Родственные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Энговатова Елена Александровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Родственные слова»

  1. Орг. Момент

С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором «Добрый день»

Друг другу улыбнёмся

И делом мы займемся

Мы продолжаем изучать тайны русского языка . И,как всегда, Каждый из вас сегодня будет исследователем.

Откройте тетради, запишите число.

  1. Чистописание

Подготовим наши пальчики к письму.

        Будем пальчики считать

        1,2,3,4,5

        Вот какие дружные

        Крепкие и нужные

 - Чтобы узнать какую букву мы будем писать , нам нужно отгадать загадку.  

                 Рыжая плутовка,

                 Хитрая да ловкая,

                  В сарай попала,

                 Кур пересчитала

- Какой первый звук в этом слове? ( Л,)

 - Это буква?(ЭЛЬ)

 - Дайте характеристику букве ,звуку.

Прописывание образцов.

Работа со словарным словом.

Подберите синоним к слову лиса – (лисица.)

Составьте словосочетание , предложения. (устно)

  1. Орфоргафическая минутка.

- У меня тоже есть предложение , но в нем слова все перепутались. Составьте предложение и вставьте пропущенные буквы.  (????Запись предложения у доски с объяснением орфограмм)

       У лисицы пушистый рыжий хвост.

  1. Работа над новым материалом.

Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю»

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница    

– О! Здравствуйте! Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

- Как вы думаете, права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусю? Почему?

 - Кого здесь  можно назвать родственниками

 - Ребята , а кого мы называем родственниками?

 - Тех кто вместе, одна семья. Родственники это родные люди ,у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

Среди слов русского языка тоже есть родственники. Вот об этом мы и будем говорить сегодня.

– Какова тема нашего урока?

 - Сегодня на уроке мы научимся подбирать и находить  родственные слова_____________________________

5. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и     прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами.

А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.(У доски) Пишем с большой через запятую.

Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу. Давайте дадим лексическое значение.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).  

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

 – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (зим- ).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

Попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)

Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть

Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке?

(Будем учиться находить родственные слова и обозначать общую часть)

6.Работа со словарным словом (устно)(слайд)

Вернёмся к нашему словарному слову. Подберите к слову лисица родственные слова.

     7. Работа по рядам.

Самостоятельно подберите по два родственных слова к словам и выделите общую часть :

1 ряд – лес

2 ряд-  гриб

3 ряд – море

Выборочная проверка

 8. Устная работа

(На доске слова ГОРА и ГОРИТ)

 - Посмотрите на доску , прочитайте слова.

  У меня есть карточки со словами , которые нужно разместить в нужный столбик.

  - Почему слова ГОРА  и ГОРИТ не родственные , но ведь они имеют общую часть? ( Разное лексическое значение)

9. Работа по группам. _

- Ребята, объединитесь в группы. Каждой группе следующее задание. У вас есть текст. Прочитайте его , найдите родственные слова и выделите общую часть.( один ребёнок зачитывает текст и слова , затем называет общую часть)

 - Почему именно эти слова подчеркнул? (близкие по смыслу и общая часть)

10 .  Работа в карточках « Лишнее слово»

  У вас на столах карточки с группами слов. Но среди них лишнее слово , найдите и вычеркните его.

11. Итог урока

 - Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте ещё раз закрепим наши знания. , можно воспользоваться схемой – помощницей.

 - С какими словами мы познакомились? (родственные)

 - Какие слова мы можем назвать родственными? (слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть.)

12. Рефлексия

 - Я ,надеюсь, наш урок оставил только хорошие эмоции и вы получили прочные знания.

-Закончите предложения, выбрать нужно только одно.

 ---Сегодня я узнал…

 --- Я научился…

---- Было трудно….

----- У меня получилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

Проектная деятельность с учащимися 2-х классов. Тема проекта: «От родственного слова к родственной душе».

Данный проект способствует развитию речевой активности учащихся через работу с родственными словами, в играх со словами, развитию связанной речи на уровне фразы, текста....