Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте_ Тема- __Буквы Т, т
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Мартынова Елена Алексеевна

Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте_ Тема- __Буквы Т, т

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Буквы  Т, т, обозначающие звуки [т] и [т’]»

Цели: познакомить с согласными звуками [т] и [т’]; уметь находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с этими звуками, читать слова с изученными буквами; познакомить с отрывками из сказок А. С. Пушкина; развивать речь, логическое мышление.

Предметные результаты:

Научатся: находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками, различать их по твердости и мягкости, читать слова с изученными буквами, текст, предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

УУД

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, договариваться, приходить к общему решению.

Личностные результаты:

Установка на эстетические потребности, ценности, чувства (благородство души, стремление к добру и справедливости, к пониманию красоты, общечеловеческой духовности), уважительное отношение к иному мнению.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент. (1 мин)

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

  1. Актуализация знаний. (2 мин)

Игра «Буква заблудилась»

- Давайте проверим, правильно ли буквы нашли свой домик?

       

     н с ы

     к    

 а    о    

     и   у

- Какая буква заблудилась? Почему?

- Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они?

- Гласные, потому что обозначают гласные звуки.

- Какие буквы живут в белом домике? Почему?

3. Постановка темы и цели урока. (1 мин)

- Все ли буквы русского алфавита мы с вами знаем? (Нет).

- Значит, наша цель сегодня на уроке узнать еще одну букву алфавита.

Речевая разминка («Губки», «Свеча», «Хомячок», скороговорка)

 (1 мин)

  1. Работа над новым материалом. (1 мин)

   Фонетическая зарядка.        

- Как тикают часы? (тик-так)

- Какие звуки слышим в начале каждой части?

- Какая тема урока?

- Чему будем учиться?

Физкультминутка (Тик-так) (1 мин)

(наклоны вперед-назад)

Тик-так, тик-так.

Все часы идут не так.

А как?

(наклоны вправо-влево)

Тик-так, тик-так.

Все часы идут вот так.

Исследовательская работа (Приложение 1)(10 мин)

Формируются разноуровневые группы  из 3-4-ех учащихся (слабые ученики переходят к Миранде К., средние и сильные ученики путем поворота к соседней парте и перемещения по классу)

Задание слабой группе: найти слова, начинающиеся на букву «Т» и закрасить кружок коричневым цветом.

Задание группе из средних и сильных учеников: дать характеристику звуков [т][т’] в начале, середине и конце слов.

Отчет групп.

Выводы:

Звук [т] – согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

Дополнительное задание:

- Как разделить слова на 2 группы (по твердости и мягкости согласного звука). 

Звуковичок. Какой буквой обозначим? 

- Как и другие звуки, звуки [т ] и [т,] на письме обозначаются значком-буквой, это буква ТЭ.

- На что похожа буква Т?

                                    Буква Т стоит на крыше:

                                    Телевизор в доме том.

                                    Т в антенну превратилась

                                    И на крыше очутилась.

Открываем картинку, букву Т на ленте букв.

  1. Физкультминутка. (1 мин)

 

Есть в слове звук – хлопки,

Нет звука – притопывание.

Тигр, ручка, суббота, кот, среда, стекло, пятница, тарелка, дверь, книга, тетрадь, дом.

  1. Знакомство с буквами Т, т. (7 мин)

 

На слайде печатные буквы Т, т.

 - Откройте Азбуку на странице 53. Посмотрите еще раз на печатные буквы Т, т.

 - Повторим хором имя этой буквы.

Работа по иллюстрации.

 - Рассматривайте иллюстрацию и послушайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Учитель зачитывает отрывок.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая  цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

 - О ком говорится в стихотворении? (об ученом коте)

 - Посмотрите на иллюстрацию, составьте предложение об ученом коте. (Ученый кот ходит.).

 - Сколько слов в этом предложении?

- Вам нравятся сказки? Когда мы выучим все буквы и научимся читать, вы сможете прочитать много сказок.

 - Назовите еще предметы на картинке, в названии которых есть звуки [т] и [т,]. (ступа, метла, терем)

 - Возьмите простой карандаш и подчеркните все буквы Т, которые найдете в стихотворении за 1 минуту. Умеющим читать – прочитать стихотворение. (Во время работы учитель следит за осанкой детей)

7. Физкультминутка для глаз. (1 мин)

   

8. Работа по развитию речи. (8 мин)

   

Составление текста по заданному началу.

Необходимо закончить предложение подходящим по смыслу словом на букву Т.

У Ромы и Жоры есть….. (телевизор)

Однажды они смотрели, как правильно варить… (тыкву).

Также из передачи мальчики узнали о пользе… (творога).

Чтение слогов с буквой Т.

 - Чтобы много знать, надо уметь читать. Этим мы сейчас и займемся. Читаем слоги с буквой Т и договариваем до целого слова.

На доске:   та, то, ту , ты, ти                            ит, от, ыт, ат, ут.

(тарелка, том, туфли, тыква, тигр)             (кит, кот, сытый, каток, утюг)

Чтение слов с буквой Т.

