конспекты уроков по теме "Предлоги"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

пространственное значение предлогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_po_teme_predlog._programma_dlya_3-4_klassov.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Логопед  школы-интерната №33  г. Новошахтинска Костенко Л.К.

Конспекты групповых занятий по работе над предлогами.

Конспект №1.

Коррекционная работа с учащимися 1-х классов, страдающими общим недоразвитием речи.

Тема.  Предлоги.

Цели.  Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться      ими в устной речи.

- формировать представление о смысловом  (семантическом) значении предлогов;

- формировать представление о предлоге как об отдельном слове;

- формировать навык правильного употребления той падежной формы

имени существительного, которую требует связанный с существительным предлог, т.е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога);

- учить детей правильно произносить предлоги, а затем и правильно писать их.

Оборудование. Карандаши, предметные картинки на доске, изображающие куб и шар, находящиеся в разных положениях; сюжетные картинки, различные мелкие предметы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам придумать по одному предложению из трёх слов. Игра «Маленькие слова». Используются сюжетные картинки, по которым можно составить предложения с различными предлогами.

- Выставляются на доске все картинки. К доске вызывается ученик, которому предлагается быть маленьким словом под, нужно ему найти свою картинку с использованием этого предлога. (Под стулом спит собака).

- Аналогично логопед работает с другими картинками, вызывая поочередно других учеников.

    2. Предлог как самостоятельное слово.

Логопед предлагает ученикам выполнить задания:

- Положите карандаши на стол.

- Положите карандаши на книгу.

- Положите карандаши под книгу.

- Положите карандаши… книгу.

Вы затрудняетесь выполнить это задание только потому, что я пропустила одно маленькое слово. Догадайтесь, какое слово я пропустила.

- Далее повторяются те же задания, предлоги не называются. Ученики каждый раз называют пропущенный предлог.

- Положите предмет на (в, под, за и т.д.) что-нибудь. Ответьте на вопрос где?

Ученики, выполняя задание, кладут свой предмет на другие предметы, кто куда захочет ( на стол, на стул, на пол, на книгу и т.п.).Логопед предлагает посмотреть, где лежат предметы их товарищей. Затем спрашивает, показывая на предмет самого ученика и предметы его товарищей: Где?

Ученики отвечают одним маленьким словом.

     3.Составление словосочетаний с предлогом.

На доске нарисованы кубик и шарик в разных положениях: на кубике, под кубиком, за кубиком, в кубике, над кубиком.

Логопед предлагает ученикам ответить на вопрос сначала одним маленьким словом, затем словосочетанием.

Игра «Куда спрятался?»

- У каждого ребёнка одна большая картинка с изображением, например, шкафа, тумбочки и т.п. и одна маленькая картинка, вырезанная по контуру, изображающая, например, кошку, книгу и т.п. В большой картинке сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки.

 - Логопед предлагает детям последовательно помещать маленький предмет в, на, за, под, около, над и т.п. и каждый раз проговаривать словосочетание: например, кошка за шкафом и др.

4.Итог занятия. В заключение логопед делает вывод: чтобы правильно построить предложение, необходимо помнить о маленьких, но очень важных словах, без которых предложение теряет смысл. Эти слова называются предлогами.

- Что нового вы узнали на занятии?

Конспект №2.

Тема. Предлоги в, на.

Цели. Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться ими в устной речи.

- Проводить дифференциацию в употреблении предлогов в-на;

- Показать грамматическое значение предлогов в, на.

Оборудование: различные мелкие предметы, например, карандаши, ручки, игрушки, сюжетные картинки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Игра «На чём можно ездить?»

- Логопед предлагает ученикам вспомнить виды транспорта и ответить на         вопрос: на чём можно ездить?

Игра «Кто где живет?» ( на примере животных).

-Проследите, чем отличается употребление предлогов В-НА?

2. Работа над предложением. Используем сюжетные картинки, графические схемы предложений для демонстрации на доске.

Например, конфеты лежат в коробке, дети едут в автобусе и т.п.

     - Прослушайте словосочетание, подберите к нему по смыслу слово, обозначающее предмет. Составьте и начертите схему получившегося словосочетания.

      Например, на поляне и просит детей добавить одно слово, обозначающее предмет, помогая детям вопросом  кто? или что?

Ученики добавляют по смыслу слово, проговаривают словосочетание целиком:

например, зайчик на поляне.

На дереве, на диване, на полу, на крыше,

В коробке, в кармане, в буфете, в шкафу, в реке, в море.

3.Прослушайте предложение. Вставьте пропущенное маленькое слово на или в.

Произнесите предложение целиком.

…гнезде пищат птицы. Платок лежит…кармане. Чайник кипит…плите. Рыба живёт…реке. Вазу поставили…стол. Овощи продают…магазине. Крот живёт…

земле. Цветы растут…клумбе.  …роще поют птицы. Книга упала…пол.  …дороге большая лужа. Лена играет…гитаре.

