Дательный падеж имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Омарова Ирина Николаевна

Урок русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_-_dat._padezh.docx80.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        

Предмет: русский язык.

Класс: 4

Тип урока: урок «открытия»  нового знания.

УМК: Школа России

Технологическая карта

Тема

Дательный падеж имен существительных.

Цель

ознакомление с особенностями дательного падежа

Задачи

      учить находить существенные признаки имен существительных в дательном падеже;

учить задавать падежные вопросы к именам существительным;

учить устанавливать смысловые связи между словами в предложении.

        Развивающие: развитие умения осуществлять постановку учебной задачи, планировать и контролировать свои действия, строить речевое высказывание, делать выводы.

        Воспитательные: воспитание учебно-познавательного интереса к новому материалу, способности к самооценке и самоконтролю, уважительного отношения к одноклассникам, воспитание  отношения к здоровью человека как к ценности.

Формируемые УУД


Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно)

Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия

Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

Основные понятия

имя существительное, дательный падеж, орфограмма

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник

 дидактический материал.

Оборудование урока: 

Компьютер, презентация к уроку; таблица "Падежи", сигнальные карточки  "Дательный падеж"

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.  Мотивация к учебной деятельности.

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

А урок у нас сегодня необычный.

К нам в гости прилетела Сова.

Она предлагает нам

отправиться в сказочный лес.

 

t1667030767ab.png

 Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, настроя на урок.

 

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Дети настраиваются на учебную деятельность, слушают учителя, проверяют готовность к уроку, записывают в тетради число и классная работа.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

 формирование умения слушать и слышать.

Личностные: выра-

жать положительное отношение к процессу познания.

II. Актуализация имеющихся знаний

Цель. Систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания

t1667030767ae.png

  t1667030767af.pngt1667030767ag.png

t1667030767ac.png

К сказочному лесу нас приведут вот эти следы.t1667030767ad.png

-Прочитайте данные слова. Какой частью речи они выражены?

 

-Что мы знаем об имени существительном?

 

-Назовите признаки имени существительного.

 

- Что такое склонение?

 

-Сколько падежей в русском языке?

- Что вы знаете о существительном в именительном падеже?

(Имя существительное в именительном падеже в предложении является подлежащим. Оно употребляется без предлога.)

- Что вы знаете об имени существительном в родительном падеже?

( Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы Кого? Чего? и употребляется с предлогами у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после)

-Молодцы.

-Чтобы добраться до леса, вам надо эти слова разделить на две группы и записать.

-На какие две группы вы разделили?

-По какому признаку вы распределили слова? (одушевленные и неодушевленные имена существительные; правописание слов с непроверяемой безударной гласной и правописание слов с парными согласными)

-Следующее задание  поможет узнать насколько хорошо вы научились различать родительный и именительный падежи имён существительных. «Распределительный диктант».

-Задание будем делать по вариантам:

1 вариант выписывает словосочетания в Им. п.

2 вариант выписывает словосочетания в Р. п.

Словосочетания запишите в столбик друг под другом.

Росла берёза, стоял около  берёзы , был у медведя, был  медведь, бежала  лисица, бежал от лисицы, подарил другу

Проверка с доски:

 -Какие словосочетания выписали ребята

1 варианта?

-А 2-го варианта?

Организует диалог с обучающимися

 

 

 

 

 

Проводит устный опрос по теме предыдущих уроков

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Распределяют слова и словосочетания  по группам.

 

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: вы полняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

III. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии выявления места и причины затруднения.

Цель.  Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

-А почему вы никто не выписали словосочетание «подарил другу»?

( стоит в Д.п.)

-Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?? Сформулируйте тему урока. (Дательный падеж имен существительных.)

-А что мы с вами уже знаем о дательном падеже? (имена существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому? чему?)

-А что мы хотим узнать о дательном падеже? (какие предлоги употребляются в падеже)

-Чему мы хотим научиться сегодня на уроке? (находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

-Правильно. Сегодня мы будем учиться распознавать имена существительные в дательном падеже.

- Нами пароль разгадан, и теперь мы можем войти в сказочный лес.

Подводит детей к формулирова

нию темы и постановке задач урока

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися

Отвечают на вопросы, выполняют задание;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и задачу урока.

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Познавательные: извлекают необходимую информацию прослышанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель. Организация учащихся с целью наблюдения, систематизации знаний об именах существительных в дательном падеже.

-Прочитайте предложение, спишите его, вставив подходящие предлоги.

Туристы шли …лесу …реке.

-Прочитайте предложение, которое у вас получилось.

Проверка со слайда

-Определите падежи имён существительных.

Фронтальная проверка  и проверка со слайда

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)( таблица)

-Запомните эти два предлога дательного падежа. По ним легко определить этот падеж.

-Подчеркните основу этого предложения.

-Назови основу этого предложения.

Проверка со слайда

-Каким же членом предложения является имя существительное в дательном падеже ( второстепенным)? ( таблица)

Вороне где-то бог послал кусочек сыру.

- Найдите существительное в дательном падеже.

- Существительное в дательном падеже часто указывает на предмет, которому что-то дают.


