конспект урока русского языка на тему " Как строится текст. Начало текста"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века" Урок интегрирован с уроком окружающего мира на тему " Перелетные и кочующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка («Развитие речи») во 2 классе.
(Интегрированный урок окружающего мира « Зимующие и перелетные птицы.»)
Тема
Как строится текст. Начало текста.
Цели:
Предметные: учить восстанавливать начало предложенного текста, наблюдать за структурой текста, соблюдать условие единства текста.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои учебные действия.
Логические: анализировать содержание учебного материала, формулировать выводы и обобщения.
Познавательные: расширение собственного кругозора и использование собственного социального опыта в учебной деятельности; обогащение своей речи выразительными средствами языка, самостоятельно создавать способы решения проблем учебной задачи.
Коммуникативные: оформление устной и письменной речи в форме текста; умение работать в группе (выстраивание полилога, умение слышать мнение других и корректно отстаивать свою точку зрения, умение приходить к консенсусу).
Личностные: осознание себя как носителя родного языка, определение границы собственного «знания» и «незнания».
Тип урока
Комбинированный: Ознакомление с последовательностью работы над текстом и систематизация знаний
Виды
деятельности
и формы работы
Фронтальная – при педагогической поддержке постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осуществление комплексного анализа текстов.
Парная (групповая) – обсуждение и выведение алгоритма работы над текстом.
Индивидуальная – участие в решении учебной задачи, выполнение заданий самостоятельной работы.
Оборудование
Оборудование:
- Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.];[под ред.С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2013.- 176с.: ил.
- схема с зашифрованным крылатым выражением английского учёного Фрэнсиса Бэкона «Знание - сила»;
- тематическая презентация
- презентативная физминутка
- карточки для групповой работы;
- компьютер, экран
- рисунки о весне и птицах
Ход урока
- Орг. Момент
- Придумано кем – то просто и мудро
- При встрече здороваться:
- «Доброе утро!»
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лица
Чистописание (Слайд 2)
Вниз черту проводим снова.
Сверху шляпка и — готово.
То ли зонтик, то ли гвоздь,
Буква эта - новый гость.
Автор: Бокова Т
Пропишите красиво и правильно букву Т строчку.
Запишите названия птиц, которых вы увидите, вслух называть нельзя
Ворона, сорока, дятел,соловей, воробей.
Проверьте написание слов (Слайд 3)
-Какая птица лишняя? (Соловей, не улетает на юг)
Когда птицы возвращаются?
Какие птицы прилетают первыми?
Грачи прилетели
Еще не утихли метели.
Еще не проснулись ручьи.
Но в город грачи прилетели.
– Грачи прилетели! Грачи!
Расселись они на берёзах:
Шумят, суетятся, кричат…
Спешат обустраивать гнёзда,
Чтоб высидеть к маю грачат.
Какое повсюду веселье!
Едва опустившись с высот,
Как будто букетик весенний,
Грач веточку в клюве несёт.
И с новой надеждой и верой
Посмотрит вокруг человек:
На мутное небо и серый,
Слежавшийся мартовский снег.
Растает на Вербной неделе,
А может быть, и на Страстной.
Но в город грачи прилетели,
И в воздухе пахнет весной.
А. Усачёв
Работа в парах Придумайте с этими словами предложение.
Запишите.
Осенью соловьи улетают, а вороны, сороки, дятлы, воробьи, синицы остаются зимовать.
Подчеркните слова, обозначающие предмет одной чертой. Найдите слова с орфограммой разделительный мягкий знак.
Определение темы урока.
Тема нашего урока как раз начинается с буквы, которую вы прописывали, я дам вам несколько подсказок.
- Предложения в нём стоят в определенной последовательности.
- В нём всегда о чём-то или о ком-то говорится.
- К нему можно подобрать заглавие.
Правильно, ребята, речь идёт о тексте.
Давайте вспомним, что вы знаете о тексте
II учебно-познавательная деятельность
Актуализация знаний
Определение уровней и границ своего знания и незнания
Работа в группах.
Подготовьте в группе ответы на поставленные вопросы.
- Что такое текст?
- Из каких частей состоит текст?
- Что выражает заголовок текста?
Учитель (слайд 7). Сверим ваши ответы. Эти знания будут вашими помощниками на уроке.
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.
Текст имеет начало, основную часть и окончание.
Заголовок текста выражает главную мысль и соответствует его содержанию.
-Тема урока- текст. Сегодня мы будем учиться строить тексты. Какие вы ставите перед собой цели?
-Учиться правильно составлять текст. Определять его части.
-Вспомните, пожалуйста, что включает в себя выражение «единство текста». Это важное условие создания текста заключается в связи предложений по смыслу, в последовательном расположении его составных частей, настроении.
