КОМПЛЕКС УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по русскому языку

Комплекс учебно-познавательных игр на уроках русского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_igr.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс учебно-познавательных игр на уроках русского языка

1. Игра «Найди лишний(ее/ю) звук / букву / слово / словосочетание / предложение»

Подходит совершенно для любой темы, главное включить воображение. Но мы вам предложим цепочку слов на тему: «Род имён существительных»:

Задание: ваша задача прочитать слова, понять, по какому(им) признаку(ам) они объединены и найти лишнее.

Столовая (место, где принимают пищу), церковь, кофе, библиотека, кофейня, бильярдная.

2. Игра «Рифма»

Подходит совершенно для любой темы, главное включить воображение (можно использовать на этапе актуализации знаний, закрепления и др.).

Задание: сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия.

Тема: «Правописание имен существительных». Можно добавлять задания во время проведения (например, надпишите род/число и другое).

…курочка                                                    …подружка

…дудочка                                                     … ватрушка

                          … птичка

                            … спичка

3. Игра «Путаница»

Подходит совершенно для любой темы, главное включить воображение (можно использовать на этапе актуализации знаний, закрепления и др.).

Оборудование: мяч, клубок.

Тема: «Имена существительные»

Задание: учитель передает мяч (клубок) ученикам, при этом отрабатывая определенную часть речи (у нас, например, имена существительные), называя и путая ребят. Если это имя существительное, то мяч передается дальше от ученика к ученику, если другая часть речи, то возвращается учителю.

Прыгать, прыжок, прыгающий, бегающий, бегать, бег, чтение, читающий, читать и т.д.

4. Игра «Классики»

Игра основана на всем известной детской игре. «Бросая камушек», игрок переходит по ступеням, отвечая на вопросы учителя. Чем дальше уходит, тем больше шансов победить.

Пример вопросов:

  1. Часть речи, которая обозначает предмет.
  2. Назовите фамилию известного человека, который ввел в русский язык букву Ё.
  3. Что объединяет данную группу слов: красивый, прекрасный, восхитительный.

  1. Кто быстрее?

Ведущий (учитель) предлагает каждому участнику игры написать в столбик все буквы алфавита. Задание: слева и справа от каждой буквы дописать еще по одной букве, чтобы получились слова (желательно имена существительные) – со всеми буквами алфавита в середине. Будет интереснее, если провести эту игру на время и определить победителя (победителей). Зачитать слова. Предпочтение – тем, у кого существительные.

  1. Редкая буква

В русском языке редкой считается буква э. Ведущий (учитель) зачитывает краткие толкования значений различных слов, которые начинаются с э. Всякий раз называет слово тот из учеников, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ – одно очко (или одну карточку с написанной фломастером буквой, или просто цветную карточку).

1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.

2) Вид соревнования в беге.

3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.

4) Широко распространившаяся заразная болезнь.

5) Команда корабля, самолета, танка.

6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место.

7) Себялюбивый человек.

8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.

9) Очень срочный, спешный, неотложный.

10) Упругий, гибкий.

11) Изысканный, изящный.

12) Изображение, условно обозначающее какое-нибудь понятие (например, голубь обозначает мир).

13) Научное справочное пособие по всем отраслям знаний.

14) Сокращенное название эскадренного миноносца.

15) Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок.

16) Помост для казни.

17) Мировое пространство, в котором распространяются радио-волны.

18) Отражение звука от предметов.

19) Белая поверхность, на которой демонстрируются фильмы.

20) Вывоз товаров за границу.

21) Отдельный предмет (в коллекции, на выставке).

22) Научный опыт.

23) Проверочное испытание по учебному предмету.

24) Предварительный набросок рисунка, картины.

25) Короткое сатирическое стихотворение.

26) Мороженое, глазированное шоколадом.

1) этикетка

2) эстафета

3) эскадра

4) эпидемия

5) экипаж

6) эвакуация

7) эгоист

8) экскурсия

9) экстренный

10) эластичный

11) элегантный

12) эмблема

13) энциклопедия

14) эсминец

15) эшелон

16) эшафот

17) эфир

18) эхо

19) экран

20) экспорт

21) экспонат

22) эксперимент

23) экзамен

24) эскиз

25) эпиграмма

26) эскимо

  1. Кто больше?

Напишите как можно больше слов с повторяемым гласным. Например, слова с гласным [о]. Можно пользоваться словарем.

Ученики пишут слова (водоросль, долото, золото, молоко и др.). Через определенное время каждый читает свой список. Выигрывает тот, у кого слов окажется больше, чем у других.

  1. Кто больше?

На каждую букву предложенного слова напишите как можно больше существительных (время на работу с одним словом – 10 минут). Например:

П парник, перемена, пирог, пистолет, пятак, портфель.

О озеро, облако, очки, оса, омлет, обруч.

Ж жар, жара, жаба, жюри, жребий, жила…

А арбуз, азбука, аист, алиби, ангина, анкета.

