конспект урока русского языка на тему " Как строится текст. Начало текста"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Виноградова Лариса Олеговна

Урок русского языка во 2 классе.   УМК "Начальная школа 21 века" Урок интегрирован с уроком окружающего мира на тему " Перелетные и кочующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_word.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка («Развитие речи») во 2 классе.

(Интегрированный  урок  окружающего мира «  Зимующие и перелетные птицы.»)

Тема

Как строится текст. Начало текста.

Цели:

Предметные: учить восстанавливать начало предложенного текста, наблюдать за структурой текста, соблюдать условие единства текста.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои учебные действия.

Логические: анализировать содержание учебного материала, формулировать выводы и обобщения.

Познавательные: расширение собственного кругозора и использование собственного социального опыта в учебной деятельности; обогащение своей речи выразительными средствами языка, самостоятельно создавать способы решения проблем учебной задачи.

Коммуникативные: оформление устной и письменной речи в форме текста; умение работать в группе (выстраивание полилога, умение слышать мнение других и корректно отстаивать свою точку зрения, умение приходить к консенсусу).

Личностныеосознание себя как носителя родного языка, определение границы собственного «знания» и «незнания».

Тип урока

Комбинированный: Ознакомление с последовательностью работы над текстом и систематизация знаний

Виды

деятельности

и формы работы

Фронтальная – при педагогической поддержке постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осуществление комплексного анализа текстов.

Парная (групповая) – обсуждение и выведение алгоритма работы над текстом.

Индивидуальная – участие в решении учебной задачи, выполнение заданий самостоятельной работы.

Оборудование

Оборудование:

- Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.];[под ред.С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2013.- 176с.: ил.

- схема с зашифрованным крылатым выражением английского учёного Фрэнсиса Бэкона «Знание - сила»;

- тематическая презентация

- презентативная физминутка

- карточки для групповой работы;

-  компьютер, экран

- рисунки о весне и птицах

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Придумано кем – то просто и мудро
  3. При встрече здороваться:
  4. «Доброе утро!»
  5. Доброе утро солнцу и птицам,
  6. Доброе утро улыбчивым лица

Чистописание (Слайд 2)

Вниз черту проводим снова.

 Сверху шляпка и — готово.

 То ли зонтик, то ли гвоздь,

Буква эта -  новый гость.

 Автор: Бокова Т

Пропишите красиво и правильно букву Т строчку.

Запишите названия птиц, которых вы увидите, вслух называть нельзя

Ворона, сорока, дятел,соловей, воробей.

Проверьте написание слов (Слайд 3)

-Какая птица лишняя? (Соловей, не улетает на юг)

Когда птицы возвращаются?

Какие птицы прилетают первыми?

Грачи прилетели

Еще не утихли метели.

Еще не проснулись ручьи.

Но в город грачи прилетели.

– Грачи прилетели! Грачи!

Расселись они на берёзах:

Шумят, суетятся, кричат…

Спешат обустраивать гнёзда,

Чтоб высидеть к маю грачат.

Какое повсюду веселье!

Едва опустившись с высот,

Как будто букетик весенний,

Грач веточку в клюве несёт.

И с новой надеждой и верой

Посмотрит вокруг человек:

На мутное небо и серый,

Слежавшийся мартовский снег.

Растает на Вербной неделе,

А может быть, и на Страстной.

Но в город грачи прилетели,

И в воздухе пахнет весной.

А. Усачёв

Работа в парах   Придумайте с этими словами предложение.

Запишите.

Осенью соловьи улетают, а вороны, сороки, дятлы, воробьи, синицы  остаются зимовать.

Подчеркните слова, обозначающие предмет одной чертой. Найдите слова с орфограммой  разделительный мягкий знак.

Определение темы урока.

Тема нашего урока как раз начинается с  буквы,  которую вы прописывали, я дам  вам несколько подсказок.

- Предложения в нём стоят в определенной последовательности.

- В нём всегда о чём-то или о ком-то говорится.

- К нему можно подобрать заглавие.

Правильно, ребята, речь идёт о тексте.

Давайте вспомним, что вы знаете о тексте

II учебно-познавательная деятельность

Актуализация знаний

Определение уровней и границ своего знания и незнания

Работа в группах.

Подготовьте в группе ответы на поставленные вопросы.

  1. Что такое текст?
  2. Из каких частей состоит текст?
  3. Что  выражает  заголовок текста?

Учитель (слайд 7). Сверим ваши ответы. Эти знания будут вашими помощниками на уроке.

Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Текст имеет начало, основную часть и окончание.

Заголовок текста выражает главную мысль и соответствует его содержанию.