Работа в парах
Перед вами текст. Части текста разбросаны. В пустых кружочках вы, посовещавшись друг с другом, поставьте соответствующие названиям частей цифры. Задание 2 уровней.
1-начало текста
2-основная часть
3-окончание текста
Пара, которая справилась с заданием, поднимает вместе руки
1 карточка
Оперенье птицы яркое и красивое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком. Синица легко прыгает по веткам и ловко лазает по стволам деревьев.
Большая синица распространена в лиственных лесах.
В морозные зимние дни птицы прилетают ближе к жилью человека.
2 карточка
Лишь пригреет солнышко, снегири улетают в самые глухие еловые чащи.
Они появляются у нас ближе к зиме. Птица чуть крупнее воробья. Окраска оперенья самца красно-вишневого цвета. Питаются семенами,почками и ягодами.
Снегирь-кочующая птица.
3 карточка
Это самостоятельная птица: в обиду себя не даст и голодным не осанется. Если найдет где-нибудь съедобное, то сразу других зовет.
В холодную пору птицы сидят плотно прижавшись друг к другу,нахохлившись.
Воробей очень давно живет рядом с человеком.
Творческая страничка. Каждый из вас, выполняя домашнее задание, подобрал загадки о птицах. Угадайте птицу по описанию.
Самостоятельная работа (Слайд 8)
-Прочитайте.
-Как вы считаете, какая часть текста пропущена? ( Начало текста)
Предложите, как можно начать этот текст. Обсудите в парах.
Запишите текст. Не забудьте записать начало текста.
Составление текста по иллюстрации.
-Что, по-вашему, общего между словом весна, перелётные птицы и занятием детей? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить их?
- Перелётные птицы на зиму улетают в тёплые страны, а весной возвращаются на родину. Мы можем соблюдать правила поведения в лесу, а для птиц, которые живут рядом с нами делаем скворечники весной и кормушки зимой.
- Мальчики делают заготовки для скворечников, ребята вместе собирают и раскрашивают их, закрепляют домики для птиц высоко на деревьях с помощью веревочек, чтобы не повредить дерево, в домиках появляются новые жильцы.
Работа в группах
Расположите сюжетные картинки в порядке происходящих событий. Докажите правильность своего выбора. Составьте текст по опорным картинам. Запишите в тетрадь.
Работа в учебнике
Самостоятельная работа
Для того, чтобы освоить приёмы работы с текстом нам необходимо выполнить задание в учебнике: упр. 1, с.50. В чём заключается проблема выполнения задания и как её решить? Какие части присутствуют в данном отрывке? (начало и основная часть). Верно, чтобы соблюдалось условие единства текста необходимо его дополнить, придумать окончание текста. Составим общий план работы.
План действий:
- Прочитать текст.
- Определить основную мысль текста.
- Придумать окончание текста.
- Придумать заголовок текста.
- Записать текст в тетрадь.
Рефлексия
Учитель (слайд ): Итог нашей работы подведём на учёном совете.
- О каком важном элементе (части) текста вели разговор? (О начале текста).
- Какое условие необходимо соблюдать при работе с текстом? (Единство смысла, содержания, настроения).
- Для чего нам нужно этому учиться? (Для того чтобы речь была красивой, правильной и понятной для окружающих).
Подведение результативности работы на уроке.
Оценивание
и домашнее задание
Учитель (слайд ): Оцените работу своей пары, группы, самого себя. Поблагодарите друг друга за работу.
Домашнее задание: В заключение каждая группа получает 2 задания:
Дома закончить запись текста из упражнения 2, с.51.
Я благодарна вам за работу на уроке, спасибо. До свидания.
Я отлично потрудился и доволен собой.
Мне было трудно, но я старался.
Используемая литература
1 Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.];[под ред.С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2018.- 176с.: ил.
2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. – М.: Вентана – Граф, 2009. – 448с. – (Начальная школа XXI века).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/30/picture-53587.jpg)
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка по теме "Составление плана текста"
План - конспект урока русского языка 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века" Соответствует реализации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/18/picture-172450-1526648869.jpg)
План-конспект урока русского языка на тему: "Знакомство с особенностями текста рекламы. Создание своего текста рекламы"
Реклама... Современная жизнь без нее просто немыслима!!! А что если мы попробуем создать свою рекламу?...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/24/picture-117511-1487964597.jpg)
Конспект урока русского языка по теме: "Типы текстов (составление текста-рассуждения)". 4 класс. УМК "Перспектива".
Конспект урока по русскому языку по теме "Типы текстов"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/21/picture-1465018-1679407014.jpg)
Конспект урока русского языка по теме "Текст" .Презентация к уроку по теме "Текст"
Коспект урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Учимся писать изложение повествовательного текста по вопросам" (2 класс). Формирование умения писать изложение по вопросам....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/29/picture-1390851-1706516940.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...