 - Продолжим упражняться в чтении слогов, слов и предложений в азбуке на стр. 53.

Составить схему предложения:

У Тани кот. (на доске)

Собери слово.

У вас на столе есть лента букв (Приложение 2). Красным карандашом подчеркните гласные, а простым согласные буквы.

 Пара, которая выполнила задание, берётся за руки.

Проверка:         а, о, у, ы, и – гласные          н, к, с, т – согласные

9. Итог урока. (1 мин)

  - С какой буквой познакомились сегодня на уроке?

 - Какие звуки она обозначает (согласные мягкий и твердый)

 - Настроение на уроке (смайл

 Цели урока:


1. Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного текста.
2. Развивать образную память, координацию движений, мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость. Закрепить знания о видах соединения букв при письме, научиться соединять строчную к с другими буквами. Учить детей различать слова и предложения. Упражнять детей в звуковом анализе слов, делении слов на слоги
Формировать:
- учебно-коммуникативные умения: умение слушать учителя, одноклассников; слушать объяснение учителя и усваивать основные положения;
- учебно-организационные умения: самостоятельно готовить рабочее место для урока письма, соблюдать гигиенические требования во время письма (посадка при письме, держать правильно ручку); умение работать в заданном темпе;

3. Воспитывать положительное отношение к письму как в виду речевой деятельности.
Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке.
Воспитывать аккуратность, любовь к русскому языку.

Оборудование: таблица «Звуки речи», сюжетная картина «Поезд», вагончики для штриховки (24 шт.), элементы букв (12 наборов), образцы штриховок - большие вагончики, рисунок Принца, схемы слов, трафареты для обводки букв (10 шт), кисточка, модульная сетка- начертить на доске.
Ход урока

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять -

Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

(Аутотренинг-релаксация) "Сотвори в себе солнце"
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем (руки в стороны).
-Сегодня утром я на своем столе нашла какое-то письмо.
Здравствуете, дорогие ребята.

Я принц из сказки. Меня заколдовала злая ведьма. Сам прийти я к вам побоялся, но очень прошу вас помочь мне. Расколдовать меня, можно только, если вы будете дружные, правильно отвечать на вопросы и выполнять все мои задания. За каждое задание можно получить звезду. Чем больше вы их насобираете, тем быстрее уйдет колдовство злой ведьмы, и я снова стану Принцем. Я очень жду этого момента и очень надеюсь на вас.
- Ребята, вы согласны помочь? Чтобы помочь принцу, отправимся в путешествие, во время которого и будем выполнять все его задания.
- А на чем будем путешествовать, узнаете, отгадав загадку.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

-Какой звук издает поезд? (У-у-у)
(Дети гудят, имитируют движение поезда, и раскачиваясь в такт, хором читают стихотворение)
Торопится поезд,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
(На доске иллюстрация поезда)

II. Актуализация опорных знаний.

- А вот и первая остановка - Разминка (прикрепляю рисунок станции).

1 ост. Поиграем в игру «Доскажи словечко»
Звуки бывают ... (гласные и согласные)
При произнесении гласного звука воздух проходит ..... (свободно), не встречает преграду.
Буквы бывают печатные и .. .(прописные)
Прописные буквы бывают заглавные и ... (строчные).
Сколько в слове гласных, ...(столько и слогов)
Начало предложения пишется с ...
Предложение выражает ... (законченную мысль)
В конце предложения может стоять .. (. ? !)

-Вы правильно отвечали на вопросы, все были активны, класс получает первую звезду.

2 ост. Движение поезда продолжается. Вторая остановка - Художники.
Разминка рук и упражнения в рисовании и штриховке вы должны хорошо подготовить руку к письму. Повторяйте упражнения за мной. 1.Начнем с массажа пальцев (Этот пальчик ...).
2. Заведем мотор машины. (Вращение кулачков.)
3. Покажите, как работает наше сердце. (Сжимание и разжимание кулачков.)
4. Цепочки, колечки, курочки, молоточки, пальцы здороваются,

Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими помощниками для вас.
Штриховка вагончика (предлагаю разные способы и направления, дети по выбору штрихуют).
- Давайте наши вагончики заштрихуем. Линии должны быть одинаковой величины, наклона, на одинаковом расстоянии друг от друга.

За хорошую работу вы получаете следующую звезду (2-я звезда)
А нам пора двигаться дальше. Отправляемся!

III. Сообщение темы урока.

- Послушайте скороговорку:
Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

-Какие звуки чаще встречаются?

- С какой буквой мы познакомились на уроке чтения? Какие звуки она обозначает?
Это звуки гласные или согласные? Почему согласные?
- Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?

- Сегодня на уроке письма мы продолжим говорить об этих звуках и их букве, будем учиться писать строчную букву к и соединять её с дру¬гими буквами, повторим изученное о предложении.

IV . Упражнения в написании букв, слогов, предложений.

3 ост. Письмо буквы т. Станция «Буковки».
-Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную к и заглавную т. Одинаковые ли они по написанию? (нет)
- Когда мы используем заглавные буквы на письме?

Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.
- Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква т

Поэлементный анализ буквы

- Из каких элементов состоит буква т? (- Наблюдение за письмом буквы по презентации ().

Комментированный показ учителем на доске.

Физ. минутка.
Мы ногами - топ-топ.
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда.
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч (прыжки).
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.


Конструирование буквы из элементов в парах
Игра «Буква рассыпалась».
Пока мы делали зарядку, на станции случилась беда: завелся жук-буквоед. Он съел почти все буквы, остались несколько элементов. Кажется, срочно нужна ваша помощь. Возьмите конверт, достаньте все элементы и сконструируйте букву т
в конвертах:
Дети выполняют задание в парах, один у доски.

- По алгоритму дайте характеристику звукам, которые обозначает эта буква. - 3 звезда

Отработка написания новой буквы в прописи
- Давайте научимся писать эту букву.
- Откройте прописи (Я тетрадь свою открою и ....), положите их наклонно, сядьте ровно.
- Смотрите, нас на страничке кто-то встречает? звук в этом слове? (в начале слова)

Формирование зрительно-двигательного образа буквы (Тактильная память)- по трафарету 3 раза обвести, поменяться с соседом.

Поэлементное написание буквы в прописи.

Работа в модульной сетке - 1 строка, обвести элементы буквы, дописать по 2 элемента. Посадка!!!
2 строка модульной сетки - письмо строчной буквы к (еще раз на доске по модульной сетке показываю, письмо в воздухе)

Письмо буквы «По мокрому следу»- игра «Мокрая кисточка» (на доске) несколько учеников пишут, анализируем правильность написания.

Письмо на нелинованной бумаге.

-Что необходимо для качественного выполнения задания?
Дети сделали вывод и доказали, что нужно обратить внимание на правила письма:
1. Посадка и наклон букв.
2. Расстояние между буквами.
3. Высота букв.

- Обведите в прописи букву т два раза. А теперь запишите столько раз сколько, сколько ушек у двух котов.

- Кто написал, поменяйтесь тетрадями, найдите самую красивую букву и обведите ее карандашом.
- Поднимите руку, у кого есть такая красивая буква . За то, что мы научились писать строчную букву - получаем - 4-ю звезду.

Физкультминутка
ЗАМОК
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!

4 ост. Станция «Слоговая».
Письмо слогов-слияний (в опоре на слого-звуковой анализ)
- Чему мы должны научиться после того, как научились писать букву? (писать соединения с этой буквой, слоги.)
- Прочитайте слоги на строчке . В каких слогах звук к мягкий?
- В каких словах могут встретиться такие слоги
- Давайте по 1слогу запишем. - 5 звезда

5ст. Станция «Словечки»
-Что записано рядом со схемой? (Слово)
- Посмотрите, правильно ли я записала это слово? О чем я забыла? (О соединениях между буквами)

(на доске красным мелом соединяем)

Провести звуковой анализ слова

- Проанализируем схему. Сколько слогов? Почему два? Назовите первый слог - слияние. Из каких звуков он состоит? (к и о). Твердый звук или мягкий стоит вначале слова? Как покажем на схеме - закрасим в синий цвет. Какой второй слог? (сы) Аналогичная работа.
- На какой слог падает ударение?
Запишите на этой же строке один раз слово косы и поставьте ударение.
- Как соединяются буквы о и с ? (верхним соединением)

Справились и с эти сложным заданием. 6 звезда. Проверим посадку.

Физминутка. Отгадайте загадку: «Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я ... (капуста)?» Какие слова встретились с новой буквой?


Капустка.
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

6 остановка . «Предложение»

- Посмотрите на запись на последней строчке. Что это записано? (Предложение)
- Как догадались? О ком говорится в этом предложении?
- Сколько слов в этом предложении? Какие слова записаны с большой буквы и почему?
Запись предложения с комментированием. (У Нины косы). - 7 звезда

* - Подчеркнем все гласные в этом предложении. Как обозначаем? (кружочком).

V. Итог урока.

- Мне кажется, что нам пора возвращаться в класс. Все задания принца мы выполнили.
- Но вернемся в класс только тогда, когда расположим звездочки в нужном порядке.
- Какое слово получилось? (СПАСИБО) Появляется Принц (картинка). Нам удалось его расколдовать. Все молодцы!
- Какую букву учились писать на уроке?
- Какое настроение у вас?
- Мне работа с вами на уроке тоже доставила большое удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Урок в 1 классе по обучению грамоте тема «Буква е»

Урок предназначен для проведения в период обучения грамоте. Цель: познакомить учащихся с новой буквой е; научить находить ее в словах; читать слоги с этой буквой. Начинается урок со сказки, которая по...

Конспект урока по русскому языку ( обучение грамоте). Тема урока: « Буква В. Звуки [в]-[в’]».

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованем интерактивных заданий, созданных в программе SmartNote....

Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте Тема Буквы: З,з- С,с.

Урок проведен с целью развивать умение классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Читать слова с изученными буквами выявлять те, значение которых не совс...