Школьная жизнь
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ольга Сергеевна Голосняк

 Открытый урок по русскому языку. «Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx529.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!»

Класс: 3

Дата: 31 января 2023г.

Предмет: русский язык.

Тип урока:  урок формирование новых знаний.

Методы обучения: создание проблемной ситуации.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповое, анализ и самооценка ответов

Цели: 
-познакомить с понятием собственные и нарицательные имена существительные; 
-углубить представления учащихся об именах существительных, о правописании и грамматических признаках собственных имен существительных;
-учить решать проблемные задачи;
-закреплять ранее изученный материал; 
-обогащать словарный запас, развивать мышление и речь учащихся; 
-воспитывать интерес к урокам русского языка. 
Задачи:

Образовательные: закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных, развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм, отработка навыков нахождения и определения данных имен существительных.

Развивающие: развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, развитие воображения в процессе учебной деятельности, развитие навыков устной и письменной речи, развитие связной речи при ответе на вопросы, совершенствование процессов памяти при ответе на вопросы, развитие словарного запаса при подборе синонимов, развитие слухового восприятия при прослушивании материала.

Воспитательные: воспитание культуры общения учащихся, позитивного отношения друг к другу, воспитание усидчивости, трудолюбия, самостоятельности, умения работать индивидуально и в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: различать собственные и нарицательные имена существительные, уметь употреблять их в письменной речи.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД).

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Оборудование:  Учебник:        Русский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях.  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,– 13-е изд., стер. –Москва: Просвещение, 2022. – (Школа России), карточки с заданиями для индивидуальной  и групповой работы.

1. Организационный момент.

Прозвенел дружок звонок,

Начинается урок!

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

    -Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости нашего урока! Прежде всего я хочу пожелать вам, ребята, здоровья! Надеюсь, что наш урок пройдет плодотворно, и каждый из вас откроет для себя что-то новое. Обратите внимание на свою осанку.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Тест.

с. 14 упр. 20.

- Ребята, откройте рабочие тетради и запишите число, классная работа.

Обратите внимание на написание даты

Тридцать первое января.

 Классная работа.

Гина Денис подготовил стихотворение Раима Хакимовича Фархади «Земные слова». Внимательно прослушайте, пожалуйста, стихотворение. Обратите внимание на слова, которые использовал автор в стихотворении.

ЗЕМНЫЕ СЛОВА

На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.

-Какое настроение у вас возникло после прочтения стихотворени?

-Какие добрые слова вы запомнили? (Ответы.)

- А какие слова у вас вызвали негативные эмоции?

- Да, эти слова приносят негативные эмоции. Их не должно быть.

Давайте запишем их. Это и будет нашей словарной работой. Не забудьте подчеркнуть орфограммы и ударения.

Мир, мать (ь указывает на мягкость согласного), Родина(словарное слово), красота (безударный гласный в корне слова. Проверяем: прекрасный, красоты), любовь (парный согласный на конце ), мечта (Правильное написание слова «мечта» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное словоСлово «мечта» обязательно к запоминанию. Ударение в слове «мечта» падает на последний (второй) слог. Ударная гласная «а». Однокоренные слова. Мечтатель, мечтательница, мечтание, мечтательность, мечтать, замечтаться, мечтательный, мечтающий, мечтательно).

Звуковой анализ слова

- Почему эти слова были для вас важны?

-Ребята, какая часть речи нам помогла испытать такие чувства и эмоции? (Имя существительное).

- Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над этой темой и постараемся собрать «рюкзачок знаний», все то, что вы уже знаете об имени существительном.

 - Перед вами лежит лист, на котором изображена лестница. Но это не простая лестница, она будет отображать уровень вашего успеха на уроке. По мере выполнения заданий вы будете отмечать на ней смогли ли вы выполнить задание, было ли оно для вас интересным.

- Поэтому попрошу вас отметить себя на лестнице после первого задания, выполнения словарной работы.

- А сейчас следующее задание, в ходе которого я проверю, все ли усвоили тему предыдущих уроков.

-Запишите в тетради по центру . Проверка в паре. 

