Технологическая карта с использованием образовательной площадки МЭО
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Волкова Екатерина Васильевна
Урок русского языка в 4 класса. УМК "Перспектива " Тема урока: "Систематизация знаний о составе слова ". Цели урока: Развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов, подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ МЭО

Учитель

Учитель начальных классов,

Волкова Екатерина Васильевна

Предмет

Класс

Русский язык

4 «В»

УМК

«Перспектива»,  Л.Ф. Климанова, Т.Н. Бабушкина  «Русский язык» 4 класс

Тема урока

« Систематизация знаний о составе слова »

Дидактические цели

Развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов, подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу

Планируемые результаты

1.     Личностные

- развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

 

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.     Метапредметные

 

·        познавательные

Познавательные УУД:

- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- представлять информацию в виде схемы;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на развороте учебника 

·        регулятивные

Регулятивные УУД:

развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

·        коммуникативные

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- участвовать в учебном диалоге;

- работать в группе 

3.     Предметные

- определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;

- графически обозначать части слова;

- составлять схемы слов;

- подбирать слова по схемам 

Межпредметные связи: 

чтение, окружающий мир

Формы работы обучающихся:

индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах

Техники и технологии:   

здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества,  ИКТ

Ресурс (учебники, наглядные   пособия,  ИКТ):  

Компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык» 4 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, Т.Н. Бабушкина  УМК «Перспектива», электронная презентация, выполненная в программе Power Poin

 

 

ХОД УРОКА

 

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Изображение

(слайд)

Формируемые УДД и предметные действия

1.Организационный

 

Цель: подготовка

учащихся к работе

на уроке

Проверка готовности учащихся 

к уроку.

 Добрый день, ребята!   Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.  Давайте вместе произнесём слова, которые нам помогут настроиться на урок.

  

Теперь посмотрите на меня. Я  желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Сегодня у нас очередной урок русского языка, на котором мы продолжим знакомство с секретами.

Подготовка к уроку.

 

Эмоциональный настрой на урок.

-Мы хорошие ученики!

-Нам нравится учиться!

-Мы способные!

-Мы со всем справимся!

-Мы умеем работать быстро!

Личностные УУД:

-самоорганизация.

Регулятивные УУД:

- способность регулировать свои действия

Коммуникативные УДД: - организовывать сотрудничество с учителем

2. Актуализация

знаний

 

Цель: актуализация изученного, мотивация к пробному учебному действию,

фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

Прочитайте  устойчивые выражения. Объясните смысл  фразеологизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выберите из фразеологических оборотов  однокоренные слова, добавьте еще 2-3 однокоренных слова. Запишите цепочку однокоренных слов, выделите корень.

Почему вы не выписали слово рук?

 

Разберите слово безрукавка по составу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись однокоренных слов

 

 

 

 

 Разбор слова

намотать на ус,

сложа руки,

спустя рукава,

держать ушки на макушке,

не покладая рук,

засучив рукава,

волка ноги кормят

 

 

Руки – рукава – рукавичка – безрукавка.

 

 

 

 безрукавка

Предметные УУД:

- определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;

- графически обозначать части слова;

- составлять схемы слов;

- подбирать слова по схемам 

 

 

 

3. Формулирование проблемы

 

Цель: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

– Рассмотрите схемы слов.

В каких из них допущена ошибка?

В чём?

– Определите тему урока.

 

– Предположите, какова будет цель нашего урока.

 

 

 

Распределимся в группы. Напоминаю правила работы в группе.

Ваша задача вспомнить, какие части слова мы уже изучили.

Задания – карточки для групп.

 

Задание для 1 группы.

 

  1. Образуйте однокоренные слова от  слова снег.
  2. Выделите корень в однокоренных словах. 
  3. Что вы можете сказать о корнях в этих словах?
  4. Исследуйте цепочки слов. Сделайте вывод, что такое корень.
  5. Составьте свою цепочку однокоренных слов, выделите корень.

 

Задание для 2 группы.

 

  1. Образуйте слова с корнем

 -ВЁЛ-  с помощью приставок

про-, об-, по-, под-, от-, за-, на-, пере- вы-

2.Запишите их, выделите в словах приставки.

3.Исследуйте цепочки слов и сделайте вывод, что такое приставка.

4.Слова какой части речи у вас получились.

5.Составьте свою цепочку однокоренных слов, используя приставки.

 

Задание для 3 группы.

 

   1. Образуйте слова с суффиком

   - к -

 

- Б -

 ночь, печь, рука, туча, задача, дочь

Косить

 

Служить

2.  Выделите  в словах суффикс.

3.  Исследуйте слова и сделайте вывод, что такое суффикс?

4.  Какое правило встретилось в этих словах?

5.  Составьте свою цепочку слов

с любым из суффиксов.

Ходить

 

Стрелять

 

 

- А теперь посмотрим видео о составе слова.

Видео https://www.youtube.com/watch?v=6H1IMjsnEBk

Проверим, правильно ли вы все выполнили.

