«Имя прилагательное. Правописание окончаний, суффиксов».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

nataliagrishina1@rambler.ru

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Правописание окончаний, суффиксов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 «Б» классе

Тема: «Имя прилагательное. Правописание окончаний, суффиксов».

Цель: научить видеть ошибкоопасные места в окончаниях  и суффиксах прилагательных, уметь их проверять, развивать орфографическую зоркость.

Задачи:

  • Расширять лексический запас слов, изученных на уроках, умение употреблять новые слова в речи;
  • Развивать умение делать умозаключения по предложенным фактам;
  • Развивать умение анализировать, сопоставлять единообразное написание частей прилагательных и умение предлагать свои собственные примеры, аналогичные данным;
  • Развивать познавательный интерес к истории Дикого Запада, обогатить знания по этой тематике;
  • Учить  анализировать собственную работу, работу товарища;
  • Учить работать в паре,  развивать коммуникативные навыки общения.

Ход урока:

Орг. момент

По щелчку включается ковбойская тема (15-20сек.)

Слайд 1:  (картинка с видом Д.З.)

У: Ребята, послушайте эту музыку, какие ассоциации она у вас вызывает? 

У: Что вы себе представили, услышав эту мелодию?

Должна вам сообщить, что сегодня наш урок русского языка пройдет не в Луховицах, а на настоящем Диком Западе! А вы знаете, где эта территория находится?

Д: Это в Северной Америке. Это на Западе Евразии. Представили себе ковбоев на лошадях.

Актуализация знаний

У: Правильно.  Основными покорителями этой территории считаются индейцы и ковбои.

Кто сможет найти в толковом словаре значение слова индейцы? Кто найдет значение слова ковбои?

Д:  Инде́йцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией

Слайд 2: (Картинки индейцев и ковбоев)

Д: Ковбо́й (англ. cowboy, от cow — «корова» и boy — «парень») — название, употреблявшееся на Диком Западе США по отношению к пастухам скота

Слайд 3: Мы на ранчо

У: Сейчас мы попали на настоящее американское ранчо. Это так называют фермерское хозяйство. Бывают ранчо, на которых выращивают какую-то определенную культуру, например, кофе или кукурузу, а могут быть такие, где разводят скот, например, лошадей или овец.

Для вас задание такое:  поставьте данные словосочетания в нужную форму, выделите окончания прилагательных.

У: Давайте проверим это задание:

Д: - о деревянном колесе;

 - веселым ковбоем;

 - огромного поля;

 - богатым индейцам;

 - американским фермером;

 - Дикий Запад.

У: Выделим окончания прилагательных, вспомним, как их проверить.

Слайд 4: Мы на реке Миссисиппи.

У:  А теперь мы у знаменитой американской реки Миссисипи. Индейцы жили на ее берегах  с древности, они там охотились, разводили скот, добывали золото.

Для вас задание такое: Спишите текст, вставьте пропущенный буквы. Выделите окончания прилагательных, определите  их падеж. Какое правило нам поможет?

Миссисипи – главная р.ка (_.п.) в С.верной Америке  (_.п.) . С древних вр.мён (_.п.)  на этой р.ке с.лились  гордые  индейцы (_.п.). Они всячески пытались  отв.евать  свою  реку  у  ненавистных ковбоев (_.п.). Ковбои пасли свои  ст.да  на заливных лугах (_.п.), р.сположенных  вдоль  б.регов.

У: грамм.задание: 

У: Второе предложение разберите по членам, подпишите части речи.

 - Для первого уровня достаточно найти грамматическую основу и подписать части речи;

Для второго уровня разобрать предложение полностью, подписать все части речи;

 - Для третьего уровня  разобрать полностью 2 предложение, подписать, какими частями речи выражено, составить схему предложения.

У: Молодцы! Передайте свои тетради на проверку, пришло время немного отдохнуть.

Презентация выключается, последний слайд не демонстрируется.

Физминутка для глаз: Пальминг

Первичное закрепление

У: Поработаем в парах

У: А сейчас разделимся на пары, вы должны будете образовать от данных существительных прилагательные, используя суффиксы и определить, какого героя описывают ваши прилагательные ковбоя или индейца? Суффиксы прилагательных выделить.

Задание для 1 группы:

ловкость

ловкий

удача

удачливый

спорт

спортивный

счастье

счастливый

слава

славный

забота

заботливый

ковбой

ковбойский

Задание для 2 группы:

свобода

свободный

природа

природный

тоска

тоскливый

хозяйство

хозяйственный

война

военный

крик

крикливый

индеец

индейский

У: Первый  вариант , к какому герою нашего урока вы бы отнесли свои прилагательные? (Ковбой), а у второго  варианта? (Индеец) Молодцы! Назовите суффиксы прилагательных, которые вы выделили.  Все просто отлично!

Итоговый тест:

УровеньА:

Определи падеж прилагательных, выдели окончания:

1. счастливому человеку:

2. с ворсистым  ковром:

3. от городского пейзажа:

4. В сосновом бору:

5. у березовой рощи:

Уровень В:

Определи падеж прилагательных, допиши окончания:

1. о труслив..  щенке;

2. по росист.. траве;

3. в парчов..  халате;

4. братск.. привету;

5. с игристым шампанским

Уровень С:

Поставь словосочетания в нужную форму, выдели окончания и суффиксы, если они есть.