               

Тест                                                

1) Имя существительное   -   это…

А) часть слова;   Б) самостоятельная часть речи;   В) часть предложения.

2) Имя существительное  обозначает:                                                                            

 А) действие предмета;   Б) предмет;    В) признак предмета.

3) Имя существительное отвечает на вопросы: 

  А) что делать? что сделать?;   Б) какой? какая? какое? какие?;   В) кто? что?

4) Имена существительные бывают?                                                                                                            

 А) твёрдые и мягкие;   Б) ударные и безударные;   В ) одушевлённые и неодушевлённые.

5) При изменении имени существительного по числам изменяется его:

А) корень;      Б) окончание;    В) основа.

3. Первичное восприятие материала.

Составление кластера «Имя существительное»

- Предлагаю вам вспомнить любое слово и дать ему характеристику согласно составленной схеме.

(Ответы детей. Оценивание. Оценочная лестница.)

- Чтобы понять, о чем будет идти сегодня речь на уроке, я предлагаю посмотреть сценку, которую подготовили _____________________________________________________________________ .  

В кабинет заходит ученик и говорит учителю:

- Девочку из нашего класса просят прийти в школьную библиотеку после 5 урока!

- А какую девочку? – удивляется учитель. – У нас много девочек!

- По-моему, её зовут Настя…

- А у нас две Насти!

- Вспомнил! Настю Чекмак!

- Ну, это другое дело, теперь всё понятно!

- Можем ли мы узнать, о ком идёт речь, если используем существительное «девочка»? (Ответы)

- Какие существительные помогают нам в таких случаях избежать путаницы? (Настя Чекмак).

-Как называются такие слова?

- Сейчас я предлагаю вашему вниманию просмотреть видеоролик. После чего мы с вами дополним , что мы нового узнали об имени существительном.

-  Кто догадался, о каких именах существительных пойдет речь на нашем уроке?

- Впишите пропущенные слова темы нашего урока.

Обратите внимание на правильное написание этих слов.

Эти удивительные _______________ и __________________ имена существительные!

(Учитель дополняет кластер на доске)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и используя опорные слова

– Углубить и расширить знания о …(углубить и расширить знания о правописании имен существительных собственных и нарицательных; )

– Учиться правильно … (учиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.)

- Узнать… (что-то новое и удивительное об этих именах существительных.

Итак, вперед, на поиски нового!)

4. Изучение нового материала.

Так чем же отличаются собственные имена существительные от нарицательных?

   Вывод: имена существительные, которые обозначают названия единичных предметов, принадлежащих только им - называются собственными.

(Появляется соответствующая запись «собственные» над первым столбиком слов)

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Запись на доске слов со строчной буквы

хоккей

группа

суббота

   Остальные имена существительные называются нарицательными.

(Появляется соответствующая запись «нарицательные» над вторым столбиком слов)

4.1.Индивидуальная работа по карточкам.

- Предлагаю вам следующее задание. Необходимо внимательно прочитать предложения, найти в них имена существительные, собственные подчеркнуть красным карандашом, нарицательные – зеленым.

- Теперь обменяйтесь работами и проверьте оцените выполненную работу.(Оценивание.)

- Все ли с заданием справились? (Ответы.)

«Это я, почтальон Печкин, принес журнал «Мурзилка».

«Приезжайте к нам в Простоквашино!»

 «Скорый поезд «Восток» отправляется с восьмого пути».

«Нафаня! Сундук украли!»

Название яхты капитана Врунгеля «Победа»

«Ты разве забыл? Завтра же Новый год

4.2 Физкультминутка.

Наша физкультминутка будет связана с темой нашего урока. Вы прослушаете музыкальный ряд.

Если услышите имена сущ. Собственные -- вы хлопаете, нарицательные – присидаете)

(Звучит музыка).

- Обозначьте себя на лестнице, если вы без труда справились с заданием.

4.3. Работа над новым материалом.

1) Работа в парах (устная).  

