Русский язык "Значение и употребление имен существительных в речи" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Чупрунова Елена Александровна

Открытый урок по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_i_upotreblenie_imen_sushchestvitelnyh_v_rechi.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение и употребление имен существительных в речи

Цели: развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.

Личностные: УУД:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор;
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные УУД: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные УУД: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Тип урока:         Открытие новых знаний и способов действий

Ход урока:

I.  Мотивация к учебной деятельности

Приветствие

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Как бы вы хотели, чтобы прошел наш урок? Давайте прочитаем девиз нашего урока.

(Мы будем думать, отвечать,

Рассуждать и обсуждать,

И в тетрадях писать

На отметку «5»!)

II. Актуализация

У: Откройте свои тетради и подпишите число и классная работа

Слайд «Минутка чистописания»

Минутка чистописания.

-Какая буква пропущена в словах?

-Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах? Как называются такие слова?

-Пропишите заглавную и строчную буквы Оо. Обращайте внимание на наклон букв

Запишите словарные слова с пропущенной буквой.

Воробей, ворона, собака, обезьяна, горох, ботинки, лопата, костюм.

-Поставим ударение и подчеркнем непроверяемую гласную в корне слова.

Слайд «Игра «Четвертый лишний» Желтые карточки работа в группах

Распределите  слова на 3 группы по определенным общим признакам.  

Зеленый, бежит, большая, краснеет, собака, огромная, луна, идет, девочка.

По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (бежит, краснеет, идет)

- К какой части речи относятся эти слова?  На какие вопросы отвечают эти слова?  (Глаголы. Что делать? Что делает?)

- Какие слова вы отнесли ко второй группе?  (зеленый, большая, огромная)

- К какой части речи относятся эти слова?  (Имена прилагательные.)  

- На какие вопросы отвечают слова второй группы? (Какой? Какая? Какое?)

- Какие слова вы отнесли к третьей группе? (собака, луна, девочка)

- К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают имена существительные? (Имена существительные Кто? Что?)

-Запишите имена существительные в тетрадь.

III. Сомоопределение к деятельности, постановка целей.

Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока. 

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

 Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

-Так, какая же тема нашего урока?  («Имя существительное и его роль в речи».)

IV. Работа по теме урока.
У: На какие вопросы отвечают наши слова, которые мы записали? (Кто? Что?)

У: А какая часть речи отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

У: Так что же такое имя существительное? (Имя — существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?)

У: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (продолжать знакомиться с именем существительным)

Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов? (игра «Назови одним словом».) Карточка 1

Стрекоза, бабочка, комар, светлячок (Насекомые)

Машинка, кукла, юла, мяч (Игрушки)

Липа, дуб, береза, ель (Деревья)

Штаны, рубашка, свитер, платье (Одежда)

Планета, спутник, ракета, комета (Космос)

-Итак, что еще могут обозначать имена существительные?

-Молодцы!

У: Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? (имя существительное обозначает предмет в широком смысле слова: конкретные предметы: ручка, стол; живые существа; растения; явления природы; свойства, качества; события; географические названия) Учебник стр. 8

Прочитайте предложения.

Карточка 2

1)Здесь промчался трусливый ……….(заяц). 2)Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой……….(лисицы) 3)Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) 4)Стучит по стволу дерева ………… (дятел). 5)Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу.

-Все ли понятно в предложениях?

-Почему?

-Что нужно сделать, чтобы предложения имели смысл?

-Давайте подберем слова.

- Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

-Спишите текст, вставляя пропущенные слова.

-На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,3,4 предложениях? Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?

V. Работа по учебнику.

У: Теперь откройте учебники на стр. 9 и найдите упражнение №9. Прочитайте задание.

Сейчас по образцу учебника выполним это задание у себя в тетрадях. Разобрать слово по составу

 (Физкультминутка)

VI. Закрепление

Перед вами карточки с заданиями, выполняем самостоятельно.

1. Имя существительное - это:

А) часть слова;

Б) часть речи;

В) часть предложения.

2. Имя существительное обозначает:                                                                              

А) действие предмета;    

Б) предмет;        

В) признак предмета.

3. На какие вопросы отвечают имена существительные?

А) Кто? Что?

Б) Какая? Какое? Какие?

В) Что делать? Что сделать?

4. Какое из однокоренных слов, является именем существительным?                                                                                                             А) походка;                      

Б) проходил;            

В) проходной.

5. В какой строке все слова являются именем существительным?    

А) рисовать, рисунок, рисование;                    

Б) море, моряк, приморье;                                    

В) лес, лесник, лесной.

 Слайд Проверьте свою работу по ключу:

 1) б        2) б       3) а    4) а       5) б

IХ. Рефлексия

У: Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? 

      Какие выводы можно сделать?

(Домашнее задание) - 3 мин

Домашнее задание:

Учебник стр.10 упр.11 + правило стр.8

У: Поднимите вверх правую руку, кому все понятно было на уроке, поднимите вверх левую руку,у кого были затруднения на уроке. А теперь похлопайте в ладоши. Вы молодцы!

Эля: Имя существительное – хлеб языка».  высказывание известного русского писателя и филолога Льва Васильевича Успенского. Этих слов больше всего в русском языке. Имя существительное – основа русского языка. Это самая важная и распространенная в языке     часть речи. И именно ей мы посвятили сегодня урок, первый в разделе «имя существительное».

У: Наш урок подошел к концу

И умный вид вам всем к лицу,

Все вы милы и симпатичны

И отвечали все отлично.

Урок окончен!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку "Правила употребления имен существительных во множественном числе" во 2 классе (УМК “Enjoy English” М.З.Биболетовой)

Тема: Совершенствование грамматических навыков (правила употребления имен существительных во множественном числе).Цели:Образовательные:Совершенствовать навыки использования множественного числа в речи...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

ПедагогическиецелиСпособствовать развитию умений распознавать имена существительные среди слов других частей речи,определять лексическое значение имен существительныхТип урокаОткрытие новых знаний и с...

Конспект урока по теме "Упражнения в правильном употреблении имен существительных в форме родительного падежа множественного числа" 4 класс.

Урок с использованием активных методов обучения. Видна работа в группах. Нестандартные названия этапов урока....

ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ

Технологическая карта урока русского языка составлена с указанием этапов реализации  системно-деятельностного подхода и характеристики деятельности учителя и учащихся. Наряду с традиционными объе...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: "Употребление имен существительных в одном числе", УМК “Школа России”, 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об именах существительных, имеющих только одну форму числа. Задачи урока:Дидактические:1.  Формировать понятие...