1. Ежовые рукавицы (Р.п.)

2. талантливый мальчик (П.п.)

3. Пассажирский поезд (Т.п.)

4. заботливый брат (Д.п.)

5. колосистая рожь (В.п.)

На работу отводится ровно 3 минуты, после сдаем листочки.

Домашнее задание:

У: Дома вы должны будете заполнить форму – тест  по теме «Имена прилагательные».

Таблицу с результатами я распечатаю,  и мы проверим ваши ответы в понедельник. Запишите в дневник.

Рефлексия

У: Итак, подведем итоги урока: где мы с вами сегодня путешествовали?

Кто такие индейцы? Кто такие ковбои? Как образовалось это слово?

Какие орфограммы мы сегодня повторяли? Какие  суффиксы прилагательных вы запомнили?

Если вас заинтересовала тема ковбоев и индейцев, предлагаю вам взять в библиотеке книгу Марка Твена «Приключения Тома Сойера ». Поднимите руку, кто хотел бы прочесть эту книгу на внеклассном чтении?

Оцените свою работу на уроке по  таблице самооценки:

На уроке я узнал, что…

Я научился определять…

Я запомнил, что…

Самым интересным на уроке было…

Самым трудным на уроке было…

Мне бы хотелось ещё раз повторить тему про…

Приложение 1:

ловкость

удача

легенда

спорт

счастье

слава

забота

ковбой

свобода

природа

тоска

хозяйство

война

крик

индеец

На уроке я узнал, что…

Я научился определять…

Я запомнил, что…

Самым интересным на уроке было…

Самым трудным на уроке было…

Мне бы хотелось ещё раз повторить тему про…

На уроке я узнал, что…

Я научился определять…

Я запомнил, что…

Самым интересным на уроке было…

Самым трудным на уроке было…

Мне бы хотелось ещё раз повторить тему про…

На уроке я узнал, что…

Я научился определять…

Я запомнил, что…

Самым интересным на уроке было…

Самым трудным на уроке было…

Мне бы хотелось ещё раз повторить тему про…

Уровень А:

Определи падеж прилагательных, выделите суффиксы:

1. счастливому человеку:

  • Т.п.;  
  • Д.п.

2. с ворсистым  ковром:

  • В.п.
  • Т.п.

3. от городского пейзажа:

  • Р.п.
  • Д.п.

4. В сосновом бору:

  • П.п.
  • Р.п.

5. у березовой рощи:

  • В.п.
  • Р.п.

Уровень В:

Определи падеж прилагательных, допиши окончания, выдели суффиксы:

1. о труслив..     щенке; __________

2. по росист..     траве;___________

3. в парчов..     халате;____________

4. братск..    привету;______________

5. с игристым шампанским__________

Уровень С:

Поставь словосочетания в нужную форму, выдели окончания и суффиксы, если они есть.

1. Ежовые рукавицы (Р.п.)____________________________________________

2. талантливый мальчик (П.п.)_______________________________________

3. Пассажирский поезд (Т.п.)_________________________________________

4. заботливый брат (Д.п.)____________________________________________

5. колосистая рожь (В.п.)____________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель 4 «Б» класса МБОУ ЛСОШ №1 Гришина Н.В. «Имена прилагательные. Повторение .» Путешествие по Дикому Западу

Слайд 2

К О ВБ О Й И НД ЕЕ Ц

Слайд 3

Мы на ранчо: д еревянное колесо(П.п .) веселый ковбой ( Т.п.) огромное поле (Р.п.) богатые индейцы(Д.п.) американский фермер . (Т.п.) Дикий Запад (В.п.)

Слайд 4

Мы у великой реки миссисиппи : Миссисипи – главная р.ка ( _.п .) в С.верной Америке ( _.п .) . С древних вр.мён ( _.п .) на этой р.ке с.лились гордые индейцы ( _.п .). Они всячески пытались отв.евать свою реку у ненавистных ковбоев ( _.п .). Ковбои пасли свои ст.да на заливных лугах ( _.п .), р.сположенных вдоль б.регов .

Слайд 5

Используемые ресурсы: Вид Дикого Запада http://unix.users.photofile.ru/photo/unix/200642443/xlarge/208798823.jpg Ковбой http://omsk.net/wp-content/uploads/2012/12/01e71f3ab7e6953c82230a0c39816c1d.jpg Индеец http://wildwestcowboy.ru/_pu/0/28406204.jpg Ранчо http://i002.radikal.ru/1103/f7/3e00a08f8513.jpg Миссисиппи http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/76/Lake_Itasca_Mississippi_Source.jpg Долина кактусов http://99px.ru/sstorage/56/2013/01/image_560701132306321700413.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже.

             Тема:  Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падеже....

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

« Имя существительное. Изменение имён существительных по числам» "Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний имен прилагательных"

Открытый урок русского языка в 3 классе.Открытый урок русского языка в 4 классе.Программа "Введение в школьную жизнь"...

Морфологический разбор имён прилагательных. Склонение прилагательных. Правописание падежных окончаний

Морфологический разбор имён прилагательных. Склонение прилагательных. Правописание падежных окончаний...