4. Исправьте допущенные ошибки.

На стене висит портрет. Суп варят на кастрюле. Молоко налили на чашку. Сорока села в дерево. Мальчик стоит в мосту. Дети пошли на лес. Бельё висит на верёвке. Алёша сунул руку на карман. Утром дети пришли в школу.

5. Итог занятия. Мы посмотрели на употребление в речи знакомых нам предлогов В-НА и увидели, что их нужно различать: предлог «на» означает «быть на поверхности», предлог «в» означает «быть внутри».

Игра «Солнечный зайчик».

Скачет зайчик по стене                   Притаился в уголке.

И подмигивает мне.                         Вот он спрятался в кроватке.    

Перепрыгнул на картинку,              С нами он играет в прятки.

Задержался на ботинке,                  Раз, два, три, четыре, пять

Поплясал на потолке,                      Мы пойдём его искать.

- Логопед зеркалом пускает солнечный зайчик и предлагает назвать, куда он спрятался.

Конспект №3.

Тема. Предлоги  на, с (со).

Цель. Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться ими в

устной речи.

- восприятие предлога С как отдельного слова по аналогии с предлогом НА;

(от более знакомого к менее знакомому);

- усилить восприятие пространственного значения предлогов путём противопоставления.

Оборудование: различные предметы, лежащие на подоконнике, на полу, на парте, на полке и т.д.; сюжетные картинки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Логопед даёт задание одному из учеников: Возьми книгу. После выполнения

Задания логопед задаёт вопросы; «Где была книга?» ( На полке) «Откуда ты её взял?» (С полки).

Игра «День рождения». У Алёны сегодня день рождения. Для своих гостей она приготовила бутерброды. Подумайте и скажите, с чем Алёна приготовила бутерброды. С чем ты любишь бутерброд? Пришли гости и стали пить чай с пирогами. С чем пекут пироги? С  чем пьют чай?

       2.Составление предложений.

- Рассмотрите сюжетные картинки. Составьте по ним предложения, отвечая на вопрос: идёт кто с чем? или идёт кто с кем?

Мальчик с портфелем, мужчина с чемоданом, женщина с сумкой, бабушка с палкой, турист с рюкзаком, мальчик с собакой, девочка с кошкой, собака со щенками, мама с дочкой.

 - Игра «Кто с кем» (животные и их детёныши). Используя картинки, составь предложения с данными словосочетаниями:

Лиса с лисятами, слон со слонёнком, белка с бельчатами, собака с щенятками,

Кошка с котятами, заяц с зайчатами, волк с волчатами, ёжик с ежатами и т.д.

3. «Скажи наоборот». Слова-неприятели.

- Логопед называет предложение, например:  Лена легла на кровать, и просит детей составить предложение про Лену, но с маленьким словом С: Лена встала с кровати.

Бабочка села на ромашку.                         Яблоко упало с яблони.

Картину повесили на стену.                      Кошка спрыгнула с крыши.

Туристы сели на теплоход.                        Чайник убрали с плиты.

Лена уронила карандаш с пола.                 Пшеницу убрали с поля.

Вася влез на дерево.                                    Тыкву убрали с огорода.

4.Дифференциация союзов С-НА. Прослушайте предложения. Вставьте пропущенное маленькое слово НА или С. Предлог выделяй голосом.

Дети повесили кормушки …берёзе. Солнце льёт …землю золотые лучи. Лена дружит …Катей. Хорошо кататься … коньках. Яблоко упало…яблони. ….деревьев облетают жёлтые листья. Мячик прыгает…ступеньки…ступеньку.

5.Итог занятия.

Что  нового узнали на занятии?

Прослушайте стихотворение. Выучите его наизусть.

У меня сестрёнок семь.

У меня сестрёнок семь.                           С Леной стряпать,

Помогать я буду всем!                             С Нюрой шить,

С Олей сеять,                                            С Шурой сено ворошить,

С Пашей жать,                                          Песни петь с Марусенькой,

С Дашей куклу наряжать.                        Самою малюсенькой.

Конспект№4.

Тема. Предлоги в, из.

Цель. Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться ими в устной речи.

- отработка пространственного значения предлогов.

Оборудование: различные предметы, лежащие в портфеле, в пенале, в стакане, в тетради, в книге и т.п.; сюжетные картинки.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Логопед даёт задание ученику: «Возьми карандаш». После выполнения задания спрашивает: «Где был карандаш?» (В пенале.) «Откуда ты взял карандаш?» (Из пенала.»

- Рассмотрите предметы и скажите, что из чего сделано: варежки, меховая шапка, стакан, ботинки, пиджак, ножницы и т.д.

- Логопед требует чёткого произнесения предлога.

2.Ответьте на вопросы полным предложением.

Где спит медведь зимой?                          Откуда вылезает медведь весной?

