Главные вкладки

    карта к уроку русского языка "Безударные окончания существительных" 3 кл ПНШ
    учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

    Гомон Наталья Владимировна

    Технологическая карта урока

     

    • Учебный предмет: русский язык

     

    • Класс: 3 «а» класс

     

    • Автор УМК: Н.А.Чуракова «Перспективная начальная школа».

     

    • Тема урока: Работа над ошибками.  Безударные падежные окончания существительных 1 и 2 склонения единственного числа.

     

    • Тип урока: урок комбинированный

     

    • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
    • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
    • Предметные:

    Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1- и 2-го склонения; уметь определять склонение имени существительного, правильно писать падежные окончания существительных; работать с Орфографическим словарём, с Обратным, Толковым и Словарём устойчивых выражений.

     

    • Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
    • Регулятивные:  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
    • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
    • Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_rus.yazyka_3_kl.docx38.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    • Учебный предмет: русский язык

    • Класс: 3 «а» класс

    • Автор УМК: Н.А.Чуракова «Перспективная начальная школа».

    • Тема урока: Работа над ошибками.  Безударные падежные окончания существительных 1 и 2 склонения единственного числа.

    • Тип урока: урок комбинированный

    • Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
    • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
    • Предметные:

    Уметь правильно писать безударные окончания существительных в единственном числе; определять склонение, число и падеж существительного; правильно писать окончания существительных 1- и 2-го склонения; уметь определять склонение имени существительного, правильно писать падежные окончания существительных; работать с Орфографическим словарём, с Обратным, Толковым и Словарём устойчивых выражений.

    • Личностные: в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
    • Регулятивные:  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
    • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
    • Коммуникативные: донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.


    Ход урока.

    1.Самоопределение к деятельности (мотивация к учебной деятельности)

    Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

    Деятельность учителя.

    Деятельность ученика.

    Наглядность

    - Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые ребята.

    –На уроке понадобятся: учебники, ручки, простые карандаши, тетради.

    - Откройте тетради и запишите число.

    - Вчера на уроке проводилась проверочная работа, сейчас мы проведем работу над ошибками, у существительных нужно определить склонение и падеж (под диктовку)

    Подарил внучке, напоил из чашки, потерял на прогулке, свернул с дорожки, вышел на остановке, стоит в комнате

    - Записывают число и классная работа

    - Анализ работ

    Развития познавательных интересов, учебных мотивов

    2.  Актуализация знаний.

    Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

    - Прочтите эти словосочетания, проанализируйте орфограммы.

    -Скажите, какое задание нужно  выполнить?

    -Можно ли сразу правильно написать окончание?

    - Что для этого нам необходимо сделать?

    -Какие у нас получились окончания?

    - Что надо сделать, чтобы правильно написать  безударные окончания у существительных? Какие выполнить шаги?

    - Выполните это задание

    -Проверка  с доски.

    -С какой частью речи мы сегодня будем работать?

    -С какой орфограммой мы будем работать?

    -Это не просто безударное окончание, а еще оно какое?

    - Так какова же теме нашего сегодняшнего урока? Сформулируйте ее.

    - Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.

    - Вставить пропущенные окончания.

    - Нет.

     - Поставить ударение в словах.

    - Безударные окончания.

    -  поставить существительное  в начальную форму; определить склонение и падеж или подобрать опорное слово.

    Обучающиеся выполняют задание

    вписывание  окончаний в словосочетания ( 1 у доски)

    - С существительным.

     

    - С безударным окончанием.

    - Падежное.

    - Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения единственного  числа.

    -Показывают уровень умения на «шкале успеха», которая нарисована на полях тетради)

    Работа с доской

    Ездить  на  автомобил….;

    Лежать на диван…;

    Написал дяд…;

    Говорить о друг…

     

    Алгоритм действия:

    Ставлю существительное

     в начальную форму: ед.ч., И.п.

    Определяю тип склонения

    1, 2, 3 скл. и падеж

    Смотрю стр.6 и определяю окончание или подбираю ОПОРНОЕ СЛОВО

    Тема:

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного  числа.

    Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

    Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

    Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    3. Формулировка цели урока и постановка учебных задач

    Цель этапа: подбор вопросов  для постановки цели урока и путей ее решения

    - Так какова же цель нашего урока?

    - Сформулируйте учебные задачи.

    - Научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.

     - Учиться ставить имя существительное в начальную форму;

    - научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени  существительного;

    - запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

    - научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания.

    Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

    Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    4. Работа над решением поставленных задач.

    1) Проведение исследования. Сопоставление падежей.

    Цель этапа:

    - А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Я раздала задание двум группам, на которых написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.   После этого вам нужно будет доказать свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.

    - Пока ребята выполняют задание в группах, мы проведем небольшую работу. Задание будет следующее: поставь  существительные  из скобок  в нужный падеж, обозначь  склонение и падеж.

    - Проверка.

    Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа?

    - Оцените  свою работу в группе с помощью сигнальных карточек.  Если вы довольны работой своей группы, вы работали дружно, то покажите карточку зеленого цвета, если вы не очень довольны работой своей группы, вы считаете, что могли бы работать лучше, то покажите карточку желтого цвета,  если вы не довольны работой своей группы, то покажите карточку красного цвета.

    Работа в группах.

    1группа. Задание.