-Тема урока- текст. Сегодня мы будем учиться строить тексты. Какие вы ставите перед собой цели?

-Учиться правильно составлять текст. Определять его части.

-Вспомните, пожалуйста, что включает в себя выражение «единство текста». Это важное условие создания текста заключается в связи предложений по смыслу, в последовательном расположении его составных частей, настроении.


Работа в парах

Перед вами текст. Части текста разбросаны. В пустых кружочках вы, посовещавшись друг с другом, поставьте соответствующие названиям частей цифры. Задание 2 уровней.

1-начало текста

2-основная часть

3-окончание текста

 Пара, которая справилась с заданием, поднимает вместе руки

1 карточка

Оперенье птицы яркое и красивое, кажется, что птичка  нарядилась в  желтую блузку с черным галстуком. Синица легко прыгает по веткам и ловко лазает по стволам деревьев.

Большая синица распространена в лиственных лесах.

В морозные зимние дни птицы прилетают ближе к жилью человека.

2 карточка

Лишь пригреет солнышко, снегири улетают в самые глухие еловые чащи.


Они появляются у нас ближе к зиме. Птица чуть крупнее воробья. Окраска оперенья самца красно-вишневого цвета. Питаются семенами,почками и ягодами.

Снегирь-кочующая птица.

3 карточка

Это самостоятельная птица: в обиду себя не даст и голодным не осанется. Если найдет где-нибудь съедобное, то сразу других зовет.

В холодную пору птицы сидят плотно прижавшись друг к другу,нахохлившись.

Воробей очень  давно живет рядом с человеком.

 Творческая страничка. Каждый из вас, выполняя домашнее задание, подобрал загадки о птицах. Угадайте птицу по описанию.

Самостоятельная работа (Слайд 8)

-Прочитайте.

-Как вы считаете, какая часть текста пропущена? ( Начало текста)

Предложите, как можно начать этот текст. Обсудите в парах.

Запишите текст. Не забудьте записать начало текста.

Составление текста по иллюстрации.

  -Что, по-вашему, общего между словом весна, перелётные птицы и занятием детей? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить их?

  1. Перелётные птицы на зиму улетают в тёплые страны, а весной возвращаются на родину. Мы можем соблюдать правила поведения в лесу, а для птиц, которые живут рядом с нами делаем скворечники весной и кормушки зимой.
  2. Мальчики делают заготовки для скворечников, ребята вместе собирают и раскрашивают их, закрепляют домики для птиц высоко на деревьях с помощью веревочек, чтобы не повредить дерево, в домиках появляются новые жильцы.

Работа в группах
Расположите сюжетные картинки в порядке происходящих событий. Докажите правильность своего выбора. Составьте текст по опорным картинам. Запишите в тетрадь.


Работа в учебнике

Самостоятельная работа 


Для того, чтобы освоить приёмы работы с текстом нам необходимо выполнить задание в учебнике:
 упр. 1, с.50. В чём заключается проблема выполнения задания и как её решить? Какие части присутствуют в данном отрывке? (начало и основная часть). Верно, чтобы соблюдалось условие единства текста необходимо его дополнить, придумать окончание текста. Составим общий план работы.

План действий:

  1. Прочитать текст.
  2. Определить основную мысль текста.
  3. Придумать окончание текста.
  4. Придумать заголовок текста.
  5. Записать текст в тетрадь.

Рефлексия

Учитель (слайд ): Итог нашей работы подведём на учёном совете.

- О каком важном элементе (части) текста вели разговор? (О начале текста).

- Какое условие необходимо соблюдать при работе с текстом? (Единство смысла, содержания, настроения).

- Для чего нам нужно этому учиться? (Для того чтобы речь была красивой, правильной и понятной для окружающих).

Подведение результативности работы на уроке.

Оценивание

и домашнее задание

Учитель (слайд ): Оцените работу своей пары, группы, самого себя. Поблагодарите друг друга за работу.

Домашнее задание: В заключение каждая группа получает 2 задания:

Дома закончить запись текста из упражнения 2, с.51.

Я благодарна вам за работу на уроке, спасибо. До свидания.

Я отлично потрудился и доволен собой.

Мне было трудно, но я старался.

Используемая литература

1 Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.];[под ред.С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2018.- 176с.: ил.

2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 448с. – (Начальная школа XXI века).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по теме "Составление плана текста"

План - конспект урока русского языка 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века" Соответствует реализации ФГОС...

План-конспект урока русского языка на тему: "Знакомство с особенностями текста рекламы. Создание своего текста рекламы"

Реклама... Современная жизнь без нее просто немыслима!!! А что если мы попробуем создать свою рекламу?...

Конспект урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс). Формирование умения писать изложение по вопросам....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...