Лингвистическая игра "Грамотеи"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Малородова Александра Геннадьевна

Цели: формировать интерес к русскому языку посредством игрового и занимательного материала;

обобщить и проверить грамматические знания, умения и навыки учащихся;

развивать речь, логическое мышление, память, воображение;

учить работать в группах.

Сценарий данного мероприятия подойдет для организации внеурочной деятельности по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotei_-_2021.docx25.69 КБ
Файл gramotey_-_2021.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая игра «ГРАМОТЕИ - 2021»

Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас на игре «Грамотеи - 2021».

Русский язык – один из самых красивых и богатых языков мира. Но он не прост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. Это все то, что мы изучаем на уроках русского языка. И грамотному человеку следует их знать и понимать. Как говорится: «Без букв и грамматики не обходятся и математики.», «Сначала аз да буки, потом все науки».

Я надеюсь, что вы покажите прекрасное знание русского языка, а также литературных произведений и английского языка. И.В.Гёте говорил: «Человек, который не знает иностранного языка, не знает своего собственного».

В игре принимают участие 4 сборные команды учащихся 1Т, 2Т и 4Т классов (по 8 человек). В течение игры команды принимают участие в различных конкурсах, зарабатывая баллы. Победителем становится команда, набравшая больше баллов за игру.

Задание 1. «АЗ,БУКИ,ВЕДИ».

Игроки получают 12 слов, буквы в которых изменили место. Надо расставить буквы по местам и собрать слово.

За каждое правильно расставленное слово команда получает 1 балл. Команда, которая первой прикрепит лист на доску, может получить дополнительный балл, если у неё нет ошибок. Максимальное количество баллов — 13.

Выполненное задание прикрепляем на доску.

ПРА, КУШПА, ДЛЕП, СЫЛЕСОП, ТУХПЕ, ЛОП, ЛАЧЕП, ПСЕ. ТОКЛОМО, МОВАРСА. ЗОРЛЕВИТЕ, ДАКОМАН.

(ответы- пар, пушка, плед, пылесос, петух, пол, пчела, пес, молоток, самовар, телевизор, команда).

Ведущий: Как мы и обещали, задание получат не только наши команды, но и болельщики.

Задание 2. «Буква — акробат»

Русский язык очень сложный, и иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были? Необходимо угадать и записать.

У каждой команды есть 30 секунд, чтобы найти ошибку. Каждое правильно исправленное слово приносит команде 1 балл. Максимальное количество баллов — 7.

Задание с измененными поговорками дается каждой команде.

1. Аппетит проходит во время еды.

2.  Взявшие мяч от мяча и погибнут

3.  Видит око, да дуб неймет

4. Город не тетка.

5. Готовь сени летом, а телегу зимой.

6. Ждать у горя погоды.

7. Лес рубят — кепки летят.

Задание 3. «Омонимы»

Узнайте многозначное слово по лексическим значениям, например:

бывает подземным, гаечным, скрипичным, открывает дверь – КЛЮЧ.

Стрижка, вид спорта, отдельная больничная палата – БОКС.

Взрослые держат в ней посуду, а дети катаются с неё на санках – ГОРКА.

Южный плод и драгоценный камень – ГРАНАТ.

Растет в поле, но иногда выскакивает на глазу – ЯЧМЕНЬ.

Эта детская болезнь может быть животным и называться морская… СВИНКА.

Это можно сделать со светом и с мясом – ПОТУШИТЬ.

Бывает барабанной и десятичной – ДРОБЬ.

Порода собак и расценка на товары и услуги – ТАКСА.

Задание 4. Конкурс “Шарады”

Корень мой из слова СКАЗКА,

Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка в слове РАСХОД,

Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

Корень в слове ВЯЗАТЬ,

Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,

Суффикс в слове СКАЗКА,

Окончание в слове РЫБА.

(Ответ - ЗАВЯЗКА)

Корень в слове СНЕЖИНКА,

Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,

Суффикс в слове ЛЕСНИК,

Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Корень мой находится в ЦЕНЕ,

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).

Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно,

Приставка в СОСУДЕ хранится надежно,

Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение).

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,

Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,

В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки идете. (Расписание).

Корнем с ПУТЕВКОЙ роднится,

В СБОРЕ приставка таится,

Суффикс – как в слове ДНЕВНИК.

Целям – я в космос проник. (Спутник).

Мой корень в просьбе заключён

(в ней он озвучен и смягчён)

Приставка – в воплощенье где-то,

На целое – все ждут ответа. (вопрос)

Задание 5. «Do you speak English?»