    1.

    Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

    2.

    Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - е, в дательном и предложном падеже окончание – и.

    Вывод: нам надо доказать верность  утверждения, что у существительных 1-го склонения

    ______________________________________

    Воспользуемся для доказательства опорными словами

    Р.п.___________________________________окончание

    Д.п. ___________________________________окончание

    П.п. ___________________________________окончание

    Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным..

    2 группа.

    1.

    Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – е.

    2.

    Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – и.

    Вывод: нам надо доказать верность   утверждения, что у существительных 2-го склонения

    ___________________________________________________

    Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

    П.п. ___________________________________окончание

    Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным, а второе утверждение будет неверным.

    (2-е у доски)

    Говорить о (книга, друг).

    Рассказать о (сказка, спектакль).

                 

                           1 скл.            2 скл.                    

    Р.п.               – И                   -                

    Д.п.               –Е                    -                  

    П.п.               –Е                  -Е                

    -Оценка работы группы с помощью сигнальных карточек: зеленого, желтого, красного цветов.

    Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

    Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

    Физминутка. Упражнение в определении типа склонения по начальной форме.

    Цель этапа: упражняться в определении склонения имен существительных в единственном числе.

    - Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного падежного окончания имени существительного?

    - Ребята, вы усердно трудились и, наверное, устали?

    - Если это имя существительное относится к 1 склонению вы хлопаете в ладоши, если ко 2 –  топаете ногами,  ну а если к 3- приседаете. Дождик, словечку,  кровать,   дорога, лес, степь, крылечко, за домом,  при дочери, в лесу, над облаком, с новостью, на линейке,   у входа.

    -Поставить имя существительное в начальную форму И.п., ед.ч, для того, чтобы определить тип склонения. От типа склонения зависит какая буква будет в окончании.

    Физминутка.

      

    Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; (П)

    Оценивание усваемого содержания (Л)

    Контроль, коррекция, оценка (Р)

    3). Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.

    Практическая работа по отработке действия по алгоритму

    Цель этапа: закреплять изученные  знания; выявить пробелы изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

    - На столах у вас лежат карточки, возьмите их.  Прочитайте задание.

    - Оцените себя. Нарисуйте на полях тетради 2 кружка. Если задание показалось вам легким, то закрасьте кружок зеленым цветом; если оно вызвало у вас затруднение, то закрасьте его желтым цветом; ну,  а если задание показалось вам очень тяжелым, то закрасьте кружок красным цветом.

    -Проверка задания проводится с доски, ошибки анализируются и исправляются.

    - Оцените себя после выполнения задания.  Если задание выполнено правильно, то закрасьте кружок зеленым цветом; если есть ошибки, то закрасьте его желтым цветом; ну, а если задание выполнено полностью неправильно, то закрасьте кружок красным цветом.

    -Покажите с помощью сигнальных карточек, как вы выполнили задание.

    - Чтение задания.

    - Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж у этих слов.

    Выполнение задания. Самостоятельная работа.

    На белой скатерт…  снегов видны следы рыс….  От ёлк  к ёлк… прыгает шустрая  белка. На берёз…  лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл… от такой тяжест….

    - Самооценка выполненного задания.

    -Самопроверка задания.

    - Самооценка выполненного задания после проверки.

    - Работа с сигнальными карточками.

    Текст задания на доске 

    Текст выполненного задания на доске

    Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

    Оценивание усваемого содержания (Л)

    Контроль, коррекция, оценка  

    Оценивание усваемого содержания (Л)

    Контроль, коррекция, оценка (Р) (Р)

    5. Информация о домашнем задании.

    -Запишем домашнее задание

    Записывают домашнее задание в дневник

    6.  Итог урока.  Рефлексия.

    Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

    -Какое умение мы оценивали в начале урока?

    -Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных  еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

    -Кому стало легче определять безударные окончания имен существительных? Поднимите руки.

    -Кто остался на том же уровне? Поднимите руки.

    -Как оцениваете свою работу?  Расскажите по схеме. Работа по самоанализу.  

    - Правописание безударных падежных  окончаний имен существительных   единственного  числа.

    Работа со «шкалой  успеха». Самооценка 

    - Ответы детей. Самоанализ своей работы. На уроке.

     

     На доске

    Я сегодня на уроке учился____________

    Я работал с ______ настроением.

    Я_______ доволен собой.

    Я испытывал затруднения, когда _________________ .

    Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

    Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

    Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка «Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»

    Урок русского языка в 3-м  классе по теме: «Окончания существительных во множественном числе в  родительном  падеже» УМК "ПНШ" ...

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

    Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)

    Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...

    Конспект урока русского языка "Окончание как часть слова" 2 класс

    В конспекте урока представлена тема "Знакомство с окончанием как частью слова". Урок построен на материале учебника Иванова по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока выстроен с помощью те...

    ТК урока. Русский зык. Окончание. Основа..d

    ТК урока. Русский зык. Окончание. Основа. 3 класс. Перспектива....

    Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе :"Падежные окончания имён существительных 3 склонения".

    Цель:создать условия для совершенствования умений различать и проверять безударные окончания существительных;  для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных 3 скл...

    Конспект урока русского языка «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование навыка определения падежа у имен существительных во мн.ч., написания падежных окончаний существительных во мн.ч.; развитие орфографической зоркости путем нахожд...