- Ребята, сейчас перед вами на парте лежат пазлы одного правила. Вам необходимо в паре собрать пазл, используя лист бумаги, клей и вашу память. (Выполнение работы.)  

-  Прочитайте правило на стр.16 и сравните выполненную вами работу с правилом.  (Дети читают про себя, а потом вслух).

Упр. 24 (с.16)

- Что вы  можете сказать о написании названий художественных произведений? 

   (Они записаны с заглавной буквы и заключены  в кавычки)

    - Как записаны авторы данных произведений?(Имена и отчества авторов сокращены до одной буквы, а фамилии записаны полностью.)

  Один ученик задаёт вопрос, другой ученик отвечает.

   В. Кто написал стихотворение «Берёза»?

   О. Стихотворение «Берёза» написал Сергей Александрович Есенин.

  В. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»?

  О. Басню «Стрекоза и Муравей» написал Иван Андреевич Крылов.

  В. Кто написал рассказ «Акула»?

  О. Рассказ «Акула» написал Лев Николаевич Толстой.

  В. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  О. Сказку «Аленький цветочек» написал Сергей Тимофеевич Аксаков.

-Ребята, как пишутся названия художественных произведений и их авторы?

( Названия художественных произведений пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки, имя и отчество автора инициалами.)

5. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

5.1Индивидуальная работа по карточка Один- два ученика у доски.

-Зачитайте, пожалуйста, свои ответы. Какие слова записаны в первой колонке, как называются эти имена существительные? (Нарицательные имена существительные)

- А во второй колонке? (Собственные имена существительные)

- Оцените свой ответ. Отметьте свой результат на лестнице.

6. Рефлексия.

-Что нового узнали? (Собственные и нарицательные имена существительные)

- Почему они так называются? ( Это собственное имя, только им принадлежащее.

Дают названия каждой реке, городу, улице, планете…).

- Ребята! Вспомните, с чего начинался наш урок? (Со стихотворения «Земные слова»).

-Мы, ребята, дети – планеты одной, у нас с вами есть, то место, где мы родились и живем. Как оно называется? (Родина.)

-Как называется наша родина? (ДНР)

- Давайте с вами отметим на карте нашей Родины – Донецкой Народной Республики, важные для нас географические места. Предлагаю из предложенных слов нанести на карту те, которые относятся именно к нашей Республике. (Донецк – столица ДНР, Мариуполь, Володарск, Заря, Кальчик, Кальмиус.)

- Как записаны все эти слова?

- Как  называются эти слова? (Собственные имена существительные)

- Вот и подошел наш урок к концу. Наш портфель пополнен вашими знаниями по теме «Собственные и нарицательные имена существительные». На следующем уроке мы продолжим обогащать наши знания и умения по теме «Имя существительное»

- А теперь , друзья, отметьте себя на нашей лестнице успеха. (Ребята показывают листы.)

- У кого, на каком этапе возникли проблемы? (Ответы)

- Я предлагаю вам оценить свое настроение с помощью смайликов.

 7. Домашнее задание. (Дифференцированное)

     1) Упр. 26.стр.17 (письменно)

     2) Упр. 27, стр. 17 (устно)

     3) Выучить правила на стр. 15, 16.

- Спасибо за урок!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАРЯНСКАЯ ШКОЛА ВОЛОДАРСКОГО РАЙОНА»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по предмету «Русский язык»

3 класс

Разработала

учитель начальных классов

ІІ квалификационная категория

Голосняк Ольга Сергеевна

Заря – 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Адаптация первоклассников к школьной жизни".

Содержание курса "Введение в школьную жизнь. Программа адаптации первоклассников к школьной жизни"....

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни

Введение в школьную жизнь Программа адаптации детей к школьной жизни...

Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»

Программа «погружения» в школьную жизнь «Школьный росточек»Цель программы: профилактика школьной дезадаптацииЗадачи:Познакомить  со школой, школьными правиламиФормировать положительную учебную мо...

Положение о проведении школьного конкурса "Наша школьная жизнь"

Положение о проведении школьного творческого конкурсачастушек собственного сочинения "Наша школьная жизнь" среди обучающихся начальных классов...