Урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок для 4 класса по системе Занкова.  Тип урока: урок рефлексии.

Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка21.42 КБ

Предварительный просмотр:


ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Тип урока: урок рефлексии.

Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов.

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).

Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.

Задачи урока (для учащихся):
– учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;
– учиться ставить учебные задачи;
– учиться организации работы в парах и в группах;
– систематизировать знания о грамматических признаках глагола;
– научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;
– научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;
– учиться контролировать и оценивать себя.

Ход урока

Организационный момент.

– Настрой на продуктивную работу,
– запись числа и слов
Классная работа.

I. Чистописание.

Н а   д о с к е:

буря  ураган  тайфун  шторм

– Что объединяет эту группу слов?

II. Работа над лексическим значением слов.

 Прочитайте данные слова и покажите стрелочками верные значения слов. (Работа у доски.)

буря                        ветер необычайной силы

ураган                ветер огромной разрушительной силы

тайфун                буря на море, в океане

шторм                ненастье с сильным разрушительным ветром

 Составьте предложение со словарным словом ураган.

– От каких из данных слов можно образовать глагол? (Шторм – штормить.)

 Составьте сложное предложение, используя глагол штормить в прошедшем времени.

III. Запись предложений под диктовку.

Буран швыряет снегом и заливается жутким воем.

Ветер дул порывисто и сыпал брызги с зелёных деревьев.

Свежий ветер дул с моря, где в темноте сверкали далёкие маяки.

Ветер спит, птица дремлет, не колышется ни одна ветка.

 Укажите время и спряжение глаголов.

 Выполните синтаксический разбор предложений.

П р о в е р к а.

Растаял в поле снег леса повеселели

Даль заливных лугов лазурна и ясна

Стыдливо белая береза зелене..т

Проход..т облака все выше и нежней

А ветер суш..т сад и мягко в окна ве..т

Теплом апрельских дней.

                        И. А. Бунин

 Прочитайте. Расставьте пропущенные запятые. Назовите глаголы совершенного вида, несовершенного вида.

 Вставьте буквы. Определите спряжение глаголов.

4. Р а б о т а  над лексическим значением слова и правильным употреблением глаголов.

1) Просить, мечтать, умолять, выпрашивать, хотеть, клянчить, желать.

 Прочитайте. На какие две группы можно распределить данные глаголы? (По спряжениям; на группы синонимов.)

 Запишите в две группы близкие по смыслу глаголы.

П р о в е р к а.

просить                      мечтать

умолять                      желат

выпрашивать             хотеть

клянчить      

2) Составление словосочетаний с употреблением глаголов во 2-м лице настоящего времени.

Просишь (кого? о чём)

Умоляешь (кого?)  

Выпрашиваешь (у кого? что?)

Клянчишь (у кого? что?)

Мечтаешь (о чём?)

Желаешь (что?)

 Определите склонение и падеж имён существительных.

Хочешь на саночках кататься, люби и саночки возить.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов:

День прибавля...ся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп… снег. Вскро…ся река. Прилет…т первый вестник весны: грач.
Я люблю это время года и жду его. Ты ид… по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…ся ярким синим небом.

– Какие глаголы не подходят к теме урока? (С ударным окончанием.)
– Запишите текст, укажите грамматические признаки глаголов.

Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Со всеми поставленными задачами вы справились?
– На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?
– При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения.)
– В каком числе стоят все глаголы в тексте для самостоятельной работы? (В единственном.)
Дома продолжите работу с этим текстом: измените его так, чтобы глаголы, где это возможно, стояли в том же лице во множественном числе.
– Спасибо за урок!

Дети объясняют смысл пословицы. Указывают спряжение глаголов.

Списать, дополнить их глаголами, противоположными по смыслу.

От радости смеются, а от горя _____.

Мир стро.т, а война _______.

Дождик вымоч.т, а солнышко ________.

Ласточка день начина.т, а соловей _____.

Смелый наступа.т, а трус отступа.т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...

конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов"4 класс

Отрабатывание навыков определения спряжения...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

карта к уроку русского языка "Безударные окончания существительных" 3 кл ПНШ

Технологическая карта урока  Учебный предмет: русский язык Класс: 3 «а» класс Автор УМК: Н.А.Чуракова «Перспективная начальная школа». Тема урока: Работа на...

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе, закрепление знаний о склонениях имен существительных.Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в единственном числе", 3 класс, УМК "ПНШ"

Тема: «Безударные окончания существительных в единственном числе» Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании безударных падежных окончаний существите...