Комплекс творческих заданий, используемых на уроках русского языка
картотека по русскому языку (4 класс)
Комплекс творческих заданий, используемых на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс творческих заданий, используемых
на уроках русского языка
Сочинения-сказки: предлагается сочинить сказку по изучаемой части
речи, используя фразеологизмы (при условии, что эта тема была изучена)
Импровизация: учителем выбирается шесть букв, которые он
записывает по одному. Ученики придумывают предложение, начинающиеся с этой буквы. После появления всех букв на доске ученики должны составить
связный рассказ.
«Лесенка»: ученик подбирает слова на определённую букву так, чтобы в
каждом следующем слове было бы на одну букву больше и составляет из них
«лесенку», стараясь, чтобы «лесенка» состояла из как можно большего
количества «ступенек».
«Помоги учительнице!»: ученик получает задание составить словарный
диктант из 20 наиболее трудных, на его взгляд, слов из словаря, на разные части речи.
Ребусы: ученики не только отгадывают ребусы, данные в учебниках и
учителем, но и сами составляют, обмениваются работами и отгадывают ребус других групп.
Узнать предмет по описанию: учитель дает описание, дети называют
предмет - словарное слово, записывают его.
Словарные диктанты с творческим подходом:
− учитель читает загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками
являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.
− «узнать предмет по описанию». Учитель дает описание, дети
называют предмет - словарное слово, записывают его.
С изображением предметов - словарных слов. Можно их сгруппировать по темам (овощи, фрукты, школа…). Этот диктант можно проводить по- разному: как
− «картинный диктант». Учитель показывает картинки комментированное письмо, как самостоятельную работу, как диктант –
молчанку.
− грамматическая эстафета с элементами соревнования. На доске в 3
столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.
− работа по перфокартам. Учитель раздает ученикам карточки со
словарными словами, в которых пропущены орфограммы. Дети кладут их на
чистый лист и вписывают пропущенные буквы.
− «закрой форточку». Учитель показывает карточки с
открывающимися форточками (буквы, которые надо запомнить, вырезаны и
отогнуты на противоположную сторону). Учащиеся говорят, какую букву надо вставить и тогда форточка «закрывается» и нужная буква ставится на свое место.
«Творческие словари»: учащимся необходимо "оживить" букву, создав
её "образ" в конкретном слове.
«Салат из сказок»: берётся какой-либо сюжет, набираются герои из
разных сказок и придумывают что будет с ними происходить (можно
инсценировать). Можно использовать при обобщении пройденного раздела
учебника.
«Вырази мысль другими словами»: берётся несложная фраза. Надо
предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами,
однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других
предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл
высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.
«Определяй-ка»: учащимся предлагается 3 слова (например:
квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический,
жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов,
которым были бы свойственны все три определения. Поощряются самые
сумасшедшие идеи.
«Подходит - не подходит»: берётся любое существительное и
называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. (Например: «стол -большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д.), но затем детям
предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не
подходят. (Тот же стол не может быть, скажем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?).
Игра «Верю, не верю»: учитель называет фразы, а ученики должны
определить среди них ошибочные.
«Дерево предсказаний»: на доске рисуется силуэт дерева:
− ствол дерева (это выбранная тема, ключевой вопрос темы,
смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают
множественность решений);
− ветви дерева (это варианты предположений, которые начинаются
со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено);
− листья дерева (обоснование, аргументы, которые доказывают
правоту высказанного предположения (указанного на ветви)).
«Ассоциативная цепочка»: дети выстраивают цепочку ассоциаций по
заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке.
«Журналисты»: ученики выступают в роли журналистов, которым
нужно собрать у своих одноклассников как можно больше достоверной
информации по пройденной теме.
Игра «Загадай желание»: на развороте открытки ученики записывают
свои желания, дополняя предложенную фразу своими словами: «Если бы я был …, я бы …, потому что…»
«Итоги урока, от имени изучаемой темы»: ученики подводят итоги
урока от имени изучаемой темы (Я – имя прилагательное, я могу рассказать о себе…).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы технологии критического мышления, используемые на уроках русского языка
Для лучшего усвоения учебного материала по русскому языку,для развития логического мышления, орфографической зоркости в письме я использую некоторые приёмы технологии критического мышления. Хочу подел...
Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка
Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит е...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-974064-1510821345.jpg)
Классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе
в данной материале приводится классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе...
КОМПЛЕКС УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Комплекс учебно-познавательных игр на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/23/picture-1438701-1669228684.jpg)
Комплекс творческих заданий, используемых на уроках математики
Комплекс творческих заданий, используемых на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/23/picture-1438701-1669228684.jpg)
Комплекс творческих заданий, используемых на уроках литературного чтения
Комплекс творческих заданий, используемых на уроках литературного чтения...
Эффективные приёмы, используемые на уроках русского языка в начальной школе, со словарными словами .
В данной работе рассматриваются эффективные приемы работы над словарными словами....