Работа по схемам

 

 

 

Формулируют тему урока

Ответы на вопрос

(Учиться находить и правильно выделять части слова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах. 

(Дети с ОВЗ работают в группах со всеми вместе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выслушиваются презентации групповых решений.

 

 

 

 

Систематизация знаний о составе слова 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

снег – снежок – снежинка – снежный – снеговик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

провёл,   обвёл,   повёл,   подвёл,   отвёл, завёл, навёл, перевёл, вывел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ночь – ночка, печь – печка,

рука – ручка,

туча – тучка, задача – задачка, дочь – дочка

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- участвовать в учебном диалоге;

- работать в группе 

 

 

 

4. Физкульминутка

музыкальная

http://videouroki.net/look/superfizmin/righttd/index.html

 

Дети выполняют под музыку.

 

Личностные УДД:

-признание ценности здоровья

Регулятивные УУД:

- способность регулировать свои действия

5.  Применение знаний и умений в новой ситуации.

 

Цель: коррекция и закрепление знаний, выработка умений и применение знаний и умений в новой ситуации.

 

Самостоятельная работа

https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/openTaskTable?courseId=251&tid=1914

Русский язык, занятие 3, Интернет – урок № 1

 

1. Работа в парах.

 

Каждая пара получила лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот победит.

 

Сумрачный

Разбудить

Человекообразный

Прочитала

 

 

Разобрать слова по составу.

 

4. «Замени одним словом»

 

А есть в русском языке слова, образованные из двух корней! Их соединяют гласные, которые так и называются соединительными. Какие это гласные? Как их обозначают при разборе?

Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корни и соединительную гласную.

  1. Рабочий, который варит сталь. (Сталевар)
  2. Машина, которая возит молоко. (Молоковоз)
  3. Машина, которая сама летает. (Самолёт)
  4. Человек, который разводит птиц. (Птицевод).
  5. Любитель книг. (Книголюб). Человек, который пасёт свиней. (Свинопас).
  6. Прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)

https://k06ui.mob-edu.ru/ui/#/openTaskTable?courseId=251&tid=1914

Русский язык, занятие 3, ключевой вопрос Интернет – урока № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают о порядке разбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах, разбирают по составу слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 Учащиеся работают над заданием.

 

 

 

 

 

окончание

корень

приставка

суффикс

основа

 

 

 

 

 

 

 

1 пара работает у доски

 

Регулятивные УУД:

- выполнять индивидуальные и коллективные задания в соответствии с поставленной целью

Познавательные УУД:

- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- представлять информацию в виде схемы;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на развороте учебника 

 

6. Подведение итогов урока

 

Цель: обобщение и систематизация знаний.

 

 

 

 

 

 

Наш урок подходит к концу.

-Итак, какая же тема сегодняшнего урока? 

- Удалось ли нам справиться с поставленной целью?

- Встретили трудности на уроке?

- Понравился урок?

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подводят итог урока по схеме.

Сегодня на уроке я …..

 

- узнал…

- открыл

для  себя…

- научился…

- могу… 

 

Личностные УУД:

- развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

7.Рефлексия

У вас на парте лежат шарики, на которых записаны   фразеологизмы, которыми мы начали сегодня урок.

Оцените себя, выберите один шарик, который соответствует вашей работе на уроке.

 

Как вы ее объясните?

Я очень хочу, чтобы вы были хорошими, успешными учениками. Если у вас все получается, это и мой успех. Спасибо за прекрасный урок.

Самооценка .

 

Познавательные УУД:

-структурировать знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные УДД:

-осуществлять контроль по результату

8. Домашнее задание

Написать сочинение «Зимушка-зима», используя в нём родственные слова.

 

Для обучающегося с ОВЗ

Записать родственные слова к словам: лес, гриб, дом и разобрать по составу.

 

 

 

Регулятивные УДД: 

-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале

Личностные УДД: 

-потребность в самовыражении, познавательный интерес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта коррекционной непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Составление рассказа с опорой на собственный опыт"

Технологическая карта коррекционного занятия по развитию связной речи у детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС....

технологическая карта информационной безопасной образовательной среды школьника

В этой технологической карте содержится материал по инфобезопасной образовательной среде младшего школьника....

Технологическая карта урока технологии «Вертолетная площадка. Изделие вертолет Муха» (3 класс)

Тема урока: «Вертолетная площадка. Изделие вертолет «Муха»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для изучения конструкции вертолёта и изготовлени...

Технологическая карта урока технологии "Вертолетная площадка. Изделие: Вертолет-муха" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока: «Вертолетная площадка. Изделие вертолет «Муха»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для изучения конструкции вертолёта и изгото...

Технологическая карта урока технологии «Взлётная площадка. Вертолёт муха» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условия для ознакомления с конструкцией вертолёта, с новым материалом – пробкой и способами обработки.Задачи урокаДидактические:1. совершенствовать умения работы с картоном...

Технологическая карта урока технологии «Вертолётная площадка» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование умения изготавливать изделие вертолётная площадка.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: технику выполнения.2. Уметь: выполнять изделие вертолётная площадка.Личностные:1....