 
Указывает объект наблюдения.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся.

 

Контролирует правильность выполнения заданий.

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

Определяют падеж имен существительных по составленному плану:

1.Находят главное слово.

2.Задают вопрос от главного слова к существительному.

3.По вопросу определяют падеж.

 

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Познавательные: извлекают необходимую информацию прослышанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные

Строят небольшие монологические высказывания.

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель.

Закрепить знания в определении Д. п..

-  Откройте учебник. Выполним упражнение 130 на странице 71.

-  Прочитайте задание.

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

-Итак, покажите с помощью сигнальных карточек, в каком падеже стоит каждое из словосочетаний

-…, читай 1-е словосочетание. По сигналу показываем выбранный вами падеж.

Читают по очереди словосочетания и показывают на опорных карточках

Осуществляет индивидуаль ный контроль.

Организует проверку выполнения задания.

 Работают с учебником.

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Личностные:Осознают свои возможности в учении;

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные:  осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщение, выводы.

Физминутка.

 Совушка-сова,

Совушка-сова, 
Большая голова,

 (круговые движения головой)
На пеньке сидит,

(присели на корточки)
Головой вертит, 
Во все стороны глядит, 
Да ка-а-ак 
Полетит!

 (дети встали, машут руками)

Проводит физминутку

 Делают физминутку.

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель.

Проверить умения в определении падежей имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

       Составь словосочетания

-Продолжим работать с дательным падежом имён существительных.
Слайд с заданием: составь словосочетания

-Из данных слов составить словосочетания, можно использовать предлоги.

-Пишите словосочетания каждое с новой строки.

дарить              сестра

бежать             трава

ходить              земля

подошёл            дом  

-Какие словосочетания у вас получились?

Проверка со слайда. 

В каком падеже употреблены имена существительные? ( в дательном)

-Какое словосочетание лишнее? (дарить сестре)

-Почему? ( без предлога)

-Какой вывод можно сделать? ( имена существительные в дательном падеже могут употребляться с предлогами и без предлогов)

-При определении падежа стоит ориентироваться и на вопросы, и на предлоги.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Выполняют самостоятель

ную работу самопроверку, взаимопроверку

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные

осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщение, выводы.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

    Игра « Кто первый?»
Купить для мамы, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, ходят люди, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме.
-Возьмите со стола большие белые карточки

Игра «Кто первый»

-Сформулируйте задание в соответствии с темой урока( выписать словосочетания с именем существительным в дательном падеже)
- Итак, кто же сегодня  первый выпишет словосочетания в Д.п.?

-Стоп, положили ручки . У нас есть победители.

Первый …. ( И. Ф)

Второй ( И. Ф.)

Третий  ( И. Ф.)
Проверка_

-Итак, какие же словосочетания с существительным в дательном падеже выписали?

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Осуществля

ют самопроверку, взаимопроверку, предваритель

ную оценку.

Индивидуаль

ная  работа  

Личностные: осознают свои возможности в учении; Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, делают обобщение, выводы.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

-Ребята, мы хорошо провели время в гостях у Совы. Нам пора возвращаться домой. Но выйти из леса вы сможете, выполнив задание -Давайте вернёмся к теме урока.

        -Что мы теперь знаем об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, является второстепенным членом предложения. Имеет вспомогательное слово «дам»)

Работа с таблицей.

- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

-А теперь в качестве закрепления проведём тест по теме «Дательный падеж имён существительных»

-Работаем в паре. 

Слайды: Тест «Дательный падеж имён существительных»

     Тест «Дательный падеж имён существительных» . Работа в паре.

№1. Выбери вопросы дательного падежа.

р) кто? что?            з) кому? чему?    

н) кого? чего?

№ 2. Выберите вспомогательное слово дательного падежа.

н) дам             л) есть                  в) нет

№ 3. Найдите предлоги дательного падежа.

о) от, под                  е) о, об                 а) к, по

№ 4. Каким членом предложения является слово в дательном падеже?

т) второстепенным  д) главным

№ 5. Найдите имя существительное в дательном падеже.

ю) без подруги       и) друг     о) к берегу

№ 6. Сколько всего падежей в русском языке?

к) 6              р) 7             б) 8

 ( дети отмечают в карточке)

-Составьте из полученных букв слово. ( знаток)

Слайд:  слово «Знаток»

-А кого можно назвать знатоком? ( Тот, кто обладает большими знаниями в чём – либо, тонким пониманием чего – либо. Ожегов)

 

- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!).

Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?).

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся

Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объектом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

 

Регулятивные: оценивают свою работу.

 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Дательный падеж имён существительных".

Данная презентация содержит цели урока, задания с проверкой, физминутки, итог урока....

Дательный падеж имён существительных.

Данный материал, составленный к уроку русского языка,  направлен на формирование у  учащихся интереса к изучению падежей имён существительных и знаний о дательном падеже, существенных отличи...

Дательный падеж имён существительных

Урок русского языка по теме "Дательный падеж имён существительных"...

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Дательный падеж имён существительных. 3 класс

УМК  « Перспективная начальная школа»...