«Как строится текст. Начало текста»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гайдак Данил Юрьевич

Тип урока: урок общей методологии.

 

Цель урока: научиться анализировать и подбирать начало текста

Задачи урока:

 

Дидактические:

  1. Знать, что такое текст, признаки текста.
  2. Уметь подбирать варианты начала текста.

Развивающие:

  1. Развивать умение строить речевые высказывания, отвечая на вопросы.
  2. Закреплять навыки самостоятельной работы.
  3. развить связную речь, мышление, память, внимание.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучаемому предмету, стремление к самостоятельности и трудолюбию
  2. Воспитывать умение слушать и понимать речь других, посредством участия в диалоге, беседе.

Оборудование: Учебник «Русский язык», 2 класс часть вторая, А. О. Евдокимова (УМК «школа 21 века»), презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_stroitsya_tekst._nachalo_teksta.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 22.02.2022

Школа: МАОУ «Образовательный центр «НЬЮТОН»

Класс: 2-10

Урок: 5

Время: 16:25-17:15

Кабинет: 210

Студент: Гайдак Данил

Группа: 35

Учитель: Михайлова Татьяна Михайловна

Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока «Как строится текст. Начало текста»

Тип урока: урок общей методологии.

Цель урока: научиться анализировать и подбирать начало текста

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Знать, что такое текст, признаки текста.
  2. Уметь подбирать варианты начала текста.

Развивающие:

  1. Развивать умение строить речевые высказывания, отвечая на вопросы.
  2. Закреплять навыки самостоятельной работы.
  3. развить связную речь, мышление, память, внимание.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучаемому предмету, стремление к самостоятельности и трудолюбию
  2. Воспитывать умение слушать и понимать речь других, посредством участия в диалоге, беседе.

Оборудование: Учебник «Русский язык», 2 класс часть вторая, А. О. Евдокимова (УМК «школа 21 века»), презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

                         Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Эмоциональный настрой

Наглядный метод. Практический: каллиграфическое упражнение

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Добрый день, ребята! Меня зовут Данил Юрьевич, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

-Посмотрите друг на друга, и улыбнитесь друг другу.

- Присаживайтесь

- Ребята посмотрите на слайд. Какие качества из предложенных (на слайде: разговоры, старание, внимание, сообразительность, лень) нам сегодня понадобятся?

- Предлагаю воспользоваться этой формулой на нашем уроке.

- Поднимите левую руку, кто согласен.

-Ребята, у вас на партах вы видите карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете отмечать свою успешность на уроке.

Выполняют действия учителя

- старание, внимание, сообразительность

Поднимают левую руку

Р: волевая саморегуляция

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

                          Готовность мышления  и осознание  потребности к построению нового способа действий  

              Словесный: диалог, обсуждение смысла высказывания автора; эмоциональный настрой

1. Минутка чистописания.

- Сейчас откройте тетрадки для чистописания и поработайте в них.

- Отлично мы можем продолжать урок

2. Проводит словарную работу.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

22 Февраля.

Классная работа.

- Сейчас мы с вами напишем словарный диктант, но перед этим откройте словарь и повторите слова из первого столика.

- Обратите внимание на слайд, на нем картинками загаданы слова которые будут в вашей словарной работе.

автОбус

автомобИль

вокзАл

ворОна

воскресЕнье

ГерОй

дежУрный

дерЕвня

до свидАния

зАвтрак

-Отлично, вы отгадали все слова, и сейчас мы приступаем к словарной работе, я диктую слова, а вы записываете к себе в тетрадь. Кто готов поднимите правую руку.

-Теперь обратите внимание на слайд, и сверьте ответы со своей словарной работой.

3. Организует оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию .

-Возьмите свой лист успеха, напротив словарной работы оцените как вы справились со словарной работой.

Работают в тетради для чистописания.

Записывают число.

Отгадывают слова по картинкам.

Поднимают руку.

Выполняют словарную работу.

Самопроверка по образцу.

Оценивают свою работу

К: умение строить речевое высказывание

М: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

                              Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

                            Словесный: подводящий и формирующий диалог. Наглядный: выведение темы и целей урока

1. Побуждает учащихся к формулированию темы и целей урока.

- Сейчас я прочитаю вам два текста.

-Потом небо зазолотилось. Дыхнуло ветерком и потянуло лесной фиалкой.

   Грохнул по заре выстрел и долго катился по полям, и лесам, и перелескам. На минуту всё приумолкло, а потом хлынуло ещё звонче.

-Над рекой и лугом повис текучий белый туман.

Зазолотились макушки — сильный и весёлый кто-то по лесу вскрикнул! — поднялось над землёю ослепительное солнце.

Смеётся солнце, играет лучами. И нет сил, глядя на солнце, сдержаться.

— Солнце! Солнце! Солнце! — поют птицы.

— Солнце! Солнце! Солнце! — цветы раскрываются.

- Что общего у этих текстов?

- Совершенно верно.

- Обратите внимание на слайд, кто может ответить мне на эти вопросы?

Что такое текст?

Из каких частей состоит текст?

Как выбрать заголовок текста?

- Как вы думаете какова будет тема нашего урока?

2. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

Тема нашего урока «Построение текста. Начало текста»

- Какая будет цель нашего урока?

Цель: научится подбирать начало текста.

- Работать на уроке мы будем по  плану,  но для начала нам необходимо его составить. Посмотрите на слайд.

  1. Вспомнить…
  2. Узнать...
  3. Научиться…

Слушают учителя.

-они про весну.

-в первом тексте нет начала, а во втором есть

-Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Текст имеет начало, основную часть и окончание.

Заголовок текста выражает главную мысль и соответствует его содержанию.

- построение текста, начало текста.

-Научиться подбирать начало текста.

- вспомнить, что такое текст, узнать, как строить начало текста и научиться, как строить начало текста.

Л:смыслообразование

Р: целеполагание

П:формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижен\

ия цели

Карта «моя успешность на уроке»

 Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действия

Практический:

Метод языкового анализа и синтеза

Организует динамическую паузу.

- Сейчас мы с вами проведём физминутку.

1. Предлагает выполнение упражнения.

-Откройте учебник на странице 50. И прочитайте первое задание.

- Что нам нужно сделать в этом задании?

- Правильно

- Сейчас прочитайте текст про себя, и подумайте как можно его озаглавить.

- кто прочитал поднимите правую руку.

Работа в парах.

- Сейчас в парах обсудите, и придумайте как можно озаглавить этот текст.

Спрашиваю пары какие они придумали заголовки.

- Ребята, а можно озаглавить этот текст как «весенние хлопоты»?

- Давайте так и озаглавим его.

- запишите в тетрадях упражнение 1, и ниже по середине напишите заголовок «весенние хлопоты».

-все записали?

-как можно закончить этот текст? Давайте придумаем пару предложений.

-Почему люди заботятся о скворцах?

- Посмотрите на слайд, в конце текста вам нужно будет записать эти предложения.

Теперь перепишите этот текст себе в тетрадь.

- Кто закончил покажите мне как нужно правильно сидеть за партой, и главное максимально тихо, чтобы не мешать другим переписывать текст.

- Сейчас возьмите свои листы успеха и оцените свои работу с этим заданием.

- Откройте свои дневники, и запишите домашнее задание

Стр. 51, упр. 2

- Откройте это упражнение, вам нужно будет придумать подходящее по смыслу начало текста, и записать это в свои тетрадки.

Читают задание.

-Озаглавить текст, записать получившийся текст с заголовком в тетрадь.

-читают текст.

поднимают руку.

Придумывают заголовок.

-Да можно

- дома для скворцов называются скворечники.

- потому, что скворцы едят вредных насекомых

- Да

Переписывают текст.

Оценивают свою работу.

Записывают домашнее задание.

П:структурирование знаний;

П: анализ

Учебник

- В конце упражнения есть подсказки на которые вы можете опираться при выполнении домашнего задания.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: алгоритмизация

1. Осуществляет закрепление материала.

 

- Что бы вам было проще выполнять домашнее задание, мы сейчас с вами потренируемся подбирать начало текста

-Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте текст.

В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна соль. Учитель дал совет носить в лес соль. Мальчики кладут соль на пенёк. Лоси часто приходят лизать соль.

-как вы думаете чего не хватает в этом тексте?

-Правильно, не хватает начала

-Как можно начать этот текст?

-Посмотрите на слайд, и выберете подходящее начало.

В наших лесах живут лоси.

Лось красивое животное.

На опушку леса вышел лось.

-Правильно, в наших лесах живут лоси.

-Теперь перепишите этот текст с этим началом к себе в тетрадь.

-Вы хорошо постарались.

--читают текст со слайда

-В этом тексте не хватает начала.

-лоси любят соль, лоси в лесу

-выбирают начало текста.

Переписывают текст используя начало.

П: анализ

П: установление причинно-следственных связей

Р: коррекция, оценка

Карточка с заданием

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: анализ

1. Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

- Какова была тема нашего урока?

- Какая была цель нашего урока?

- Ребята, как вы считаете мы справились с целью нашего урока?

- Как нужно выбирать заголовок текста?

- Сейчас возьмите свои листы успеха и оцените свою работу на уроке.

- Спасибо, за урок, было очень приятно с вами работать!

-как строится текст, начало текста.

-Научится подбирать начало текста.

-заголовок текста должен описывать содержание текста.

-да

Л: установление учащимися значения результатов своей деятельности

Р: оценка результатов

К: построение речевого высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Начало текста"

Разработка урока по русскому языку на тему "Начало текста". Раздел "Развитие речи". Программа "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

конспект урока русского языка на тему " Как строится текст. Начало текста"

Урок русского языка во 2 классе.   УМК "Начальная школа 21 века" Урок интегрирован с уроком окружающего мира на тему " Перелетные и кочующие птицы"...

Технологическая карта урока русского языка "Как строится текст.Начало текста." УМК «Начальная школа XXI» 2 класс

Цель урока:закрепление и корректировка знаний о тексте; умения определять цельность текста и формулировать варианты начала и окончания к незаконченным текстам. Дидактические:1) устранить пробелы ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...

Технологическая карта урока русского языка «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)

Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формир...