Где живёт белка?                                       Откуда выскочит белка?

Где живёт лиса?                                         Откуда выйдет лиса?

Где живёт волк?                                         Откуда вылезет волк?

Где горят дрова?                                        Откуда идёт дым?                                            

Где кипит вода?                                          Откуда идёт пар?

3.Прослушайте предложения. Посчитайте количество слов в каждом предложении. Назовите 3-ье слово. Составьте схемы предложений.

Грибы растут в лесу. Лена выглянула из окна. Заяц выскочил из кустов. Пчёлы живут в ульях. Земляника растёт в лесу. Веник стоит в углу. Лошади вышли из конюшни. Машина выехала из ворот. Нитка лежит в коробке. Кролики живут в клетках. Ученики вышли из класса. Птенчик выпал из гнезда.

4.Отгадай! Прослушай словосочетания. Отгадай, о ком или о чём в нём говорится.

Сделаны из янтаря, смастерил из дощечек, сделан из дерева, самый сильный из всех животных, самая хитрая из всех зверей, самая умная из всех птиц, самый умный из морских животных, хлынул как из ведра, вышел сухим из воды.

5.Итог занятия. Что нового узнали на занятии?

-Какое задание вам понравилось?

Перспективный план работы с группой учащихся 3,4 классов с ОНР по коррекции аграмматической дисграфии.

Перспективный план составлен

учителем-логопедом

школы-интерната№33

Костенко Л.К.

Кол-во часов.

Даты прове-

ния занятий

Грамматические темы и содержание коррекционной работы.

Развитие неречевых процессов.

1.

1ч.

 Морфологическая система языка:

Словоизменение существительных.

Развитие слухового внимания и памяти.

2.

1ч.

Дифференциация именительного падежа

единственного и множественного числа.

3.

1ч.

Закрепление беспредложных конструкций

единственного числа. Управление. Винительный падеж.

Развитие абстрактного мышления.

4.

1ч.

Родительный падеж.

5.

1ч.

Творительный падеж (со значением орудийности).

Развитие слухового восприятия.

6,7.

2ч.

Предложно-падежные конструкции

единственного числа.

8.

1ч.

Формы существительных множественного числа (беспредложные).

Развитие логического мышления.

9.

1ч.

Формы существительных множественного числа (с предлогами).

10.

1ч.

Предложно-падежные конструкции,

обозначающие пространственные отношения. Предлог В.

Развитие пространственных представлений.

11,12.

2ч.

Предлог НА. Дифференциация предлогов В-НА.

13,14.

2ч.

Предлог С(СО).Дифференциация предлогов С-НА.

15,16.

2ч.

Предлог ИЗ. Дифференциация предлогов В-ИЗ.

17.

1ч.  

Предлоги ПОД-НАД.

18.

1ч.

Предлоги ОКОЛО,ЗА.

19.

1ч.

Предлоги ПЕРЕД-МЕЖДУ.

20.

1ч.

Предлоги ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

21.

1ч.

Раздельное написание предлогов. Закрепление.

22,23.

2ч.

Различие предлогов и приставок.

Слитное написание глаголов.

24,25..

2ч.

Словоизменение прилагательных:

Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже.

Развитие образного мышления.

26,27.

2ч.

Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.

28.

1ч.

Согласование прилагательного и существительного во множественном числе.

29.

1ч.

Словоизменение глаголов. Согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе.

Развитие логического и образного мышления.

30.

1ч.

Согласование глаголов прошедшего времени существительных в роде и числе.

31.

1ч.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

Развитие абстрактного мышления.

32.

1ч.

Состав слова. Корень слова.

33,34.

2ч.

Однокоренные слова.

35.

1ч.

Безударные гласные.

36.

1ч.

Словообразование на уровне слова.

Суффиксальный способ образования слов.

37.

1ч.

Префиксальный способ образования слов.

38.

1ч.

Словообразование на уровне словосочетания.

39.

1ч.

Словообразование на уровне предложения.

40.

1ч.

Синтаксическая структура предложения

Двусоставные предложения (субъект-предикат). Составление предложений.

Развитие слухового восприятия и памяти.

41.

1ч.

Другие двусоставные предложения.

42,43.

2ч.

Распространённые предложения из 3-4 слов.

Развитие образного мышления.

44.

1ч.

Сложносочинённые предложения.

Развитие абстрактного мышления.

45,46.

2ч.

Сложноподчинённые предложения.

Развитие логического мышления.

47,48.

Согласование слов в предложении.

Грамматически правильное построение предложений.

49.

1ч.

Проверочная работа .

50.

1ч.

Анализ проверочной работы. Коррекция знаний учащихся.

51,52.

2ч.

Монологическая речь. Текст. Согласование и управление различных частей речи.

Развитие памяти.

53-55.

3ч.

Пересказы описательно-повествовательного характера.

Развитие слухового восприятия и памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...