Урок на тему: "Предлоги и их особенности" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кулагина Елена Андреевна

Урок, посвященный знакомству с такой частью речи, как предлог. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlog_2_klass.doc686.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Предлоги. Правило распознавания предлогов.

Цель: научиться правильно распознавать предлоги, закрепить навыки их правописания.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

На доске пословица: Знайка по дорожке бежит,  незнайка на печи лежит.

 - Как понимаете значение этой пословицы? (Кто такой знайка, незнайка? Можно стать знайкой,  ничего не предпринимая? Значит, чтобы  знать, нужно двигаться по ступеням знаний, добывать новые знания. А тот, кто не добывает новых знаний,  он не двигается, значит,  он незнайка)

- Надеюсь, что вы не будете стоять на месте, и что работа на уроке обогатит вас знаниями.

- К какой части речи относятся слова  знайка, незнайка? Дайте характеристику существительным  знайка и незнайка. (Знайка –кто?сущ..одушевлённое, нарицательное , ед.ч. Незнайка- кто? сущ.. одушевлённое, нарицательное , ед.ч.)

- А знаете ли вы случаи, когда существительные знайка, незнайка стали именами собственными? (В книге Н. Носова Приключения Незнайки и его друзей)

2. Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.

– Какой раздел мы с вами сейчас изучаем? ( Части речи.)

– Какие части речи вы уже знаете? (Сущ., гл., прил.,  местоим.)

- Что такое имя существительное?

- Что такое глагол?

- Что такое  имя прилагательное?

- Что такое местоимение?

3. Введение в проблему урока. Формулировка темы урока.

- Спишите пословицу с доски.

- Какое задание можно предложить к данному предложению? (Определить и надписать части речи )

- Подпишите существительные, прилагательные, глаголы, местоимения.

- Подчеркните  слова, у которых вы не определили часть речи.

- Прочитайте эти слова. Может это и не часть речи вовсе? (Часть речи, т.к. мы их употребляем в речи. Все слова в русском языке относятся к какой-либо части речи.)

- Тогда поставьте к ним вопросы.

К этим словам  нельзя поставить вопрос.

- Может, кто-то знает, как называются эти слова?

- Итак, о чём мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить о предлогах)

- Сформулируйте тему занятия.  

Вспомним  алгоритм изучения частей речи.

1. Часть речи

2. На какие вопросы отвечает

3. Что обозначает

4. Для чего нужны

5. Роль в предложении

6. С какими частями речи употребляется

7. Изменяется  ли

- Одна голова хорошо, а две - лучше, поэтому работать на уроке вы будете в парах.

Предлог - это часть речи. К нему нельзя поставить вопрос)  

ПРОГОВОРИТЕ ЭТО ПРАВИЛО.

4. Открытие нового знания.

1. Наблюдение над ролью предлогов в предложении.

-  Обратите внимание на задание №2 в карточке.  Прочитайте.

Паучок спустился со стебля листок, листка цветок. Собрал свои восемь ног вместе голове, брюшко повернул небу. Ветерок оторвал паучка цветка. Летит паучок травой паутинке. Зацепилась паутинка травинку, порвалась. Паучок отлетел зелёную траву.

- Что вы заметили? Обсудите в парах. Сделайте вывод(Не хватает слов. Без них не получается предложение, а только набор слов).

Обсудите  в парах, какие предлоги вы вставили бы. Вставьте пропущенные предлоги.

- ВЗАИМОПРОВЕРКА. Чтение текста вслух.

- Обратите внимание, по краям вашего листа я перечислила вам самые распространённые предлоги, Давайте хором прочитаем,

- В русском языке около 200 предлогов. Но мы с вами работаем с самыми распространёнными.

- Попробуйте сформулировать правило,  для чего нужны предлоги

Вывод: Предлоги  нужны  для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

ПРОГОВОРИТЕ ПРАВИЛО  

 

2.Наблюдение над употреблением в речи с именами существительными.

-  С греческого языка слово предлог переводится так: «пред»  перед, «лог»    слово, т.е. перед словом. Ещё раз обратимся к тексту про паучка. Обсудите в парах, перед словами какой части речи стоят  предлоги? Сделайте вывод,  с какой частью речи употребляются предлоги.

Вывод: Предлоги употребляются с именами существительными, прилагательными.

ПРОГОВОРИТЕ ПРАВИЛО

3. Наблюдение над  раздельным написанием предлогов и других слов.

- Запишите под диктовку: (один у доски) Зарубить на носу, душа ушла в пятки, в двух шагах.

- Как вы понимаете эти выражения?  Эти выражения называются фразеологизмами. Исследуйте  эти выражения и сделайте вывод: как пишутся предлоги с другими словами? Обсудите в парах.

Вывод: Предлог  пишется раздельно от других слов.

ПРОГОВОРИТЕ ПРАВИЛО

ФИЗМИНУТКА

 4. Устные упражнения в правильном употреблении предлогов в речи.

У вас дана картинка, составьте по ней предложения используя любые предлоги.

5. Предлоги очень часто путают с приставками и поэтому очень важно их различть, ведь мы знаем, что предлоги с другими словами пишутся раздельно, а приставки слитно.

Посмотрите на карточку- правило.

Выполняем №5 по цепочке

Скажите в какой части речи были только приставки и не было предлогов?

Вывод: предлоги никогда не употребляются с глаголами.

ПРОГОВОРИТЕ ПРАВИЛО

Если успеем №6.

Выводы

  • Предлоги с другими словами пишутся ______раздельно_____________.
  • Приставки с другими словами пишутся ________слитно_____________.
  • Предлоги в предложении служат ____для связи слов________________.
  • К предлогам нельзя поставить _вопрос___________________________.
  • У       глаголов                                          нет предлогов.

Предлог

Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи даёт.
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно

1.

у

с

к

о

из

без

на

над

в

при

по

до

через

перед

за

под

для

между

про

около

2.

Паучок спустился со стебля листок, листка цветок. Собрал свои восемь ног вместе голове, брюшко повернул небу. Ветерок оторвал паучка цветка. Летит паучок травой паутинке. Зацепилась паутинка травинку, порвалась. Паучок отлетел зелёную траву. 

3. 

4.

 

5.

  1. (До)води дело (до)конца.
  2. Цветы (под)резали (под)корень.
  3. Ленту (в)плели (в)косу.
  4. Лодка (от)плыла (от)берега.
  5. Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.
  6. Тропинка (с)пускалась (с)горы.

6.

Что узнали о предлогах?

  • Предлоги с другими словами пишутся __________________________.
  • Приставки с другими словами пишутся _________________________.
  • Предлоги в предложении служат _______________________________.
  • К предлогам нельзя поставить _________________________________.
  • У                                                 нет предлогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Предлог"

Презентация для 4 класса...

Конспект урока на тему: Предлоги. 2 класс

Конспект урока разработан для сдачи на сооответствие занимаемой должности....

конспекты уроков по теме "Предлоги"

пространственное значение предлогов...

конспекты уроков по теме "Предлоги"

пространственное значение предлогов...

Конспект урока по теме "Предлог как часть речи" УМК "Школа России" (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи. Планируемые результаты Предметные: знать: что такое предлог;  какую роль игра...

Технологическая карта урока русского языка Повторение по теме «Предлоги» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока Повторение по теме «Предлоги»Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления обучающимися представления о предлоге как слове, о его роли в предложении.Зада...

Презентация к уроку по теме "Предлоги места" для 2 класса

Презентация к уроку по теме "Предлоги места" для 2 класса...