Учащиеся вспоминают противоположные по значению слова и называют их.

1) Yes - no

2) Mother – father

3) Sister – brother

4) Hello – good-bye

5) White – black

6) Night – day

7) Cat – dog

8) Boy – girl

9) Big – small

10) Can – can’t

Задание 6. «Блиц - опрос»

Каждой команде в течение 1 минуты необходимо правильно ответить на вопросы о литературных произведениях. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы:

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7.  Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит. (Путаница)

2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)

5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)

2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)

3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

6.Кто с кем такой делёж устраивал:

“Твои вершки, а мои корешки” (Мужик и медведь)

7.Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк) из сказки “Лиса и волк”.

8. Кто в русской народной сказке умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать …, есть не велел.? (медведь)

14.Что слышал медведь из сказки “Маша и медведь”?

(Не садись на пенёк, Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке…)

15. В чём медведь тащил Машеньку с пирожками к бабушке и дедушке? (в коробе)

16. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели. (щука)

17. Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться. (Людоед. Ш.Перро «Кот в сапогах»)

3.Этот великан необычный. В отличие от других великанов он освоил немало профессий: был милиционером, моряком, лётчиком… и всегда приходил на помощь маленьким детям. (Дядя Стёпа. С. Михалков.)

4.Этот герой собирался стать артистом, но его карьеру чуть не погубили пять золотых монет. У него есть двойник в сказке писателя Карло Коллоди. (Буратино. А. толстой.)

5.Этот мальчик уехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель в свободное время занимается фотоохотой. (Дядя Фёдор. Э Успенский.)

6. Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. Золушка Ш. Перро)

7.Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой температуры. (Карлсон. А Линдгрен.)

8.Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него было много друзей: медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие. ( Маугли. Р. Киплинг.)

9.Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина. А. Толстой.)

10.Этот мальчишка непослушный и любопытный, самый упрямый и самый задиристый. В школу он не ходил, но сам учился писать стихи, играть на трубе и рисовать портреты. (Незнайка. Н. Носов.)

13. Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый, каждый раз спасал своего друга из беды. (Кот из сказки «Кот, петух и лиса»)

14.Этот персонаж хитрый, льстивый, лукавый, жадный, корыстный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться. («Лисичка сестричка и серый волк»)

15.Эта женщина из сказки «Морозко» была злая, дурная, нехорошая. (Мачеха).

16.Из сказки «Морозко» он был мягким, отзывчивым, добродушным. (Старик).

17.Он может отмыть посуду, грязных людей. (Мойдодыр).

18.Она доставляет пирожки собственной бабушке, идя через темный лес. (Красная Шапочка).

19.Персонаж может поехать даже в жаркие страны, чтобы вылечить животных. (Доктор Айболит).

20.Они отнесут на своих крыльях в любую страну. (Гуси-лебеди).

Задание 7. "Репортёр".

Репортаж - живой рассказ очевидца с места событий. Репортёр - автор репортажа, который описывает событие, делится своими впечатлениями, замечаниями.

- Приготовьтесь прочитать этот репортаж как настоящий репортер: быстро, весело, с юмором.

Задание командам.

Здравствуйте! В эфире ______________________ . Свой репортаж я веду из средней школы №37. Сегодня в гости к учащимся прибыли их друзья из Америки. Они ещё не видели друг друга, но знают друг о друге много. Я вижу, как они здороваются, улыбаясь друг другу, обмениваются значками. Как хорошо, что ребята могут так легко и просто находить общий язык! Посмотрите, как весело они разговаривают! Но, не будем им мешать. До свидания! Спасибо за внимание. Вел(а) репортаж ____________________________.

Здравствуйте! В эфире ______________________. Свой репортаж я веду из тьюторского отделения школы №37. Прозвенел звонок! Перемена! Посмотрите, двери класса распахиваются, из них, словно мячики, выскакивают мальчишки. Вот один из них разогнался и, словно по льду, едет вдоль коридора. Ай-яй-яй! Так и сбить кого-нибудь можно! А о чём шушукаются девочки? Я вижу, как они столпились в уголочке и говорят тихо - тихо. До свидания! Свой репортаж вела ___________________ .

Здравствуйте! В эфире ______________________. Вчера 18 марта, в 15часов на школьном стадионе "Лесная зорька" состоялась дружеская встреча футбольных команд "Маяк" и "Лучик". Первый гол забил нападающий Торопыжка, играющий под номером 7. Им же был забит и третий, решающий гол в ворота "Маяка". Да, друзья, это победа! Блестящая победа! До свидания! Свой репортаж вела ___________________.

