)
  2. В каком лице? (в 3 лице)
  3. Что помогло вам определить лицо глаголов? (местоимение)

                           

1 лицо           я                 мы

2 лицо          ты                вы

3 лицо      он, она, оно,   они

  1. Что можно сказать о глаголах? (изменяется по лицам и числам  в настоящем и будущем времени)

А это и есть спряжение.

Хором


Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.


Итак:

I спряжение     II спряжение

-ут                    -ат

-ют                   -ят

- е                    - и

 Динамическая пауза.

                                Вышли мышки как–то раз,

                                Посмотреть который час.

                                Раз, два, три, четыре-

                                Мышки дёрнули за гири.

                                Вдруг раздался страшный звон.

                                Побежали мышки вон.

                      Упражнение под музыку «Чему учат в школе».

Теперь мы работаем над безударными окончаниями глаголов 2 лица ед., ч.  (ты)                                   

Придумать по аналогии свои глаголы, например, ты поёшь, …, ….

  1. Что  общего есть у всех глаголов 2 лица ед., ч.? (ь знак)
  2. Какие окончания?  (- ешь, - ишь )
  3. Давайте понаблюдаем над безударным  окончанием  глаголов.
  4. Я  называю глаголы, вы ставите их во 2 лицо ед., ч., выделяете окончание.

(сверкать)        сверкаешь          (охватить)          охватишь

(играть)            играешь             (морозить)          морозишь

(перелетать)    перелетаешь      (подбросить)      подбросишь

об.явить

об.ехать

        

  1. Какие  буквы пропущены? (ъ)
  2. Когда  пишется ъ знак?

Правило (хором)

 

Разделительный  ъ знак пишется у глаголов после    оканчивающихся на согласную, перед гласными е, ё, ю, я, обозначающих два звука.

 

 Закрепим: (объехать)            объедешь           (объявить)       объявишь

Итак.

  1. Как проверить безударное окончание глагола?

  1.  лицо ед. ч. имеет         - ешь , - ишь

 Закрепление. Самостоятельная работа:

(кто выполнит раньше, дополнительно работает по карточкам)

  1. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение, выделите окончание.

     Перекрас…шь, почерне…шь, разряд…шь, побед…шь, плач…шь, согр…шь.

(если останется время, придумать и записать по одному слову I и II  спяжения. с окончанием – ешь, -ишь)

  1. Какие окончания написали?  (-ешь, -ишь)
  2. Что пишется на конце? (ь)
  3. Проверка по ключу. Поставили оценки.

2.  Работа по учебнику упр. 181

 Домашнее задание  

упр. 174 (первый вариант выписывает слова во 2 лице ед., ч.,  а второй вариант в 3 лице мн., ч.)

Итог урока.

Наш урок подошёл к концу.

Что вы хотите сказать об уроке?

Чему научились?

Что особенно понравилось на уроке?

Выставление оценок.

              Урок достигает  цели, если  поставленные задачи   выполнены. Учащимся на уроке   интересно, когда он насыщен не только ииформативно но и эмоционально, когда темп урока не позволяет расслабиться и отвлечься на постороннее, все с неизбежностью принимают активное участие в работе.

          Самостоятельная работа показала, что 94,4% учащихся с заданием справились. А значит, знания приобретённые по этой теме усвоены.  

      Усвоенный материал поможет учащимся легко и быстро справиться с выполнением домашнего задания.

                                         Литература.

В. А. Кустарёва.  Методика грамматики и орфографии в начальных классах. –  М.; «Просвещение» 1979.

Э. Н. Осипова.  Программа развивающего обучения. – «Архангельск»

1993.

А. В. Полякова.  Русский язык. 4 класс (методические рекомендации).-  «Инфолайн» 1995.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний глаголов » в 4 –м классе УМК « Начальная школа XXI века»

Урок русского языка по теме " Правописание безударных окончаний глаголов" в 4-м классе разработан согласно программе.Использование на уроке парной. групповой. самостоятельной форм работы позволяют каж...

Презентация "Правописание безударных окончаний глаголов"

Данная презентация предназначена для сопровождения урока русского языка в 4 классе (учебник Т.Г.Рамзаевой)...

Урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ"

Урок для 4 класса по системе Занкова.  Тип урока: урок рефлексии.Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных о...

Проект урока мастера по русскому языку в 4 классе " Правописание безударных окончаний глаголов"

Психолого-педагогическая характеристика класса.                         Сп...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения"

Конспект (с презентацией)  урока русского языка в 4 классе по теме " Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения". Название урока: "Добро и зло"...

Конспект (презентация) в 4 классе "Правописание безударных окончаний глаголов"

Конспект урока разработан по программе "Начальная школа XXI века".Соответствует стандартам ФГОС.Разработка сопровождается презентацией. В конспект включены тема, цели, задачи и оборудование к уроку. У...

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов

Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....