Р рост, рука, рама, рота, ртуть, ребус, радио, ракета, ремень.

5. Забавные превращения

К. Г. Паустовский говорил, что «с русским языком можно творить чудеса». Составляя цепочку слов и изменяя в каждом последующем слове только одну букву, превратите «волка» в «козу», «реку» в «море», «ночь» в «день», «тесто» в «булку».

волк – полк – пола – поза – коза

река – рука – мука – муза – луза – лоза – коза – пора – гора – горе – море

ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – день

тесто – место – месть – масть – пасть – паста – каста – каска – качка – пачка – палка – балка – булка

  1. Важная позиция

К каждому из приведенных ниже слов подберите другое – от которого образовано данное или однокоренное, где за корнем следует гласный (то есть поставьте непроизносимый согласный в сильную позицию).

Лучше выполнять это задание не в форме соревнования, чтобы все ученики справились с ним. Количество слов в зависимости от времени можно сократить.

агентство

безвестный

безгласный

вкусный

послать (гонца)

постлать (скатерть)

праздный

прелестный

гигантский

гнусный

горестный

громоздкий

дилетантский

доблестный

захолустный

интересный

комендантский

косный (ум)

костный (мозг)

местный

невестка

ненастный

объездчик

окрестность

опасный

повестка

пристрастный

сверстник

свистнуть (громко)

свиснуть (вниз)

сердце

словесный

солнце

тростник

ужасный

устный

участвовать

хлестнуть

хрустнуть

целостный

чудесный

шефствовать (над малышами)

шествовать (по площади)

яростный

  1. Словотворение

Записав на доске слова или вывесив заранее приготовленный список, ведущий (учитель) предлагает изменить каждое слово или образовать новое, чтобы появился разделительный ь (например, крыло – крылья, здоровый – здоровье).

крыло

здоровый

варить

воробей

звено

зимовать

кушать

берег

медаль

счастливый

под землей

под полом

без дороги

раздумывать

ружейный

скамейка

судить

соловей

  1. Задания для любознательных

Образуйте пары слов, отыскав в памяти соответствующие глаголы с суффиксом – ну-.

спать

утопать

глядеть

кидать

увядать

блестеть

шептать

брызгать

двигать

дергать

трогать

тягать

впрыскивать

плескать

тискать

трескаться

– заснуть

– утонуть

– глянуть

– кинуть

– увянуть

– блеснуть

– шепнуть

– брызнуть

– двинуть

– дернуть

– тронуть

– тянуть

– впрыснуть

– плеснуть

– тиснуть

– треснуть

  1.  Раскинем умом

Ответьте на следующие вопросы.

1. Что находится в середине земли?

2. Что находится в середине капусты?

3. Что у зайца сзади, а у цапли спереди?

4. Что мы произносим в начале урока?

5. Что мы слышим в начале концерта?

6. В каком слове сорок гласных?

7. В каком слове семь йотированных гласных?

8. За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

9. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?

10. Ради какого звука выдающийся русский физик А. С. Попов нашел способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи провода?

11. Какие слова жалуются, что у них не хватает до ста?

12. Какой алфавит состоит всего из шести букв?

13. Как превратить: а) хвойное дерево в приспособление для накачивания и откачивания воды или газов; б) растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь; в) каменную глыбу (утес) в проявление нежности; г) палку в глагол; д) нитку в материю?

13. Секретное донесение

Участники игры делятся на две группы. Это тайные агенты из конкурирующих (соперничающих) между собой организаций. Они следят за важным человеком (ученым) и пишут короткие донесения своему шефу. Ведущий (учитель) дает каждой группе карточку (лист), где написаны словосочетания. Задача участников игры – заменить прилагательные синонимами с приставками без– и бес-. Победит группа, которая быстро и безошибочно выполнит это задание.

смелый человек

жестокий враг

правильное решение

вечная слава

защищенное место

тревожный сон

тихая погода

непонятливый человек

добродушный смех

напрасный труд

прозрачная жидкость

огромное количество

тихие шаги

ясное небо

бесстрашный

безжалостный,

беспощадный

безошибочный

бессмертный

безопасный

беспокойный

безветренный

бестолковый

беззлобный

бесполезный

бесцветный

бесчисленный,

бессчётный

бесшумный

безоблачный

Если позволяет время, можно предложить ребятам продолжить игру – «расшифровать» перехваченные донесения (составить предложения со словосочетаниями): первая группа читает чужое донесение (как она его поняла), затем вторая группа – это же (своё) донесение (как надо понимать, то есть о чем она сообщила своему руководству); после этого группы меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка

Приемы учебно-познавательной деятельности на урокахрусского языка...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...

Презентация по теме:«Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий в начальной школе на уроках русского языка в условиях ФГОС».

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно н...

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Данный материал поможет начинающему учителю познакомиться и подобрать для себя наиболее интересные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Комплекс творческих заданий, используемых на уроках русского языка

Комплекс творческих заданий, используемых на уроках русского языка...