Здравствуйте! В эфире ______________________. Свой репортаж я веду с берега пруда поселка Восход. Медленно плывут по пруду гордые лебеди. Посмотрите, какие у них красивые шеи! А вот я вижу маленьких утят. Они весело и нелепо перебирают лапами по суше. Много интересных птиц можно встретить в пруду посёлка Восход. Но нам пора! Нас ждут другие животные. Свой репортаж заканчиваю словами: "До свидания! До новой встречи! С вами __________________ .

(Посовещавшись, руководитель каждой группы объявляет, кто будет вести репортаж)

Задание 8. «Ход конём»

Командам выдаются листы с заданием (плакаты на доске): ходом шахматного коня, начиная с выделенной части, прочтите две строчки из стихотворения С. Маршака "Школьнику на память". В каждой ячейке находится какая-либо часть слова – приставка, корень, суффикс или окончание. ("Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник")

ПО

ДЕРЖ

СВО

АН

НИК

Й

КАЖД

В

НИК

Е

АТЬ

РЯД

УЧ

ЕВ

ОБЯЗ

ЫЙ

ДН

 

К

Е

Задание 9.  «Орфографический»

Конечно, наш турнир не может пройти без конкурса на самую грамотную команду. Поэтому заключительный конкурс «Орфографический»

Помогите мальчику-пятикласснику получить хорошую отметку за диктант, исправьте ошибки.

Руский изык

Я лублю уроки руского язика. На этих уроках мы учимса понимать силу и красату радново изыка. Типлатой веит от блиских с децва слов: ручей, рощя, паляна, трапинка. Таржественно праизносим мы слава: Родина, мир, трут, свобода. Руский изык памогаит нам дружыть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

« БуКвА — акробат»

Слайд 4

« ОмОнИмЫ »

Слайд 6

Корень мой из слова СКАЗКА, Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК, Приставка в слове РАСХОД, Окончание в слове ДОМ. рассказчик

Слайд 7

Корень в слове ВЯЗАТЬ, Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ, Суффикс в слове СКАЗКА, Окончание в слове РЫБА. завязка

Слайд 8

Корень в слове СНЕЖИНКА, Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ, Суффикс в слове ЛЕСНИК, Окончание в слове СТОЛ. подснежник

Слайд 9

Корень мой находится в ЦЕНЕ, В ОЧЕРКЕ найди приставку мне, Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. оценка

Слайд 10

Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно, Приставка в СОСУДЕ хранится надежно, Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, Вместе – на темы различные пишешь. сочинение

Слайд 11

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень, Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки идете. расписание

Слайд 12

Корнем с ПУТЕВКОЙ роднится, В СБОРЕ приставка таится, Суффикс – как в слове ДНЕВНИК. Целям – я в космос проник. спутник

Слайд 13

Мой корень в просьбе заключён (в ней он озвучен и смягчён) Приставка – в воплощенье где-то, На целое – все ждут ответа. вопрос

Слайд 15

Name 3 things that… You can drink

Слайд 16

Name 3 things that… s tart with m

Слайд 17

Name 3 things that… a re cold

Слайд 18

Name 3 things that… c an fly

Слайд 19

Name 3 things that… h ave stripes

Слайд 20

Name 3 things that… You can open

Слайд 21

Name 3 things that… l ive on a farm

Слайд 22

Name 3 things that… a re green

Слайд 23

«Блиц - ОпРоС »

Слайд 24

«Репортёр»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия "Зачем нужна пунктуация?"...

Лингвистический турнир

Материал для проведения внеклассного занятия по русскому языку во 2 классе...

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

Лингвистические игры можно использовать на каждом этапе коррекции речевого развития. Цель этих игр – в непринужденной игровой, интересной ученику форме сформировать качественную сторону речевой ...

Руссий язык. Лингвистический турнир. "Шапочное знакомство"

Урок закрепления изученного материала   (3 класс).  В  нетрадиционной форме проводится работа по закреплению изученного, по развитию речи и обогащению словарног...

Особенности лингвистического образования младших школьников в условиях двуязычия

Родной язык является основой любого умственного развития, помогает глубокому и сознательному изучению русского языка.Овладение вторым языком представляет собой двуединый процесс: усвоение новых языков...

Людмила Петрушевская Лингвистические сказочки

Знаете, кто такие Пуськи бятые? Как гуляла Калуша с Калушатами, и почему они подудонились? Прочитайте лингвистические сказки Людмилы Петрушевской....