ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
статья по логопедии по теме

 

Лингвистические игры можно использовать на каждом этапе коррекции речевого развития. Цель этих игр – в непринужденной игровой, интересной ученику форме сформировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozova_yu.e._lingvisticheskie_igry_kak_tehnologiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Розова Юлия Евгеньевна

учитель-логопед

Государственное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VII вида) № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ   КАК ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

«Именно на игре словом ребенок учится тонкостям

родного языка, усваивает музыку его и то,  

что филологи называют «духом языка».

М. Горький

Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире,  накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что « именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо».  Игра — это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравится самому играющему, она — самоцель, и поэтому выбирается свободно.

Умение играть — это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. «Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий и процесс, формирующий интересы ребенка, созидающий его личность».  

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, речи. Играть можно не только с игрушками, но и со словами.

Лингвистические игры можно использовать на каждом этапе коррекции речевого развития. Цель этих игр – в непринужденной игровой, интересной ученику форме сформировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.

Такие  игры подразумевают различные операции со словами: членение слова на значащие части, подставление или отображение букв, перестановка букв и т. д. Подобные игры тренируют память, языковое чутье и зоркость.

Цели:

  1. Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас.
  2. Развивать память, внимание,
  3. Формировать творческое мышление, фантазию. Закреплять навыки речевого этикета.

          Материал: Шарады, грамматическая математика, логогрифы.

Шарада — игра, в которой загаданное слово делится на несколько частей, являющихся отдельными словами.

Описательное представление слова  носит конкретно-образный характер, поэтому шарады можно разыгрывать, т.е. театрально представлять  отдельные части,   целое загаданное слово. Это очень интересно,   театрализованные шарады были излюбленным развлечением на семейных праздниках в России ХIХ века.

Например: «Мой первый слог — в линейках нотных, два остальных — защита у животных.                   А целое соединит всегда древни, села, города. « (до-рога.)

Метаграммы — это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты метаграмм.

Например: «Когда я с Т, на мне плывут,  когда я с Д, меня сорвут.                                          

(Плот — плод.)                                                              

Логогриф (от греч. logos слово и griphos загадка) — такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост; а из слова сон — Соня, стон, слон.  

Например: «На берегу морском я круглый год валяюсь,     отменишь мягкий знак — и вверх я устремляюсь».  (Галька — галка.)

Уже к четырем годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм.   Это естественное желание ребенка необходимо всячески поощрять, так как приобщение к словесному творчеству актуализирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих, способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств     (изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность).   Малыш      начнет   использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы и конструкции, свойственные речи взрослых,  постепенно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребенок — труженик слова. Овладение речью — одно из величайших чудес детской психической жизни» - писал К.И. Чуковский.  

  Основу лингвистических игр  составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными  приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы,  драматизации, режиссерские, фантазии, представления, имитации, образные и т. п.), сюжетно настольно-печатные и другие, способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка.  Благодаря им, у малыша проходит становление культуры речи и общения, формируется интонационно-динамическая выразительность речи,     умение верно формулировать свою мысль, развиваются диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются предпосылки письменной речи.   Участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребенка. Но,   игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Если в процессе общения мы  забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестает быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребенка и взрослого, мы должны чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящего слова, надо сочетать речевые и неречевые средства общения:  жесты, мимику, пластику.

  Лингвистические   игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют детям проявлять  интеллектуальную инициативу, являющейся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.    

Литература

1. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продленного дня, М 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая игра "Грамотеи"

Лингвистическая игра по русскому языку...

Лингвистические игры на уроках русского языка

Игры со словами интересны и полезны, поскольку они формируют словарный запас, пополняют его, учат наблюдательности....

Игра «Звездный час» по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности

В игровой форме повторить и закрепить зания обучающихся по теме "Флора и фауна родной местности"...

Лингвистическая прогрессия как аспект развития речи неслышащего ребенка на индивидуальных занятиях (из опыта работы)

Материал предназначен для учителей-дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха. Материал содержит практические рекомендации по развитию речи детей с нарушением слуха на индивидуальных слухоре...

Развивающие упражнения, игры для обогащения и активизации связной устной речи детей младшего школьного возраста

В презентации раскрыты методы и приемы работы   для обогащения и активизации связной устной речи детей младшего школьного возраста....